РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» начальное общее образование
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» начальное общее образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_muzyka_noo.docx | 502.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
начальное общее образование
Москва
2022
Оглавление
Основное содержание рабочей программы 3
Современная музыкальная культура 27
Тематическое планирование. Модель 1 37
Тематическое планирование. Модель 2 37
Основное содержание рабочей программы
Музыкальная грамота | |||
Основные элементы музыкальной речи; Разновидности и свойства звука; Средства музыкальной выразительности: разнообразие и роль; Форма в музыке; Отечественные и зарубежные композиторы; Отечественные и зарубежные исполнители; Центры музыкальной культуры и образования. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Определять на слух и характеризовать разновидности (шумовой, музыкальный) и физические свойства (громкость, высота, тембр, длительность) звука. Различать элементы музыкальной речи: мотив, фраза, предложение; звукоряд; интервал, метроритм, аккомпанемент и др., в процессе слушания и исполнения. Различать на слух музыкальные и речевые интонации. Характеризовать изобразительные и выразительные интонации. Сопоставлять выразительные и изобразительные интонации, определять их взаимосвязь. Исполнять ритмический рисунок по заданному образцу на слух/по ритмической партитуре. Создавать ритмический рисунок в соответствии с художественными и жанровыми особенностями музыки. Определять простые музыкальные формы — период, двухчастную, трёхчастную, рондо, вариации в процессе слушания и исполнения музыки. Характеризовать особенности и принципы построения простых музыкальных форм — двухчастной, трёхчастной, рондо, вариации в процессе слушания и исполнения музыки. Определять на слух средства музыкальной выразительности: динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп, в процессе слушания и исполнения. Характеризовать средства выразительности (динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп) музыкального произведения в процессе слушания или исполнения. Распознавать элементы нотной записи (такт, нота, нотный стан, длительности, ключ, гамма, знаки альтерации, пауза, размер) и объяснять их значение. Сопоставлять нотную запись музыкального произведения со звучащим примером для установления связи между ними. Различать на слух повтор, контраст, варьирование как принципы музыкального развития (музыки). Определять образное содержание музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Различать на слух знакомые музыкальные произведения, в том числе, называя имена их авторов. Определять на слух принадлежность изучаемых музыкальных произведений к направлению, жанру и состав исполнителей. Различать особенности исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов различных жанров и направлений. Характеризовать сходства и различия исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов произведений различных жанров и направлений. Распознавать музыкальные театры, концертные залы по изображениям и описаниям. Характеризовать внутреннее строение музыкальных театров, концертных залов, в том числе, опираясь на изображения знакомых объектов и личный опыт. Исполнять (вокально/инструментально) музыкальные произведения с простым мелодическим рисунком. Исполнять (вокально/инструментально) произведения разных жанров и направлений музыки, раскрывая их жанровые и интонационные особенности | Устанавливать существенные признаки для классификации объектов, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала. Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. Определять наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности. Осуществлять продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. Владеть навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. Вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога. Публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. | Первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях музыкальной классики. Овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения. Осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения. Овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. Установка на посильное активное участие в практической деятельности. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума. Стремление перенимать опыт, учиться у других людей - как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | Экскурсии в Музей им. Глинки https://xn----ftbdntmdanedo.xn--p1ai/centralnyj-muzej-muzykalnoj-kultury-glinki/ Детский город мастеров https://masterslavl.ru/about/#content Российский национальный музей музыки https://cosmosgroup.ru/ru/excursion/500840/503044_95315993 Проект «Прогулки по музеям онлайн» https://spo.mosmetod.ru/museums-online Цифровая трансформация – образование. https://platforms.su/section/edtech Больше, чем урок. Музыка. Проект: Урок в Москве. | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | МЭШ Сценарий урока: «Какие бывают звуки?» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1708?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Свойства звука» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1742?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Такие разные музыкальные звуки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1751?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Ритм окружающего мира» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1815?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Короткие и длинные звуки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Ритмический рисунок. Длительности в музыке» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1941?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Ритмический рисунок: акцент в музыке, сильная и слабая доли» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1962?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Я - артист. Первые шаги в Музыкальном королевстве» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1991?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Интонация в музыке и речи» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2217?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/138628?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Выразительные свойства мелодии» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/140093?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Типы мелодического движения. Аккомпанемент» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/140630?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/144204?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Понятие контраста в музыке» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/144754?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Лад. Мажор, минор. Тоника» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/145242?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Я – артист. Здравствуй, королева Мелодия!» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/147584?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Звуки и ноты в музыке» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/145681?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Нотоносец - дом, где живут ноты» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91957?