Формы и методы работы с одарёнными детьми
статья
Материал посвящён описанию форм и методов работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с одаренными детьми
Кондакова Е.А. МКОУ СОШ №10
На современном этапе развития системы образования остро поднимается вопрос о разработке адекватных и эффективных форм и методов работы с одаренными детьми. Специалистам, работающим с одаренными детьми, важно понимать, что при их обучении и развитии важно применять системный подход.
В процессе работы упор делается на развитие способности испытывать радость от самого процесса получения знаний и познания окружающего мира. Процесс познания должен приносить интеллектуальное наслаждение и ощущение себя творцами собственной познавательной умелости. При таком подходе одаренные дети видят в процессе учения не только внешнюю необходимость, но и свободную игру умственных сил.
В современной школе педагоги все чаще поднимают вопросы: «Как эффективно обучать одаренного ребенка? При каких педагогических условиях социально-педагогическая поддержка одарённых детей может быть эффективной и обеспечит реальное развитие творческого потенциала личности обучающегося средствами образовательного процесса?» .
В XXI веке становится понятно, что методы и формы традиционной системы обучения не принесут должного результата при работе с одаренными детьми, в связи с этим поднимается вопрос об использовании современными педагогами инновационных форм и способов обучения и развития в своей работе.
Одаренные дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога, так как у них гораздо шире перспективы дальнейшего развития и выше потенциальные возможности, на раскрытие которых педагог должен направить максимальные усилия. В отличие от других детей, одаренные обладают более богатыми перспективами личностного развития .
Методы и формы работы с одаренными учащимися должны органически сочетаться с теми формами и способами, что применяются ко всем учащимся, однако должны отличаться качественным своеобразием.
Работа педагога с одарёнными школьниками относится к одному из приоритетных направлений школы. Как было обозначено ранее, именно системный принцип лежит в основе организации работы с одарёнными школьниками, это значит, что она должна вестись системно и на всех уровнях, дополнять друг друга на пути достижения общей цели. В школе система включает в себя работу с одарёнными детьми как во время уроков, как и во внеурочной деятельности .
В работе с одаренными детьми основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Однако формы и методы работы в рамках конкретного урока должны быть более разнообразными и творческими, педагог должен учитывать принципы дифференциации и индивидуализации при разработке конспекта занятия, поэтому должен все чаще внедрять в процесс занятия такие компоненты:
- работа в группах и подгруппах;
- творчески ориентированные задания;
- активное привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности;
- организация дискуссий и круглых столов по конкретной тематике,
- использование диалоговой формы при объяснении материала .
Педагог на занятиях может использовать различные способы организации индивидуальной работы. Примеры:
- работа по заранее подготовленным карточкам;
- внедрение дополнительных заданий исходя из интересов и способностей одаренного ребенка .
Для преподавания каждого учебного предмета характерна своя специфика форм, методов и приемов работы с одаренными детьми. Однако и во внеурочной деятельности есть ряд форм и методов работы, способствующих выявлению и развитию одарённости школьника. К ним можно отнести различные факультативы, кружки, интеллектуальные конкурсы и марафоны. Помимо перечисленных форм, необходимо активно привлекать школьников к участию в олимпиадах и конкурсах вне школы, активно заниматься внеурочной научно-исследовательской работой .
Однако на перечисленных выше формы работы не исчерпываются. В век современных информационных технологий можно утверждать, что внедрение их в жизнь позволит совершенствовать работу с одарёнными детьми в школе, вывести её на качественно более высокий уровень.
Традиционные образовательные технологии, в основе которых лежит контроль усвоения знаний у школьников, должны смениться новыми развивающими технологиями, где главной является ориентация на развитие способностей ребенка, на активизацию его творческой активности и развитие навыков самостоятельности в процессе познания .
Использование современных информационных технологий в процессе обучения оказывает благоприятное влияние на развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала одаренных детей. Педагог может использовать в своей деятельности различные ИКТ, игровые технологии, технологию критического мышления, элементы разноуровневой технологии, развивающей технологии .
Проблемой обучения и развития одаренных детей занимается на современном этапе Д.В. Ушаков. В своей книге доктор психологических наук и директор Института психологии РАН предлагает 3 стратегии обучения одаренных детей:
Ускорение.
Обогащение.
Однородные классы и специальные школы .
Исходя из выбранной стратегии, осуществляется планирование работы с одарёнными школьниками.
Ускорение
Чаще всего в обычных школах стратегию ускорения применяют в форме более раннего поступления ребёнка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате использования такой стратегии одаренный ребенок уже в возрасте 13-15 лет может оказаться в выпускном классе и в дальнейшем поступить в университет.
У стратегии «ускорение» есть свои характерные особенности:
Сокращение количества лет школьного обучения/«перепрыгивание» через класс.
Ускорение программы обучения по конкретным учебным дисциплинам.
Прохождение программы в сокращенном виде.
К достоинствам и положительным сторонам стратегии можно отнести, что одарённый ребёнок при таком подходе получает адекватную нагрузку, которая соответствует высокому уровню развития его способностей, избавляется от скуки на занятиях в связи с медленным замедленным темпом продвижения по учебному материалу .
Однако стратегия обладает рядом недостатков. Например, если одаренный ребёнок поступит в школу раньше своих сверстников, он будет отличаться от своих одноклассников как в физическом развитии, так и в развитии эмоциональной и личностной сферы. Несмотря на высокий интеллектуальный потенциал, такой ребенок все же отличается незрелостью эмоционально-волевой и социальной сфер. Это является причиной, что одарённые дети, которые проходят ускоренную программу, часто оказываются не включёнными в неформальную жизнь школы, им сложно устанавливать социальные контакты с одноклассниками .
