Доклад "Проблемное обучение"
материал

В руках учителя есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач. В начальной школе растет количество детей мотивируемых чувством долга и наоборот, значительно уменьшается число тех, кто учится из-за интереса. Потеря интереса к учебе может привести к проблемам, связанных с нежеланием учиться. И как результатом это приводит к низкому качеству знаний. Поэтому сегодня более востребованным становится не только знания ученика, а его умение учиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_problemnoe_shchbuchenie.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема:  «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»

                                                                            Выполнила:

                                                                           учитель начальных классов

                                                                  МОУ «СОШ с. Марьино - Лашмино»

                                                                     Борисова Г.А.

                                           2022 г.

Свое выступление хочу начать с небольшой притчи.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»    

           В  руках учителя есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.                                                                              В начальной школе растет количество детей мотивируемых чувством долга и наоборот, значительно уменьшается число тех, кто учится из-за интереса.             Потеря интереса к учебе может привести к проблемам, связанных с нежеланием учиться. И как результатом это приводит к низкому качеству знаний. Поэтому сегодня более востребованным становится не только знания ученика, а его умение учиться. Данная проблема была признана и нашла решение на государственном уровне, результатом чего стало внедрение в систему образования ФГОС. Важной задачей новой школы стала задача «научить учиться», т.е. сформировать УУД.     Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.                                                                                                  Для решения обозначенной проблемы в своей деятельности на уроках очень часто я начала использовать технологии проблемного обучения.                          Актуальность:  вызывает интерес к изучению предмета, развивает способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную

      Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает

  • создание под руководством учителя проблемных ситуаций;
  • активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению;
  • в результате происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей.

Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность обучающихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.

   Может возникнуть вопрос: всем ли обучающимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

   Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию?

На любом: на объяснении нового материала, на этапе закрепления знаний, на уроках обобщения и систематизации. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

   В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний.

   Процесс учения становится поисковым, развиваются мыслительные способности обучающихся.

   Важным звеном процесса обучения становится проблемная ситуация, которая требует разрешения.

   Что же такое проблемная ситуация?

Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.                                                                                                              Существуют следующие методические приемы создания проблемной ситуации: классические, сокращённые, мотивированные.

классические

«Приём с затруднением»

Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой ученики обнаружат ранее неизвестное.

Математика   Тема: «Умножение»

Учитель:

Ученик:

Цель: ввести новое арифметическое действие- умножение.

 Реши задачу:

1.На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на 4 тарелках?

2.На одну рубашку пришили 6 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 12 рубашек?

-Попробуйте записать решение к этой задаче?

-Всем ли было легко выполнить запись?

-В чём возникло затруднение?

 -Значит, что сегодня нужно найти?

 Решение:

3+3+3+3=12 (г)

-Нет.

-Получается длинная запись, считать трудно.

-Найти новый способ записи таких выражений..

«Создание проблемной ситуации с  удивлением»                                                                Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у учеников удивление.

Русский язык  Тема: «Неизменяемые имена существительные»

Учитель:

Ученик:

На доске слова:

Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, кофе.

-Что  объединяет эти слова?

- Выделите окончания у имён существительных?

-Вспомните, как найти окончание?

-Докажите, что правильно определили окончание, изменив форму  каждого слова?

-Слова, имена сущ.

-(право на ошибку)Ученики выделяют последнюю букву, полагая, что это окончание.

-Нужно изменить форму слова.

(Не получается изменить форму слова).

сокращённые

Сравнительная характеристика диалогов

       П о б у ж д а ю щ и й

        П о д в о д я щ и й

  Струк-

 тура

 -отдельные вопросы и побудительные  предложения, подталкивающие мысль

  -система посильных ученику вопросов и  заданий, подводящих его к открытию мысли

  Приз-

  наки

 -  мысль ученика делает скачок к  неизвестному

 -  переживание учеником чувства риска

 -  возможны неожиданные ответы учеников

 -  прекращается с появлением нужной мысли ученика

 - пошаговое, жесткое ведение     мысли ученика

 - переживание учеником удивления от     открытия в конце диалога

-почти не возможны неожиданные ответы  учеников

 - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

    Резуль-тат

                развитие

    творческих способностей

               развитие

    логического мышления

Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:                                                                                                                                       - побуждения к созданию противоречия;                                                                                        - побуждения к формулированию учебной проблемы.                                             Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить творческие действия и, следовательно, более активно творческие способности. Поэтому он обязателен при одаренных, сильных, способных обучающихся.

Русский язык  Тема: «Роль ударения»

Учитель:

Ученик:

На доске слово:

-Составьте предложение со словом стрелки

-Какие есть гипотезы?

Проверим. Произнесём.

-Проверим, на какой слог падает ударение в первом слове, а во втором?

-К какому выводу пришли?

-Получили разные варианты.

-По разному поставили ударение-

стрелки   стрелки

-От места ударения зависит смысл слова.

Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.                                                                                                Подводящий диалог  своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с учениками с пониженной обучаемостью.

Математика Тема: «Литр»

Учитель:

Ученик:

-У нас на пути камень на распутье 3 дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса,

килограмм, объём.

-Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда будем держать путь за новыми открытиями: влево(одна группа), вправо(вторая группа), прямо(следующая группа)?

-Какие открытия будем делать на уроке?

Работаем в парах)

Проверяем:

1.Весы, масса, килограмм.

2.Длина, сантиметр, линейка.

3.Объем.

мотивированные

«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов и  т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал, способный захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

Математика  Тема: «Числовой отрезок»

Учитель:

Ученик:

Послушайте сказку:

-В одном большом- пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили и жилось ему очень хорошо. И только одна беда у него была- не умел он считать, складывать и вычитать числа. И вот тогда посоветовал ему старый Умный Паровоз отправиться в путешествие и переименовать станции ,которые он будет проезжать.