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Скрипичный ключ, ноты, знаки альтерации (диез и бемоль)» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91958?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Форте - пиано. Ноты - клавиши - звуки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91959?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Я - артист. Концерт для королевы» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91960?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Ноты первой-второй октавы» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/90933?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мелодика русской народной и композиторской музыки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/87548?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Великие русские композиторы-мелодисты (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов)» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91723?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Повторность и вариативность» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/87574?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы)» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92845?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Прогулки в прошлое. Формы классической музыки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92855?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Классика в шутку и всерьез (зарубежные композиторы). Формы музыки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92857?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Я - артист. Волшебное превращение гномов» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92859?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Концерт – форма или жанр?» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/71757?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Форма рондо в вокальной и инструментальной музыке» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91705?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Простые формы вокальной и инструментальной музыки (двухчастная форма)» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91706?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыка осени» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1636880?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Утро в музыке и живописи» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1729394?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «М. П. Мусоргский. Вокальный цикл «Детская» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1301711?menuReferrer=catalogue | ||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры: - анализ музыкальных произведений (содержательная характеристика музыкального образа произведения и средств его воплощения (интонационные особенности, средства музыкальной выразительности, форма, жанр и др.); - вокально-хоровая работа (оценивание певческих навыков: чистота интонирования/чистая интонация, правильное дыхание, звукоизвлечение и звуковедение, чёткая дикция и артикуляция, понимание образа и характера произведения во время исполнения песен, попевок, вокальных упражнений, знание певческого репертуара); - инструментальное музицирование (исполнение ритмических рисунков на слух и по партитуре на ударных и шумовых инструментах; исполнение простых мелодий и песен на элементарных музыкальных инструментах выразительно, в характере); музыкальный дневник (диагностирование умений размышлять о музыке, выражать впечатления от восприятия или исполнения музыкального произведения (в том числе собственного исполнения) невербальными способами: в рисунке, графическом изображении, написании стихотворения, рассказа и др.); терминологический диктант, тест, устный ответ (итоговый срез знаний по теме «Музыкальная грамота»); - творческая работа (создание творческого продукта: сочинение небольших музыкальных тем-образов, импровизация (вокальная/инструментальная/пластическая), интерпретация произведений в соответствии с личными музыкальными предпочтениями) |
Классическая музыка | |||
Жанры вокально-хоровой музыки; Классификация певческих голосов; Виды и типы вокально-хоровых коллективов; Жанры инструментальной классической музыки; Классические музыкальные инструменты; Симфонический оркестр; Камерный оркестр; Инструментальный ансамбль; Духовой и военный оркестры; Государственные символы России. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Различать и характеризовать простые/бытовые жанры музыки (песня, танец, марш) в процессе слушания и исполнения. Определять принадлежность изучаемых произведений к простым жанрам музыки (песня, танец, марш). Различать жанры вокально-хоровой/инструментальной музыки малой и крупной форм, приводить примеры в процессе слушания и исполнения. Характеризовать разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения (народный, академический) и составу исполнителей (однородный, смешанный). Определять на слух разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения (народный, академический) и составу исполнителей (однородный, смешанный). Различать на слух мужские (тенор, баритон, бас), женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) и детские (дискант, сопрано, альт) певческие голоса. Определять на слух и характеризовать мужские (тенор, баритон, бас), женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) и детские (дискант, сопрано, альт) певческие голоса. Различать и характеризовать программные произведения. Определять связь между программой и образным содержанием, характером, формой и развитием музыкального произведения. Распознавать и характеризовать Гимн — музыкальный символ Российской Федерации, гимн школы, патриотические песни, песни, посвящённые Великой Отечественной войне, во время слушания и исполнения. Выявлять интонационные особенности Гимна — музыкального символа Российской Федерации, гимна школы, патриотических песен, песен, посвящённых Великой Отечественной войне, во время слушания и исполнения. Различать знакомые классические музыкальные инструменты по внешнему виду и на слух. Характеризовать состав и тембр звучания камерного и симфонического оркестров по предложенному плану. Распознавать на слух звучание камерного и симфонического оркестров, аргументировать выводы. Распознавать и описывать средства выразительности музыки, литературы, изобразительного искусства. Определять на слух средства музыкальной выразительности: динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп, в процессе слушания и исполнения. Характеризовать средства выразительности (динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп) музыкального произведения в процессе слушания или исполнения. Определять форму музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Характеризовать особенности формы музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Распознавать элементы нотной записи (такт, нота, нотный стан, длительности, ключ, гамма, знаки альтерации, пауза, размер) и объяснять их значение. Сопоставлять нотную запись музыкального произведения со звучащим примером для установления связи между ними. Различать на слух повтор, контраст, варьирование как принципы музыкального развития. Различать на слух повтор, контраст, варьирование как принципы музыкального