Обогащение
В России стратегия «Обогащение» чаще всего реализуется через организацию дополнительных занятий в форме кружков, секций и создания школ по специальным дисциплинам. Использование стратегии позволит в полной мере реализовать индивидуальный подход к одаренному ребёнку и организовать работу на достаточно сложном уровне, который будет соответствовать возможностям и способностям ребёнка. Таким образом, одарённый ребенок работает в темпе, адекватном его высокому уровню развития способностей, и остается в рамках своего возрастного контекста. Стратегия позволяет ребенку максимально реализовать свои интеллектуальные возможности и при этом быть успешным при взаимодействии со сверстниками.
В рамках стратегии обогащения внутри школы организуются кружки различных направлений, ряд факультативных занятий, которые позволят одаренным детям расширить изучаемую область знаний. На факультативах у детей есть возможность получить и освоить дополнительный материал к основному курсу, подготовиться к различным конкурсам, олимпиадам и развить навыки самостоятельной познавательной деятельности .
Однородные классы
В рамках реализации стратегии «Однородные классы» организуются специальные школы и классы для одарённых детей. Такой подход в образовании встречает довольно неоднозначное отношение. Однако большинство педагогов-практиков соглашаются, что обучение в подобных классах позволяет одарённым детям получать нужную им нагрузку, приобретать опыт совместной деятельности с другими одарёнными детьми. При обучении в подобных классах дети перестают испытывать скуку на занятиях .
При таком подходе разрешается проблема подготовленности учителей. В обычном классе учителю не хватает опыта и времени для работы с одарённым ребёнком в полной мере. В однородных же классах работают специалисты в области детской одаренности, у которых есть опыт организации работы не только с одним одарённым ребёнком, но и с группой таких учеников.
Эффективные методы работы с одарёнными детьми
Разработка индивидуальных маршрутов при работе с одаренными детьми не всегда соотносится со школьными реалиями. К сожалению, на практике иногда выходит так, что одарённые дети остаются предоставленными сами себе, в недостаточной степени раскрывается их интеллектуальный потенциал. Чтобы избежать такого результата, нужно понимать, какие методы наиболее эффективны в работе с одарёнными детьми .
К одному из таких методов можно отнести исследовательский. В основе его лежит имитация научного открытия. Учащиеся должны выявить проблему, затем сформулировать главную цель исследования, выдвинуть ряд гипотез, которые возможно подтвердить или опровергнуть в ходе экспериментов. На основании полученных результатов учащиеся делают выводы, определяют их значимость и возможность применения .
Эвристический (частично-поисковый) метод основывается на выдвижении проблемы учителем и создании условий для самостоятельной деятельности учащихся по её решению. Этот метод удовлетворяет особую образовательную потребность, свойственную одарённым детям – стремление к самостоятельному поиску ответов .
Проблемный метод реализуется через создание проблемной ситуации на уроке. Учитель ставит перед детьми вопрос, вынуждающий искать ответ за пределами известной области знаний. В результате дети учатся мыслить логически, оценивать сложность поставленной задачи и искать различные пути её решения .
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровня подготовленности конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку учиться вместе со сверстниками и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности .
Проекты бывают как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Проектная деятельность — контекстная деятельность всего образовательного процесса, в которой принимают участие педагоги, ученики, родители, представители социума. В этом тандеме разрабатываются проекты разных уровней содержания. Проектный метод заключается в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько вариантов действий. Учащиеся самостоятельно ищут наилучший вариант решения проблемы, что создаёт оптимальные условия для раскрытия их потенциала.
В современной системе школьного образования значительное внимание уделяется развитию способностей учащихся в ходе внеурочной деятельности: кружки, факультативы, подготовка к олимпиадам. Но некоторые приёмы работы с одарёнными детьми могут быть включены в структуру урока.
К индивидуальным формам работы с одаренными детьми можно отнести подготовку докладов и индивидуальных проектов. Такие варианты работы вынуждают детей искать ответы за пределами стандартных учебных материалов, развивать навыки систематизации и представления информации.
Развитие информационных технологий открывает новые перспективы для работы с одарёнными детьми. Конечно, использование новых технологий ограничивается материально-техническим обеспечением школы и её кадровым потенциалом. Но некоторые инновационные формы работы с одарёнными детьми могут применяться в любой школе:
Элементы интерактивного обучения: дебаты, мозговой штурм.
Нетрадиционные виды уроков: уроки-лекции, уроки-исследования.
Самостоятельные занятия с помощью специализированных интернет-ресурсов с курсами по информатике, физике, филологическим и другим наукам.
Интернет-олимпиады, конкурсы.
Таким образом, рассмотрены основные современные стратегии обучения одаренных детей в школе, проанализированы основные инновационные формы и методы, которые применяются в работе с одаренными детьми. Можно отметить, что проблема подбора методов и форм работы, которые максимально развивают потенциал одаренного ребенка и способствуют развитию его способностей, является крайне актуальной и важной. Ведь именно от правильно подобранных методов и приемов работы будет зависеть успех и конечный результат работы с одаренным ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
"Формы и методы работы с одарёнными детьми"
Теоретические и практические аспекты работы с одарёнными детьми в начальной школе (из опыта работы)...
Формы и методы работы с одарёнными детьми. Программа.
Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Одарённые дети, какие они? Как работать с ними?...
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
Большое внимание в своей работе уделяю одарённым детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начала с диагностик характерологических особенност...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...