Публичное представление педагогического опыта
материал

Ростова Евгения Александровна

Публичное представление собственного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedopyta.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Тема: «Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе»

Общие сведения

ФИО

Ростова Евгения Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

7 лет

Квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности

Учреждение, в котором работает автор

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

1. Актуальность

Наиболее важной целью начального образования в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. В настоящее время в системе образования происходят существенные изменения, меняются требования к школьному обучению. Обществу требуются инициативные, высококвалифицированные специалисты, способные к критическому мышлению и творческому подходу решения задач.

Образовательный стандарт ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель не просто транслирует знания, не только учит писать, читать и считать, а прививает новые умения.  Поэтому приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.  Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания. УУД – это навыки, которые нужно закладывать на всех уроках в начальной школе.

Реализуя новый стандарт, педагог должен выходить за рамки школьных предметов, ориентируясь, прежде всего, на развитие личности ребенка, необходимость формирования  универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы развить в учениках все виды учебных универсальных действий,  научить их самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованным и успешным.

2. Основная идея

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования зависят от уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.

Работая по УМК «Школа России», главной целью моей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Ведущая идея: создание системы организации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время, с целью повышения мотивации к творческой деятельности обучающихся. Повышение качества обучения, развитие познавательного интереса, мышления, развитие ученика, как личности.

Цели: развитие УУД, познавательной активности учащихся, качественное усвоения содержания программного материала; формирование произвольности познавательных процессов; осознание важности саморазвития.

Задачи: способствовать развитию УУД, познавательных потребностей и способностей учащихся; создать оптимальные условия для обучения; развивать способности младших школьников, управлять познавательными процессами.

3. Теоретическая база

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым, под руководством А.Г. Асмолова.

Психологическая интерпретация действий была подробно представлена в трудах Л.С. Выготского. Динамичное развитие школьника определяется автором как переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития (смена выполнения заданий по образцу на самостоятельный характер деятельности). Образец деятельности задает педагог, он же отслеживает и корректирует процесс самостоятельного познания ребенка.

В общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева действие подробно представлено как структурный компонент деятельности. В исследованиях А.В. Запорожца впервые раскрыт механизм возникновения действия и выявлена его структура, состоящая из отдельных операций.

В работах П.Я. Гальперина активно продолжались исследования психологической структуры действия. Анализируя работы Выготского и Леонтьева, Гальперин указывает, что «внешняя деятельность представлена полно, но психологическое содержание действия остается неясным». Ученый предложил механизм формирования действий, отраженный в концепции ориентировочной основы действий (ООД).

В концепции развивающего обучения школьников В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина ученик выступает самостоятельным субъектом познавательной учебной деятельности. Процесс обучения заключается в усвоении теоретических знаний от абстрактного уровня к конкретному с помощью операций анализа, планирования, рефлексии. С позиции авторов в процессе обучения необходимо содержание любой темы представлять через мотивированное и целенаправленное решение учебных задач. Причем решение конкретной, стоящей перед учащимся задачи заключается в поиске действий, которые помогают достичь результата.

В настоящее время существует многообразие теоретических сведений, технологических подходов, научных и практических разработок, а также значительное количество методик по формированию УУД.

4. Новизна опыта

В основу формирования системы УУД положен системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира  составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития учащихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видодеятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками  и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

5. Технология опыта

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения учащегося в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, проблемное обучение.

Одним из эффективных методов формирования УУД является проблемно-диалогическая технология, которая дает развернутый ответ на вопрос «как научить учащихся ставить и решать проблемы». В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановка проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные УУД, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. На ряду с этим происходит формирование и других УУД: за счет использования диалога – коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся за счет изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путем создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена прежде всего на формирование УУД, так как обеспечивает развитие умения определять достигнут ли результат деятельности. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию учащегося.

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), познавательных УУД, обеспечивая умения смыслового чтения: извлекать все виды информации из текста, осознанно читать вслух и про себя сплошные и не сплошные тексты учебников.

На современном этапе перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого я использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, ИКТ, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, исследовательской деятельности, ЗСТ на уровне отдельных элементов и в системе.

6. Анализ результативности опыта

Неотъемлемой частью работы является ведение мониторинга знаний учащихся, что позволяет отслеживать успехи каждого ученика.