развития. Определять образное содержание музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Различать на слух знакомые музыкальные произведения, в том числе, называя имена их авторов. Определять на слух принадлежность изучаемых музыкальных произведений к направлению, жанру, и состав исполнителей. Различать особенности исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов различных жанров и направлений. Характеризовать сходства и различия исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов произведений различных жанров и направлений. Различать музыкальные театры, концертные залы по изображениям и описаниям. Характеризовать внутреннее строение музыкальных театров, концертных залов, в том числе, опираясь на изображения знакомых объектов и личный опыт. Исполнять (вокально/инструментально) музыкальные произведения с простым мелодическим рисунком. Исполнять (вокально/инструментально) произведения разных жанров и направлений музыки, раскрывая их жанровые и интонационные особенности | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе музыкально-творческой деятельности. Выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах. Уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.). Устанавливать существенные признаки для классификации изучаемых объектов, явлений. Планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера. Выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Владеть навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. Вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога. Распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки. Понимать ценность социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия. | Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе. Знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира. Проявление интереса к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. Осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них. Активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. Придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. Стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | "Культура РФ. В разделе "Музыка" "Кусково. Выставки. Хрусталь. Картины. Музыка". Интерактивная выставка "Звук и ... ". Экскурсии в Музей Чайковского. https://xn----ftbdntmdanedo.xn--p1ai/klinskoe-podvore/ Музей русской гармоники А. Мирека. Музей С.А. Есенина Федеральный ресурсный информационно-аналитический центр художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных Музыкальные инструменты народов мира. Экспозиция музей-квартиры Н.С. Голованова. Экспозиция музей-квартиры А.Б. Гольденвейзера. https://music-museum.ru/events/ekspozitsii/muzyikalnyie-instrumentyi-narodov-mira.html Виртуальная экскурсия "Коллекция особого назначения". Проект "Прогулки по музеям онлайн" https://spo.mosmetod.ru/museums-online Больше, чем урок. Музыка. Проект: Урок в Москве. «В городском саду играет духовой оркестр…» Гимн – государственный символ страны. | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | МЭШ Сценарий урока: «Форте - пиано. Ноты - клавиши - звуки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91959?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мелодия» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1666356?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мелодия» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1225745?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Государственные символы России (гимн, герб, флаг)» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/88044?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/852991?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1267647?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Звучит нестареющий Моцарт» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2008013?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт». Урок 1» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1125701?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт». Урок 2» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1213795?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1193119?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Счастье в сирени живёт. С.В. Рахманинов. «Сирень», «Вокализ» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1827802?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Ф. Шопен: биография и творчество» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1909172?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Царит гармония оркестра» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/776505?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мастерство исполнителя. Урок-концерт.» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1110223?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/282320?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Куда ведут нас гномы Музыкального королевства?» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/133549?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Здравствуй, Танец!» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91840?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Такие разные танцы» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/143732?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Куда ведёт нас марш?» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91946?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Что рассказывает Песня?» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91947?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Какие разные бывают песни» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/143971?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Необыкновенные превращения гномов» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/144048?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальные символы России» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91473?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Широка страна моя родная...» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92848?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Жанровое разнообразие хоровой музыки» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91687?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Пение по нотам с тактированием» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/90915?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Хоровые коллективы и их виды. Детский хор» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91698?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Исполняем каноны» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91697?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Его величество симфонический оркестр» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/68254?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Путеводитель по симфоническому оркестру» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/68818?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Симфонический оркестр в музыкальных красках и лицах» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/72466?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Дирижёр – волшебник или профессионал?» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/69458?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Выдающиеся симфонические оркестры» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/70372?