-Ты построишь, -сказал Умный Паровоз волшебный отрезок, который называется

«числовым отрезком» (учебная проблема).Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать самые трудные примеры.

Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

Окружающий мир  Тема: «Где живут белые медведи?»

Учитель:

Ученик:

-Как вы думаете встречаются ли друг с другом эти животные?

-Что нужно для того, чтобы они встречались?

-Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

-А откуда мы можем узнать эту информацию?

(Выслушиваются мнения детей)

-Жить поблизости в одном месте.

-Знать, где они живут.

-Из учебника.

Далее дети сами находят ответы на свои вопросы.

«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для обучающихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учеников.

Математика Тема:« Число 3. Цифра 3.»

Учитель:

Ученик:

Послушайте мой рассказ и скажите о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Греки это число не любили. Считалось, что оно может приносить горести, и если случится одно несчастье, то обязательно будет ещё два. Многие народы ,наоборот, почитали это число. Русский народ считал это число чудодейственным.

-Кто догадался, о каком числе идёт речь?

Сообщают тему урока

Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.                                                                  Проблемная ситуация завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в проблемном вопросе. Неудачно сформированный вопрос может исключить все предыдущие усилия учителя, убить возникающий интерес к обсуждаемой области неизвестного. Это в частности случается, если вопрос слишком сложен и ученики понимают полную бесперспективность поиска выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком легок.                                                                                Учитель должен достичь того, что бы ученик:                                                                                 ·действительно почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность;                                                                                                                   ·сформулировал проблему или уяснил сформулированное учителем;                              ·захотел решить эту проблему;                                                                                                ·смог это сделать.

Таким образом, вариантами проблемного обучения выступают поисковые и исследовательские методы, при которых обучающиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют новые знания, тем самым становятся более всесторонне развитыми.                                                                                Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников. Именно такое обучение является проблемным.                                                                                                                                       Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез обучающихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.                                                                                                                                    Данная технология учит детей "не сидеть сложа руки", не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.                                           Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального образования, необходимо выполнять условия ее выполнения. Проблемное обучение целесообразно применять тогда, когда:                                               - содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;                                   - ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых обучающихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);                                                                                                                    у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

  Технология  проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности:

здоровьесберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

  Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

  Проблемное обучение в начальной школе очень важно,  ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления и недоумения. Урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается почти весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

  Многие педагоги на собственном опыте убедились, что технология проблемного обучения эффективна.                                                                                                                                 Она дает возможность:

 - научить ребят мыслить логично, научно, творчески;

 - формировать не просто знания, а знания-убеждения;

 - содействует формированию прочных знаний, так как, сведения, самостоятельно, добытые обучающимися, прочно сохраняются в памяти;

 - воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности,

 - формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;

 - формировать и развивать интерес к учению.

Литература:

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.

Дидактические основы методов обучения / М.: «Педагогика», 2013.                                      – Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников.                   – М.: Педагогика,2001.                                                                                                         Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 2011г.                                                                                                  Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 2009г.                                                                                                               Педагогика. Учебно-методическое пособие. Под ред. Э.Г. Малиночкин. – Краснодар, 2012                                                                                                                               Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2010.                                          http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций http://www.rae.ru/snt/?section

Приложение 1.

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ (урока изучения нового материала)

Этапы урока (Время)

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска                  и оборудование

Создание

проблемной

ситуации

 5-7 минут

Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):

-        Предъявляет  ученикам  (м.б.  через  задание) одновременно два противоречивых факта, мнения

-        Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

-        Задает  вопрос  (задание),   которое  обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

-        Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений

-        Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? //Почему не смогли выполнить задание?

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие  -проговаривают и осознают его.

Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах

Формулирование проблемы

- Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить?

- По-разному формулируют вопрос

Основной       вопрос записывается

Версии

т- 2-3 минуты

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

- Предлагают версии, принимаются и абсурдные

От проблемы стрелками ключевые слова

Актуализация

имеющихся знаний

Планирование деятельности

5-10 минут

-        Что мы уже знаем по этой проблеме?

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог - вопросы, на которые

возможны разные правильные варианты ответа(развитие творчества).

Либо подводящий диалог - цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ  на каждый из которых запрограммирован в самом

вопросе (развитие логики).

-        Что нужно узнать для решения  проблемы?

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в        этот        момент отрабатывается минимум)

Определяют,    каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Например,    в   виде признаков    понятия, опорного  сигнала  и т.п.

План действий: 2

Поиск   решения (открытие нового знания)

- от 10 до 20-25 минут

-        Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность.      правило)      то      открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:

-        Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

-        Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

-  Вступают в диалог (пассивных           можно вытаскивать        фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»

-        Выполняют задания на новый материал (всем классом)

Предлагают    свое обобщение   и   варианты ответов     по     учебной проблеме

Ответы   - преодолевающие учебную     проблему фиксируются на доске в     виде     тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

Важно:

1)        Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2)        Предлагать ученикам рассказывать    о результатах выполнения задания,  чтобы развивалась монологическая речь.                                                                       Алгоритм подготовки ответа учеником на продуктивный вопрос

1.Осмыслить задание.

 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).

 4.Мысденно сформулировать ответ.

5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что .... потому что,  во-первых..., во вторых...».

Выражение решения. Применение нового знания.

-5-10 мин.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания ... (дается задание на продуктивное применение - рассказ, рисунок и т.п.)

-        Обобщают, делают вывод по проблеме

-        Самоанализ, самооценка,  взаимное оценивание

Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для работы

Домашнее задание

Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то. что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно

пропускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...