Показателями формирования УУД является следующие показатели:

  • стабильный процент качества знаний (повысилось качество обученности слабых учащихся);
  • 100% успеваемость;
  • успешное участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Результаты итоговых административных работ:

в 2018-2019 учебном году – русский язык – 69%, математика – 64%

в 2019-2020 учебном году – русский язык –72%, математика – 68%

в 2020-2021 учебном году – русский язык – 73%, математика – 71%

в 2021-2022 учебном году – не аттестовывались (1 класс).

Средний показатель качества знаний – 70%

Уровни мотивации учебной деятельности

Класс

Кол-во учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3 класс

16

3

7

6

4 класс

16

4

8

4

1 класс

28

5

16

7

2 класс

28

8

15

5

Учащиеся применяют свои знания и навыки, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. За это время дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня (всероссийские онлайн-олимпиады «Учи.ру» по русскому языку, математике и окружающему миру; олимпиада «Безопасные дороги», муниципальные конкурсы рисунков «Безопасная дорога глазами ребенка», «Экологический рисунок», региональный конкурс рисунков «Моя будущая профессия», муниципальные конкурсы прикладного искусства «Дары земли мордовской», «Новогодняя фантазия»).

7. Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г. Асмолов – М. :Изд-во «НекстПринт», 2010. – 84 с.

2. Бруновт, Е.П. Формирование приемов умственной деятельности учащихся / Е.П. Бруновт, Е.Т. Бровкина – М. : Педагогика, 1981. – 72 с.

3. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков. – М. : Книга по требованию, 2012. – 225 с.

4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин – М. : Изд-во «Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.

5. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Рос.акд.образования; под редакцией А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с.

6. Усова, А.В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А.В. Усова. – Физика. – 2006. – №16.

7. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // избранные труды / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.


Тема

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Цели

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Поэтому в рационе ребенка регулярно должны быть эти витаминные продукты.

Витаминные продукты.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные

умения

Предметные умения

Проявлять:

-  интерес к изучению темы;

- каждый день есть витаминные продукты - овощи, фрукты и ягоды;

- творческое отношение к теме.

Познавательные умения:

        Обсуждение проблемного вопроса –

Чем полезны ягоды, фрукты и овощи для организма человека?          

Регулятивные умения: Понимание и сохранение учебной задачи.

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Принятие установленных правил.

Разнообразить ягодное меню летом.

Коммуникативные умения:

Слушать мнение взрослых о пользе ягод и фруктов.

Учитывать мнение партнера при работе в паре, группе.

Формулировать правила позитивного диалога.

Сформировать представление о разнообразии фруктов и ягод, их пользе и значении для организма.

Технология изучения темы

Организация образовательного пространства

Метапредметные

связи

Ресурсы

Форма работы

Кружок  «Разговор о правильном питании».

Проект «Витамины в саду и огороде».

Информационный материал:

Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал.

Плакаты.

Фронтальная - Ф

Индивидуальная – И

Парная – Пар

Групповая - Г

Сценарий мероприятия

I Организационным момент

Звучит песня «Мы начинаем КВН», входят дети.

  1. Мы - осенний урожай,

Фрукты, овощи ягоды встречай!

  1. Мы такие смелые,

Вкусные и спелые!

  1. Мы в саду росли до осенней поры,

Наливались мы соком алой зари,

  1. Листья пели нам песню,

И купали дожди.

  1. Вы на нас полюбуйтесь.

Правда, мы хороши?

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашем классе. Сегодня у нас развлекательно-познавательная игра КВН. Это игра для добрых, любознательных, чутких и активных. Вы себя такими считаете? Значит эта игра для вас!

Разрешите представиться, меня зовут Витаминка, и сегодня я буду вашим помощником.

А за итогами конкурсов будет внимательно следить наше витаминное жюри:

II Представление команд

Давайте познакомимся с нашими командами. Капитан говорит название команды, дети хором проговаривают девиз.

Команда «Овощи»

Девиз: мы овощи отважные, для здоровья важные!

Команда «Фрукты»

Девиз: мы полезные продукты, а зовемся просто – фрукты!

Команда «Ягоды»

Девиз: Наши ягоды вкусны – витаминами полны!