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Хоровые коллективы и их виды, типы. Народный хор» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91690?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Хоровые коллективы и их виды, типы. Академический хор» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91693?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Камерный оркестр – младший брат симфонического оркестра» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97279?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Особенности духового оркестра. Оркестровая партитура» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97281?menuReferrer=catalogueМыкальная тема — песня, танцы и др. Функции балета и хора в опер | ||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры: - анализ музыкальных произведений (содержательная характеристика произведений вокальной и инструментальной музыки отечественных и зарубежных композиторов–классиков в комплексе музыкальных средств выразительности, жанровых и интонационных особенностей музыки); - домашнее задание, конспект, реферат, доклад (выполнение заданий на закрепление и углубление знаний о творчестве композиторов/исполнителей классической музыки); - вокально-хоровая работа (оценивание певческих навыков при исполнении произведений отечественных и зарубежных композиторов – классиков, умения раскрыть музыкальный образ и характер произведения, передать интонационные, жанровые и стилистические особенности в сольном и хоровом исполнении); - диалог/полилог, опрос, устный ответ (формулирование и аргументирование собственных суждений об особенностях исполнения классических произведений отечественных и зарубежных композиторов–классиков разными исполнителями и коллективами); - инструментальное музицирование (исполнение мелодий (фрагментов) классических произведений, создание ритмического аккомпанемента); - музыкальный дневник (диагностирование умений размышлять о музыке, выражать впечатления от восприятия или исполнения классического музыкального произведения невербальными способами: в рисунке, графическом изображении, написании стихотворения, рассказа и др.); - исследовательская работа, учебное задание, проект, комбинированная работа, творческая работа (раскрытие предпосылок возникновения и развития классических музыкальных инструментов и составов исполнителей, творческое преобразовывание музыкального материала с целью проникновения в природу музыкальных явлений, объектов, фактов, событий и др.); - конкурс (презентация концертного (конкурсного) номера или собственного творческого продукта (вокального/инструментального/пластического); - терминологический диктант, тест (итоговый срез знаний по теме «Классическая музыка»); - музыкальная викторина (диагностика знаний золотого фонда классической музыки, жизни и творчества композиторов-классиков, состава классических инструментов и исполнителей классической музыки) |
Музыка театра и кино | |||
Музыкально-сценические жанры; Разнообразие синтетических видов искусства, связанных с музыкой; Музыкально-театральные профессии. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Определять и называть особенности и разновидности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл). Характеризовать музыку в кинофильме, мультфильме, театральной постановке. Различать профессии, связанные с музыкальным искусством, на примере их известных представителей. Характеризовать содержание деятельности различных профессий, связанных с музыкальным искусством. Определять форму музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Характеризовать особенности формы музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Определять на слух средства музыкальной выразительности: динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп, в процессе слушания и исполнения. Характеризовать средства выразительности (динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп) музыкального произведения в процессе слушания или исполнения. Распознавать элементы нотной записи (такт, нота, нотный стан, длительности, ключ, гамма, знаки альтерации, пауза, размер) и объяснять их значение. Сопоставлять нотную запись музыкального произведения со звучащим примером для установления связи между ними. Различать на слух повтор, контраст, варьирование как принципы музыкального развития. Определять образное содержание музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Различать на слух знакомые музыкальные произведения, в том числе, называя имена их авторов. Определять на слух принадлежность изучаемых музыкальных произведений к направлению, жанру, и состав исполнителей. Различать особенности исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов различных жанров и направлений. Характеризовать сходства и различия исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов произведений различных жанров и направлений. Различать музыкальные театры, концертные залы по изображениям и описаниям. Характеризовать внутреннее строение музыкальных театров, концертных залов, в том числе, опираясь на изображения знакомых объектов и личный опыт. Исполнять (вокально/инструментально) музыкальные произведения с простым мелодическим рисунком. Исполнять (вокально/инструментально) произведения разных жанров и направлений музыки, раскрывая их жанровые и интонационные особенности | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе музыкально-творческой деятельности. Выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах. Планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера. Выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. Оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. Сравнивать результаты с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности. Понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту. Развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения. Выявлять и анализировать причины эмоций. Выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. Распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки. Признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности. | Осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них. Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Стремление перенимать опыт, учиться у других людей - как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства. Смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | "Кусково. Выставки. Хрусталь. Картины. Музыка". Музей С.А. Есенина в Москве Детский город мастеров https://masterslavl.ru/about/#content Проект "Прогулки по музеям онлайн" https://spo.mosmetod.ru/museums-online Экскурсия с представлением в «Уголок дедушки Дурова» https://xn----ftbdntmdanedo.xn--p1ai/ugolok-dedushki-durova/ Проект: Урок в Москве. | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | МЭШ Сценарий урока: «Дом, где живёт музыка» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91962?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Главные помощники королевы» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91964?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Без кого и без чего не может появиться спектакль» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91968?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мы создаем спектакль» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91976?