"Формы и методы работы с одарёнными детьми"
статья по теме
Теоретические и практические аспекты работы с одарёнными детьми в начальной школе (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с одарёнными детьми | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Исходя из своих наблюдений и результатов диагностики, могу сказать, что в моем 4в классе на данный период обучения определилось несколько детей более способных к тем или иным областям знаний.
На уроках используются следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение;
- работа в малых группах;
- проектно-исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)
- творческие и нестандартные задания.
На уроках дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. Например, на уроках литературного чтения ребята сами становятся авторами, сочиняют прекрасные сказки, рассказы, в которых делятся своими мыслями.
Отрывки из детских сочинений на тему «Что такое счастье?»
Счастье- это капелька радости, это когда у человека сбываются мечты. Когда люди вместе и между ними есть дружба, понимание, забота, доброта, то они счастливы. Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлива, потому что здесь у меня много друзей. А дома окружают самые дорогие и близкие мне люди. Разве это не счастье?
Пшениснова Ева
Что такое счастье? Когда зимой папа и мама катают меня на санках, и мы все смеёмся. Потом бежим домой пить горячий чай. Приходит весна, и мы наблюдаем, как распускаются листочки на деревьях, как ласково светит солнце. Лето! Какое счастье всем вместе поехать к бабушке и дедушке на море. Купаться, загорать или просто бегать по берегу! А осенью у нас начинаются дни рождения. Мама печёт торт, и мы веселимся. Ну разве это не счастье? И я хочу, чтобы оно продолжалось всю нашу жизнь и чтобы мы не знали никаких несчастий.
Алиева Альбина
Один человек богат и думает, что он счастлив. Другой получил 5 в тетрадке и тоже думает, что он счастлив. А я думаю, что счастье- это здоровое тело и здоровая душа, потому что, когда человек здоров, добр, отзывчив и ласков, он всегда будет счастлив.
Литвинцев Владимир
На уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать. Урок – исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает их в «исследователей».
Уже со 2 класса наши дети участвуют сначала в школьной научной конференции, а потом в городской. Так в 2012 году в окружном конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Гулливер» Борисова Софья заняла второе место. Тема её исследовательской работы была: «Лекарственные растения Самарской области». В 2013 году ещё два ученика моего класса стали участниками окружного конкурса исследовательских проектов. Афанасьева Полина выступила с проектом «Николай Чудотворец» на секции «Общество», а Борисова Софья снова выбрала секцию «Живая природа». Тема её выступления «Эти удивительные животные».
Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности в любой научной области. Дети пробуют создавать предметные газеты, сами составляют кроссворды, придумывают загадки, ребусы.
Например:
Серый, а не волк,
Длинноухий, а не заяц,
С копытами, а не конь. (ослик)
Рыжая, а не белка,
Питается мышами, а не сова,
Хищник, а не волк. (лиса)
С усами, а не лиса,
Линяет, а не собака,
С хвостом, а не мышь. (кошка)
Не мяукает и не мычит
Это животное на цепи сидит
Родных он в дом пускает,
А на чужих голос поднимает. (собака)
Всех он боится
За кустиком может скрыться,
Длинные ушки,
А сам как попрыгушка. (заяц)
Важнейшей формой работы с одаренными обучающимися являются олимпиады.
Наиболее активные ребята участвуют в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах - таких как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Кленовичок». Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности.
Так, например, в этом году в 4 классе во всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку приняли участие 7 ребят из класса. Пшениснова Ева из 100 возможных баллов набрала 90 и заняла 1 место.
Во внеурочной деятельности, также особой формой работы с одаренными детьми, являются театрализованные праздники.
В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Во внеурочное время у наших детей есть возможность как в школе, так и в других местах дополнительного образования заниматься в кружках по интересам. На базе нашей школы работают кружки разного направления, где у ребят есть возможность проявить свои способности.
Таким образом, мы видим, что обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов обучающихся. Кроме этого, занятия в кружках формируют положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Формы и методы работы с одарёнными детьми. Программа.
Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Одарённые дети, какие они? Как работать с ними?...
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
Большое внимание в своей работе уделяю одарённым детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начала с диагностик характерологических особенност...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...