III Конкурсные задания

Разминка

Мы начинаем КВН! И по традиции первый конкурс – «Разминка».  Для начала мы узнаем, как хорошо вы знаете фрукты и овощи, и умеете их различать. У вас на столах есть корзины с различными овощами и фруктами. Ваша задача как можно быстрее и правильнее разделить все продукты на две группы – овощи и фрукты. Команда, выполнившая задание поднимает вверх руку. Жюри оценивает не только скорость, но и правильность выполнения.

Угадай-ка

Следующий конкурс называется «Угадай-ка». Я предлагаю разгадать кроссворд и узнать важное слово. Для того, чтобы ответить вам необходимо поднять сигнальную карточку и назвать отгадку.

http://festival.1september.ru/articles/564748/1.gif

1.         На сучках висят шары –

Посинели от жары.

(сливы)

2.        Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(вишня)

3.        Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(картофель)

4.        Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи.

(капуста)

5.        За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(морковь)

6.        На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(земляника)

7.        Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Какое слово получилось в выделенных клетках? (витамин)

А где содержаться витамины? (в овощах, ягодах и фруктах)

Я предоставляю слово жюри. Жюри оценивает разминку и угадай-ку.

 Домашнее задание

И мы переходим к конкурсу «Домашнее задание». Каждая команда подготовила мини-рассказ об одном из витаминов. Команда «Овощи», пожалуйста.

Витамин А:

Посмотрите на меня, я – витамин А. Если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов - вам не хватает именно меня.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Где же витамин А найти,

Чтобы видеть и расти?

И морковь и абрикосы

Витамин в себе тот носят.

В фруктах, ягодах он есть,

Их нам всех не перечесть.

Спасибо команде Овощей. Ребята, а вы запомнили в каких продуктах содержится витамин А?

Думаю вы с легкостью справитесь с очередным заданием. У каждой команды есть карточка с анограммами. В словах-названиях овощей, фруктов и ягод перепутались буквы. Расшифруйте названия продуктов, которые содержат витамин А. Команда, выполнившая задание поднимает руку.

Морковь – В К М О Р Ь О

Абрикос – К Р А С И Б О

Шиповник – Н П И О Ш К В И

Для показа домашнего задания я приглашаю команду Фруктов.

Витамин В:

А я – витамин В. если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, на лице на образовывались трещинки в уголках рта, не шелушилась кожа, вам крайне необходим я.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам –

И не только по утрам!

Свёкла, яблоко, картофель,

Репа, тыква, помидор…

Витамины Б имеют

И отдать нам их сумеют.

Б – в наружной части злаков,

Хоть он там не одинаков.

Это вовсе не беда,

Группа Б там есть всегда.

Ребята, скажите, в каких продуктах содержится витамин В? Предлагаю следующий конкурс. Каждой команде я загадаю загадки, отгадав их, можно узнать названия овощей, фруктов и ягод, в которых содержится витамин В.

Загадки для команды «Овощи»

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

(Картофель)

Загадки для команды «Фрукты»

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет ...

( Банан)

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

Загадки для команды «Ягоды»

Лесная и садовая,

Душистая, медовая,

Вся розовато-красная,

Да и на вкус прекрасная.

(Земляника.)

Близнецы на тонкой ветке  

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад.

Это сладкий ...

(виноград)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

 Молодцы! И я приглашаю команду Ягод.

Витамин С:

Я – самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я, рад вам помочь защититься от простудных заболеваний.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Ц – витамин в цветной капусте,

В укропе, свежих овощах;

Он снова в действие запустит

Уставших клеток бодрый ряд.

Спасибо, команде Ягоды. И для того, чтобы запомнить в каких продуктах содержится витамин С, я предлагаю последний конкурс. Участникам команд с закрытыми глазами на вкус нужно угадать фрукт или овощ.

Помидор, капуста, апельсин.

IV Итоги игры

Витамины - это жизнь!

С ними нужно всем дружить!

 Витамины потребляй,

И здоровье прибавляй!

Слово предоставляется жюри. Жюри оценивает домашнее задание и конкуры анаграммы, загадки, узнай по вкусу. Называет итоговые результаты и команду-победителя.

Вручение наград и вкусных призов (команде – кубок, каждому ребенку по фрукту).

V Заключение

Всем спасибо за вниманье

За задор и звонкий смех

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь

Говорю всем, до свиданья,

До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта....

Публичное представление педагогического опыта.

Публичное представление педагогического опыта....