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Приглашаем к нам на сказку» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91982?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Сыграем музыкальную сказку» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/156952?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Детский музыкальный театр» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92860?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкально-театральные жанры» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92861?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Театр оперы и балета» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92862?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Русский площадной театр» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92864?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мир театрального закулисья» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92866?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Фольклорная и театральная композиции - сходства и отличия» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92867?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Мы для вас сыграем...» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92868?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальный проект «Сочиняем сказку» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/483103?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальный проект «Сочиняем сказку» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/664815?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальный проект «Сочиняем сказку» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/88902?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальный проект «Сочиняем сказку» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/88803?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танцы и др. Функции балета и хора в опере» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97311?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Линии драматургического развития действия в опере. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариативность» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97314?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97316?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Своеобразие музыкального языка балета» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97317?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т. д.» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97324?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Я — артист. Станем авторами своего спектакля» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97328?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Особенности киномузыки: сочинение, исполнение» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97331?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Особенности создания музыки к мультфильмам» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97332?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Классическая музыка в мультипликации» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/920956?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Классическая музыка в мультипликации» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/920956?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Изобразительные и выразительные возможности киномузыки и музыки к мультфильма» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97335?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Если бы я был режиссёром (урок-проект по киномузыке и музыке к мультфильмам)» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97343?menuReferrer=catalogue | ||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры: - анализ музыкальных произведений (содержательная характеристика музыкально-сценических произведений и музыкальных произведений синтетических видов искусства в комплексе музыкальных средств выразительности, интонационных особенностей музыки, приёмов её развития); - комбинированная работа, творческая работа, проект (создание музыкальных спектаклей/фрагментов изучаемых произведений музыкально – сценических жанров, музыкального озвучивания героев фильмов и мультфильмов, изучение профессий музыкального искусства) - вокально-хоровая работа (выразительное и образное исполнение несложных номеров и песен из опер, мюзиклов, мультфильмов и кинофильмов, используя различные (соответствующие жанру) типы звукоизвлечения и атаки, а также базовые певческие навыки); - инструментальное музицирование (исполнение фрагментов и несложных мелодий из опер, балетов, мюзиклов, фильмов и мультфильмов, создание ритмического аккомпанемента); - конкурс (презентация фрагмента театральной постановки, мини-сценки для концерта/конкурса); - музыкальная викторина (диагностирование знаний музыки из опер, балетов, оперетт, мюзиклов, фильмов, мультфильмов и композиторов/исполнителей, сочинявших/исполнявших музыку этих жанров и видов искусства); - музыкальный дневник (диагностирование умений размышлять о музыке и музыкально-сценических жанрах, выражать свои впечатления от посещения музыкальных театров и концертных залов, от восприятия или исполнения музыки из кино и мультфильмов, в том числе невербальными способами: в рисунке, графическом изображении, написании стихотворения, рассказа и др.); - терминологический диктант, тест (итоговый срез знаний по теме «Музыка театра и кино») |
Духовная музыка | |||
Инструментальная музыка храма; Жанры духовной музыки; Духовные традиции, темы и образы в творчестве композиторов-классиков. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Характеризовать жанры духовной музыки (церковной и композиторской) на примере изучаемых произведений. Определять принадлежность изучаемых произведений к жанрам духовной музыки (церковной и композиторской). Распознавать духовные образы в изучаемых произведениях композиторов-классиков. Характеризовать круг духовных образов в изучаемых произведениях композиторов-классиков. Определять на слух разновидности инструментальной музыки, звучащей в храме (колокольный звон, орган). Характеризовать особенности инструментальной музыки храма (колокольный звон, орган). Определять на слух средства музыкальной выразительности: динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп, в процессе слушания и исполнения. Характеризовать средства выразительности (динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп) музыкального произведения в процессе слушания или исполнения. Распознавать элементы нотной записи (такт, нота, нотный стан, длительности, ключ, гамма, знаки альтерации, пауза, размер) и объяснять их значение. Сопоставлять нотную запись музыкального произведения со звучащим примером для установления связи между ними. Определять форму музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Характеризовать особенности формы музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Определять образное содержание музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Различать особенности исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов различных жанров и направлений. Характеризовать сходства и различия исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов произведений различных жанров и направлений. Различать