Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"
методическая разработка по чтению
Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_.docx | 173.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОМТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НОО
Цель: познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приёмами и типами заданий;
- показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с несплошным текстом.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на моём мастер-классе.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
Читать – это еще ничего не значит, а вот читать и понимать прочитанное – вот что главное».
Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. И уже с раннего детства надо учить ребёнка читательской грамотности, чтобы с ним не случилось то, что случилось с Буратино из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино », которого обманули лиса Алиса и кот Базилио.
Предлагаю Вам озвучить тему мастер-класса.
Раdбоgтwqас текhрсlом каbкy осуновsной споzсоlбфорsмиmроgjdваfниubя чиdтаgтwельсqкойграtмоdтkноdvсти обуdlyчаcxюwhщихzsся
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся
В ходе мастер-класса мы с вами будем открывать приёмы формирования читательской грамотности, используя несплошной текст. Возьмите рабочий лист (РЛ) синего цвета и выберите приём, подходящий к данному заданию("Потерянные буквы")
В названии мастер-класса выделите, пожалуйста, понятие, с которыми непосредственно нам придётся поработать:
- читательская грамотность
Я предлагаю группам познакомиться с текстом - это РЛ оранжевого цвета - и на основе данного текста, установить соответствие между определением и понятием.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Как вы думаете, какой приём использовался на данном этапе нашей работы?
Этот приём включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-либо закономерностей.
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов- он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.
Но как показывают различные исследования российские школьники показывают неготовность работать с такого вида информацией.
И наша учительская задача - осваивать новые способы формирования читательских умений в образовательной практике.
- Как вы думаете, умение работать с текстом это какое умение предметное или метапредметное?
(Конечно же метапредметное, так как на каждом уроке, на каждом этапе жизни, где бы то ни было мы сталкиваемся с информацией, которую необходимо понимать).
Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И не всегда, даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.
Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.
- Со сплошными текстами разобрались.
- А какие тогда несплошные тексты? (высказываются мнения)
- Каким приёмом мы пополним нашу копилку?
Несплошные – в них информация передаётся не только словесным способом.
К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.
Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их? Учим ли мы этому детей?
А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами.
Смайлик -это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.
Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов и использовать её).
- Сегодня мы поработаем с таким несплошным текстом. Перед вами билет в театр и нам сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете.
- Положите перед собой билет и внимательно его рассмотрите. Давайте прочитаем информацию, которая в нем находится.(Учащиеся читают вслух информацию из билета, по ходу учитель задает уточняющие вопросы).
- А теперь, положите перед собой лист с заданиями. Итак, перед вами таблица. Сколько в ней заданий?(Ответы). Верно. Мы их будем выполнять по порядку.
Задание №1.
- В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.
- Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.
#1050;акой адрес у театра? (Адрес театра улица Калинина дом 2)
#1057;колько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 400 рублей)
#1053;азовите дату спектакля. (Дата спектакля 09 ноября 2020 года)
#1053;азовите время начала спектакля. (Время начала спектакля )
#1053;азвание спектакля. (Название спектакля «Снежная королева»)
#1042; каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).
(В данном задании обучающиеся находят информацию в явном виде, что является базовым умением формирования читательской грамотности в начальной школе.)
- Прежде чем пойти в театр, мы с вами должны знать правила поведения. Возьмите карточку зелёного цвета, прочтите правила и постарайтесь найти ошибки в этих правилах.
Правила поведения в театре
- Приходить в театр надо в нарядной одежде.
- Можно приходить в театр с домашними животными.
- Проходя на своё место, повернись спиной к сидящим, а лицом к сцене.
- Сидеть на кресле нужно правильно, не причиняя неудобств окружающим людям.
- Во время спектакляможно есть, шептаться, шелестеть, играть с номерком.
- Во время спектакля не обязательно соблюдать тишину, можно разговаривать по мобильному телефону, обмениваться впечатлениями с соседом.
- Чтобы пройти к своим местам надо повернуться спиной к сидящим, а лицом к сцене.
- В театр можно опаздывать и заходить в зал после третьего звонка.
- Можно покидать зал пока спектакль не окончился, ведь последние слова не самые важные.
- По вашему мнению, какой приём использовался в задании?
Задание №2.
- Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информацию, которая находится в нижней части билета.
Памятка «Правила поведения в театре».
- После третьего звонка вход запрещен.
- В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.
(При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).
- Уходя на работу, мама оставила вам записку – напоминание.Это задание №3. Внимательно посмотрите в это задание. Вам необходимо заполнить пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.
Записка.
Я ушла на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в театр. Нам необходимо доехать на автобусе до остановки «Сквер», там найти дом №2. Зайти в центральный вход.
Наш ряд3, твоё место ________.
(При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, преобразовывают ее в нужную форму).
- С помощью какого приёма вы выполняли это задание?
Задание №4.
- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.
Ответ на задание.
Нет, не посмотрите спектакль, если доберётесь до здания театра в , так как после третьего звонка вход воспрещен.
(Данное задание повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация).
Задание №5.
- Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявили, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Она предупредила, что в случае выигрыша, нужно обратиться к организаторам мероприятия.
- Ребята, давайте обратим внимание на задание №5, в котором находятся серия и номер выигрышного билета. Найдите эту информацию.
- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.
(Трудность данного задания в «зашумлении». В самом задании содержится дополнительная информация. То есть, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо работать с информацией из разных текстов – текстом самого билета и текстом самого задания, содержащий информацию.)
Задание №6.(Обучающиеся преобразовывают один формат несплошного текста в другой. Возможна групповая форма работы.)
- Ребята, в завершении нашего увлекательного занятия, давайте обратимся к заданию №6. Я предлагаю вам выступить в роли дизайнеров – оформителей. Нарисуйте, пожалуйста, афишу, максимально, используя информацию из билета.
(Учащиеся выполняют работу на листах бумаги формата А3, после выполнения задания работы вывешиваются на доску, с целью выявления наиболее интересной афиши.)
Учитель должен уметь планировать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.
-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.
Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от нас с вами. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.
Наша задача, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда мы уверенно может сказать:
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут
открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
Рефлексия.
Перед вами ключи трёх цветов, выберите, пожалуйста, цвет, который вам больше импонирует, нравится.
Кто выбрал ключ жёлтого цвета? Вместе с вами я желаю всем нам познания истин нашего педагогического труда. Синий ключ - желаем всем душевного подъёма. Красный ключ - оптимизма и отличного настроения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...
Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"
laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...
Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"
Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников
Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...
Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...