Кружок "Калейдоскоп наук" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа по кружку "Калейдоскоп наук" - это интегрированный курс направленный на подготовку учащихся к ВПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_4_v_klass.docx512.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа для 4 класса по кружку «Калейдоскоп наук» составлена  в соответствии  с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ», Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ №40 г.Улан-Удэ».

В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.

           Для реализации программного содержания используются:

  1. Ященко И.В. ВПР Математика: 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС-М.: Издательство «Экзамен»,2021
  2. Комиссарова Л.Ю. ВПР Русский язык: 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС-М.: Издательство «Экзамен»,2021
  3. Волкова Е.В. ВПР Окружающий мир 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС-М.: Издательство «Экзамен»,2021
  4. Образовательная платформа УЧИ.РУ

Цели и задачи

Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.

Задачи курса:

обучающие:

-формирование общеинтеллектуальных умений;

-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;

-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие:

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие речи  и словарного запаса учащихся;

-развитие внимание, памяти;

воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умение работать в паре, группе.

Место внеурочного предмета «Калейдоскоп наук» в учебном плане

         Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» направлена на подготовку обучающихся к ВПР программа     общеинтеллектуального направления. Рассчитана на детей 10-11 лет. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа из расчёта (1 час в неделю). Срок реализации –1 год.

          На основе программы развития МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ» 2020-2025г.г. реализация воспитательного потенциала предмета предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

Воспитательные ресурсы для создания атмосферы доверия, интереса к предмету, к учителю:

а) создание привлекательных традиций класса;

б) методики развивающего обучения;

в) интеллектуальные и ролевые игры;

г) викторины;

д) участие в предметных олимпиадах.

Структура рабочей программы:

Пояснительная записка

1. Планируемые результаты освоения предмета.

2. Содержание учебного курса.

3. Календарно-тематическое планирование.

  1. Планируемые результаты освоения предмета

Метапредметные и личностные

Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов в целях выделения признаков;
  • синтез, в том числе выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметными результатами внеурочной деятельности являются совершенствование следующих умений по предметам:

«Русский язык»

  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • выделять предложения с однородными членами;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи;
  • характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • проводить морфологический разбор имен существительных и прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте предлог и вместе с именами существительными, к которым они относятся.
    «Математика»
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок);
  •  решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость);
  • используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр - миллиметр);
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • читать несложные готовые таблицы;
  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

  Окружающий мир

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Будут сформированы

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
  • описывать достопримечательности столицы и родного края.

Планируемым результатам обучения  по русскому языку, математике, окружающему миру.

Задания по русскому языку нацелены на овладение обучающимися учебно-языковыми опознавательными умениями:

  • правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, составлять план;
  • строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;
  • распознавать значение слова;
  •  адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
  • подбирать к слову близкие по значению слова;
  • распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении.

На занятиях по математике включены задания, направленные на отработку следующих умений:

  • выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями;
  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений;
  • исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
  •  работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами.

Анализировать и интерпретировать данные;

  • решать текстовые задачи;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления.

На занятиях по окружающему миру включены задания, направленные на:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
  • использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения;
  • использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;
  • освоение доступных способов изучения природы;
  • освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни.
  1. Содержание курса внеурочного предмета

Курс представлен следующими содержательными линиями:

1.Система языка (10 ч.)

 Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Фонетический разбор слов.

Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Синтаксис.

2.Числа и величины(10ч.)

 Арифметические действия.  Текстовые задачи. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины.

 Работа с информацией. Логические задачи.

3.Человек и природа(10ч.)

 Человек и общество. Строение тела человека. Природные зоны. Правила безопасной жизни.

Достопримечательности родного края (Бурятии).

4. Индивидуальные задания (4ч.)

Содержание заданий соответствует реализации программы «Подготовка к ВПР» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана, тренировочные занятия, мини работы, обучающие проверочные работы, диктанты, выполнение заданий из демоверсий.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие;

- участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

-дистанционное обучение (мессенджер Вайбер, образовательная онлайн-платформа Учи.ру)

3. Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем занятий

Характеристика основных видов внеурочной деятельности учащихся

Количество

часов

Дата 

Факт

План

Готовимся к ВПР по математике

5 ч

1

Арифметические действия с числами. Сравнение величин. Вычисление площади.

 -выполнять арифметические действия с числами и     числовыми выражениями;

-использовать начальные математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений;

-исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;

-работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами.

-анализировать и интерпретировать данные;

-решать текстовые задачи;

-овладение основами логического и алгоритмического мышления.

1

 

2

Работа с таблицами, графиками, диаграммами.

1

 

3

Решение текстовых задач.

1

 

4

Основы логического и алгоритмического мышления.

1

 

5

Выполнение демоверсии ВПР по математике.

1

 

Готовимся к ВПР по русскому языку

5 ч

 6

Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слов.

-выполнять фонетический, морфологический и синтаксический разбор;

 -распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

-подбирать к слову близкие по значению слова;

-распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении.

 

1

 

7

Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

1

 

8

Синтаксис. Различение простых и сложных предложений.

1

 

9

Комплексная работа над структурой текста: озаглавление, корректирование порядка предложений и частей текста. Составление плана.

1

 

10

Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку.

1

 

Готовимся к ВПР по окружающему миру

5 ч

11

Погода и её составляющие. Изучение прогноза погоды с интернет сайтов.

 - использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информациив соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы;

-осваивать элементарные нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

-знать достопримечательности Бурятии и уметь описывать достопримечательности столицы и родного края.

1

 

12

Географическая карта. Формы земной поверхности.

1

 

13

Строение и функционирование организма человека. Сохранение и укрепление своего здоровья .

1

 

14

Достопримечательности столицы и родного края.

1

 

15

Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру.

1

 

Готовимся к ВПР по математике

5 ч

16

Решение текстовых задач в 3-4 действия.

-выполнять арифметические действия с числами и     числовыми выражениями;

-использовать начальные математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений;

-исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;

-анализировать и интерпретировать данные;

-решать текстовые задачи;

-овладение основами логического и алгоритмического мышления.

1

17

Выполнение письменных действий с многозначными числами.

1

 

18

Основы пространственного воображения.

1

 

19

Основы логического и алгоритмического мышления.

1

 

20

Выполнение демоверсии ВПР по математике.

1

 

Готовимся к ВПР по русскому язык

5 ч

21

Построение речевого высказывания заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста.

-распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении;

-адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, составлять план;

 -строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;

 -распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

-подбирать к слову близкие по значению слова;

-распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении.

 

1

 

22

Формулирование значения слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

1

 

23

Интерпретации пословицы.

1

 

24

Написание диктанта.

1

 

25

Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку.

1

 

Готовимся к ВПР по окружающему миру

5 ч

26

Карта природных зон России. Животные и растения климатических зон .

-уметь работать с картой;

-знать природные зоны России, находить их на карте;

-использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

1

 

27

Формулирование правил на основе приведенных знаково - символических изображений.

1

 

28

Достопримечательности родного края, особенности природы.

1

 

29

Анализ информации и перевод ее из текстовой в цифровую форму.

1

 

30

Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру.

1

 

 

Индивидуальные задания

4 ч.

31

Выполнение индивидуальных заданий по математике.

-уметь самостоятельно выполнять задания

1

 

32

Выполнение индивидуальных заданий по русскому языку.

1

 

33

Выполнение индивидуальных заданий по окружающему миру.

1

 

34

 Итоговое занятие. Интеллектуально-познавательная игра.

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...