на слух знакомые музыкальные произведения, в том числе, называя имена их авторов. Определять на слух принадлежность изучаемых музыкальных произведений к направлению, жанру, и состав исполнителей. Исполнять (вокально/инструментально) музыкальные произведения с простым мелодическим рисунком. Исполнять (вокально/инструментально) произведения разных жанров и направлений музыки, раскрывая их жанровые и интонационные особенности | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе музыкально-творческой деятельности. Выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах. Владеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности. Предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности. Понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту. Развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения. Выявлять и анализировать причины эмоций. Выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки. Приобретать умения осознанного построения речевого высказывания, обоснования своей точки зрения. Признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности. | Готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики. Придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Осознание комплекса идей и моделей поведения, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них. Проявлять интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры. Осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | Проект: Урок в Москве. Темы по предмету Музыка. (ГМЦ) Образ Богоматери в русской и европейской музыке. Часть 1 Образ Богоматери в русской и европейской музыке. Часть 2 Духовный мир в звуках и красках Интерактивная выставка "Звук и ... " "Культура РФ. В разделе "Музыка" Московский международный детско-юношеский конкурс "Рождественская песнь". Городской фестиваль детского и юношеского творчества "Эстафета искусств". | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | МЭШ Сценарий урока: «Великий колокольный звон» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/915766?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Святые земли Русской. Илья Муромец» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/938814?menuReferrer=catalogue | ||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры: - анализ музыкальных произведений (содержательная характеристика произведений духовной музыки в комплексе музыкальных средств выразительности, интонационных, жанровых и стилистических особенностей, приёмов развития); - вокально-хоровая работа (образное и содержательное исполнение духовной музыки с соблюдением специфической фонетики и базовых вокально-хоровых навыков); - диалог/полилог, опрос, устный ответ (умение рассуждать о роли и значении духовной музыки в жизни человека) - инструментальное музицирование (исполнение различных видов духовной музыки (фрагментов); импровизация на синтезаторе, создавая имитации колокольных звонов и органа); - исследовательская работа, учебное задание, проект, реферат (раскрытие культурно-исторических предпосылок возникновения и развития духовной музыки, её традиций и особенностей исполнения); - терминологический диктант, тест (итоговый срез знаний по теме «Духовная музыка»); - музыкальный дневник (диагностирование умений размышлять о духовной музыке, выражать свои впечатления от восприятия или исполнения духовной музыки, в том числе невербальными способами: в рисунке, графическом изображении, написании стихотворения, рассказа и др.); - конкурс (презентация концертного/конкурсного произведения духовной музыки) |
Современная музыкальная культура | |||
Стили и направления современной музыки; Электронные музыкальные инструменты; Инструменты джазового оркестра; Разновидности джазовой музыки. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Характеризовать направления, стили, жанры современной музыки на примере изучаемых произведений. Определять принадлежность изучаемых произведений к направлениям, стилям, жанрам современной музыки, в процессе слушания и исполнения, аргументировать сделанный вывод. Распознавать произведения классической музыки, положенные в основу произведений смешанных жанров (стилей) современного музыкального искусства. Характеризовать интерпретации классических произведений в произведениях смешанных жанров (стилей) современного музыкального искусства. Распознавать знакомые инструменты джазового оркестра по внешнему виду и звучанию. Различать звучание электронных музыкальных инструментов. Сравнивать звучание электронных музыкальных инструментов с акустическими инструментами. Определять на слух средства музыкальной выразительности: динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп, в процессе слушания и исполнения. Характеризовать средства выразительности (динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп) музыкального произведения в процессе слушания или исполнения. Распознавать элементы нотной записи (такт, нота, нотный стан, длительности, ключ, гамма, знаки альтерации, пауза, размер) и объяснять их значение. Сопоставлять нотную запись музыкального произведения со звучащим примером для установления связи между ними. Различать на слух повтор, контраст, варьирование как принципы музыкального развития. Определять образное содержание музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Различать на слух знакомые музыкальные произведения, в том числе, называя имена их авторов. Определять на слух принадлежность изучаемых музыкальных произведений к направлению, жанру, и состав исполнителей. Различать особенности исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов различных жанров и направлений. Характеризовать сходства и различия исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов произведений различных жанров и направлений. Исполнять (вокально/инструментально) музыкальные произведения с простым мелодическим рисунком. Исполнять (вокально/инструментально) произведения разных жанров и направлений музыки, раскрывая их жанровые и интонационные особенности | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе музыкально-творческой деятельности. Выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах. Планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера. Выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Осуществлять продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач. Уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. Оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. Сравнивать результаты с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности. Понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту. Развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения. Выявлять и анализировать причины эмоций. Выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. Распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки. Признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности. | Активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой. Овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла Овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | "Культура РФ. В разделе "Музыка" Интерактивная выставка "Звук и ... " Детский город мастеров https://masterslavl.ru/about/#content Виртуальная экскурсия "Коллекция особого назначения". Бизнес-школа СКОЛКОВО https://www.skolkovo.ru/programmes/2112020-karernyy-navigator-junior-online/ Проект: Урок в Москве. | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | МЭШ Сценарий урока: «Тембровая индивидуальность инструментов джазового оркестра» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97282?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Синтезатор – инструмент-оркестр» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97292?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Синтезатор – инструмент-оркестр» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1112202?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Тембровые возможности синтезатора для музыканта-практика» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97298?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Тембровые возможности синтезатора для музыканта-практика» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1112591?menuReferrer=catalogue | ||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры: - анализ музыкальных произведений (содержательная характеристика произведений современной музыки в комплексе музыкальных средств выразительности, интонационных, жанровых и стилистических особенностей, приёмов развития); - вокально-хоровая работа (исполнение современных песен в соответствии с художественным образом и характером произведений, композиторским стилем и базовыми вокально-хоровыми навыками); - диалог/полилог, опрос, устный ответ (умение рассуждать о значении и роли современной музыкальной культуры в жизни человека) - инструментальное музицирование (исполнение современной музыки с использованием современных технологий записи и воспроизведения музыки) - исследовательская работа, учебное задание, проект, реферат (раскрытие культурно-исторических предпосылок возникновения и развития современной музыки, её традиций и особенностей исполнения); - терминологический диктант, тест (итоговый срез знаний по теме «Современная музыка»); - музыкальный дневник (диагностирование умений размышлять о современной музыке, выражать свои впечатления от восприятия или исполнения современной музыки, в том числе невербальными способами: в рисунке, графическом изображении, написании стихотворения, рассказа и др.); - музыкальная викторина (диагностика знаний современной музыкальной культуры: современных композиторов и исполнителей, произведений разных жанров и стилей и др.); - конкурс (презентация концертного/конкурсного произведения современной музыки) |
Народная музыка | |||
Жанровое разнообразие музыкального фольклора; Традиции, праздники, обряды; Русский народный музыкальный фольклор; Музыкальный фольклор народов России; Музыкальный фольклор народов мира; Народные музыкальные инструменты; Оркестр народных инструментов; Фольклор в творчестве композиторов. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Различать и характеризовать жанры народной музыки. Определять жанровую и национальную принадлежность фольклорного произведения, сопоставлять произведения музыкального фольклора разных народов. Определять жанровые признаки изучаемых произведений народной музыки. Различать особенности композиторской и народной музыки. Определять на слух принадлежность музыкальных произведений к композиторской или народной музыке, аргументируя выводы. Различать народные музыкальные инструменты по внешнему виду и на слух. Характеризовать состав и тембр звучания оркестра народных инструментов по предложенному плану. Сопоставлять музыкальные инструменты разных народов по внешнему облику (строению) и тембровой окраске. Распознавать на слух звучание оркестров народных инструментов, аргументировать сделанный вывод. Определять форму музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Характеризовать особенности формы музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Определять на слух средства музыкальной выразительности: динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп, в процессе слушания и исполнения. Характеризовать средства выразительности (динамика, лад, мелодия, регистр, ритм, тембр, темп) музыкального произведения в процессе слушания или исполнения. Распознавать элементы нотной записи (такт, нота, нотный стан, длительности, ключ, гамма, знаки альтерации, пауза, размер) и объяснять их значение. Сопоставлять нотную запись музыкального произведения со звучащим примером для установления связи между ними. Различать на слух повтор, контраст, варьирование как принципы музыкального развития. Определять образное содержание музыкального произведения в процессе слушания и исполнения музыки. Различать на слух знакомые музыкальные произведения, в том числе, называя имена их авторов. Определять на слух принадлежность изучаемых музыкальных произведений к направлению, жанру, и состав исполнителей. Различать особенности исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов различных жанров и направлений. Характеризовать сходства и различия исполнения отечественных и зарубежных солистов/коллективов произведений различных жанров и направлений. Различать музыкальные театры, концертные залы по изображениям и описаниям. Характеризовать внутреннее строение музыкальных театров, концертных залов, в том числе, опираясь на изображения знакомых объектов и личный опыт. Исполнять (вокально/инструментально) музыкальные произведения с простым мелодическим рисунком. Исполнять (вокально/инструментально) произведения разных жанров и направлений музыки, раскрывая их жанровые и интонационные особенности | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе музыкально-творческой деятельности. Выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах. Устанавливать существенные признаки для классификации изучаемых объектов, явлений. Планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера. Выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. Оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. Сравнивать результаты с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности. Понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту. Развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения. Выявлять и анализировать причины эмоций. Выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. Распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки. Признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности. | Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе. Проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей. Стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. Готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики. Придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. Умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта. Осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражению. Овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды. Стремление перенимать опыт, учиться у других людей - как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | Музей русской гармоники А. Мирека. Экскурсии для школьников в Музей А. Мирека https://xn----ftbdntmdanedo.xn--p1ai/a-mireka/ "Культура РФ. В разделе "Музыка" Музей С.А. Есенина в Москве Музыкальные инструменты народов мира. Музей-квартира Н.С. Голованова. Музей-квартиры А.Б. Гольденвейзера. https://music-museum.ru/events/ekspozitsii/muzyikalnyie-instrumentyi-narodov-mira.html Проект "Прогулки по музеям онлайн" https://spo.mosmetod.ru/museums-online Больше, чем урок. Музыка. | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | МЭШ Сценарий урока: «Родной обычай старины. Рождественские колядки на Руси» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/982165?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Народные инструменты» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/84058?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Русские плясовые наигрыши. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/84827?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальные инструменты. Садко. Из русского былинного сказа» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/622615?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальные инструменты народов России» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/474104?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальный фольклор» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/86329?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Традиции народного музицирования» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/87182?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Вариации - форма построения русской народной песни» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/86302?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Русские обряды и праздники» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/84981?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Годовой круг календарных праздников» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/85200?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Народные инструменты» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/84058?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Оркестр народных инструментов. Метроритм» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/86292?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Русские плясовые наигрыши. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/84827?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальное творчество народов России» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/86986?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Жанры музыкального фольклора народов России» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/86988?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Народный костюм и народная музыка — единое культурное целое» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/86989?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Народный костюм и народная музыка — единое культурное целое» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/481487?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Разыграем народные песни» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/86990?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Разыграем народные песни» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/481668?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальные инструменты народов России» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/85550?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Музыкальные инструменты народов России» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/474104?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Между музыкой моего народа и народов мира нет непереходимых границ» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97249?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Народная песня и народная культура. Ритмические рисунки рондо, двух- и трёхчастных форм» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97256?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Образное и жанровое содержание песен народов мира» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97259?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Структурные, мелодические и ритмические особенности музыки народов мира» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97261?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Я – артист. Между музыкой народов мира нет непереходимых границ» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97268?menuReferrer=catalogue Сценарий урока: «Оркестр народных инструментов – единство солистов и культурных традиций» https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/97290?menuReferrer=catalogue | ||
Оценочные процедуры | Возможные оценочные процедуры: - анализ музыкальных произведений (содержательная характеристика произведений народной музыки в комплексе музыкальных средств выразительности, интонационных, жанровых и стилистических особенностей, приёмов развития); - вокально-хоровая работа (выразительное и образное исполнение народных песен, в соответствии с характером и особенностями конкретной народности (этноса), умение пользоваться цепным дыханием и широкой фразировкой в исполнении хоровых народных песен и другими базовыми певческими навыками); - диалог/полилог, опрос, устный ответ (умение рассуждать о значении и роли народной музыкальной культуры в жизни человека, общества, страны) - инструментальное музицирование (выразительное исполнение произведений народной музыки (фрагментов) на разных народных и шумовых инструментах, придерживаясь жанровых и стилистических особенностей народной музыки); - исследовательская работа, учебное задание, проект, реферат (раскрытие культурно-исторических предпосылок возникновения и развития народной музыки, её традиций и особенностей исполнения); - терминологический диктант, тест (итоговый срез знаний по теме «Народная музыка»); - музыкальный дневник (диагностирование умений размышлять о народной музыке, выражать свои впечатления от посещения концертных выступлений коллективов народной музыки невербальными способами: в рисунке, графическом изображении, написании стихотворения, рассказа и др.); - музыкальная викторина (диагностика знаний народного музыкального фольклора, исполнителей народной музыки, народных музыкальных инструментов и творчества композиторов, обращавшихся к народной музыке); - конкурс (презентация концертного/конкурсного произведения народной музыки) |
Тематическое планирование. Модель 1
№ п/п | Тема | Примерное количество часов по годам обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Музыкальная грамота | 20 | 12 | 5 | 0 |
2. | Народная музыка | 0 | 10 | 8 | 7 |
3. | Духовная музыка | 0 | 0 | 0 | 3 |
4. | Классическая музыка | 7 | 5 | 13 | 7 |
5. | Современная музыкальная культура | 0 | 0 | 0 | 3 |
6. | Музыка театра и кино | 6 | 7 | 8 | 14 |
Тематическое планирование. Модель 2
№ п/п | Тема | Примерное количество часов по годам обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Музыкальная грамота | 13 | 9 | 8 | 3 |
2. | Народная музыка | 9 | 4 | 4 | 7 |
3. | Духовная музыка | 0 | 5 | 4 | 4 |
4. | Классическая музыка | 6 | 11 | 9 | 10 |
5. | Современная музыкальная культура | 0 | 0 | 3 | 3 |
6. | Музыка театра и кино | 6 | 5 | 6 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике начальное общее образование УМК «Школа России» ФГОС
Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по математике для 1 класса....
Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы
Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» начальное общее образование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» начальное общее образование...
Рабочая программа курса "Музыка" Начальное общее образование (1-4 классы)
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной термино...