Программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность»
(направление общеинтеллектуальное) для 2-3 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Функциональная грамотность, 2-3 кл. | 27.29 КБ |
Календарно-тематическое планирование к курсу "Функциональная грамотность", 3 кл. | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО МОУ Масляногорская СОШ
утвержденной приказом от ______20__г. № _______
Рассмотрено: Руководитель МО _____ /Л.Н. Чередник/ Протокол № ______ от «___» _______ 2021г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР ______ /О.Б. Тимофеева/ «___» ________ 2021г. | «Утверждаю» Директор ________ /Н.Н. Корнилова/ Приказ № ______ от «___» _____2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность»
(направление общеинтеллектуальное)
для 2-3 классов, 34 часа
Планирование составлено на основе программы
«Финансовая грамотность»
Авторы: Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Гоппе
Всероссийская проверочная работа. Математика.
Практикум по выполнению типовых заданий
Авторы: Е.В. Волкова, С.В.Бахтина
Всероссийская проверочная работа: Окружающий мир.
Практикум по выполнению типовых заданий
Авторы: Е.В. Волкова, Г.И. Цитович
Составитель: учитель начальных классов Корнилова А.И.
2021 – 2022 учебный год
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Программа «Функциональная грамотность» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2-3 классах в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
Модуль «Финансовая грамотность»
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
- понимать цели своих действий;
- составлять простые планы с помощью учителя;
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
- составлять текст в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
Модуль «Математическая грамотность»
Личностные УУД:
- сравнение и оценивание выполнения своей работы;
- устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;
- адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
- составление плана решения проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- находить неизвестный компонент арифметического действия;
- формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы);
- создавать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;
- развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- умение работать в паре, в группах;
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
- планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
- находить неизвестный компонент арифметического действия;
- обучающийся получит возможность находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
Личностные результаты:
- обучающийся может объяснить гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- целеполагание;
- планирование;
- контроль и коррекция;
- саморегуляция.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- анализ объектов в целях выделения признаков;
- синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- умение работать в паре, в группах;
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, использовать знаково-символические средства для решения задач;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
- будут сформированы основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
- будут сформированы умения описывать достопримечательности родного края.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Содержание программы отличается комплексностью, развёрнутостью, личностной ориентацией и расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности учащихся 2-3-х классов в данной рабочей программе основано на формировании 3 компетенций:
- Финансовой грамотности - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Математической грамотности - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
- Естественнонаучной грамотности - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Тематическое планирование
В соответствии с учебным планом МОУ Масляногорская СОШ, составленному по Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, для обязательного обучения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» на этапе начального общего образования 2-3 классов отводится 68 часов:
- Во 2 классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю, из них на модуль: «Финансовая грамотность» отводится I-II четверти, на модуль: «Математическая грамотность» отводится III четверть, на модуль: «Естественнонаучная грамотность» отводится IVчетверть.
- В 3 классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю, из них на модуль: «Финансовая грамотность» отводится I-II четверти, на модуль: «Математическая грамотность» отводится III четверть, на модуль: «Естественнонаучная грамотность» отводится IVчетверть.
Основные разделы (модули) тематического плана (цикличность - ежегодно)
Модуль 1. | Финансовая грамотность | 2 - 3 год обучения по 16 часов |
Модуль 2. | Математическая грамотность | 2 - 3 год обучения по 10 часов |
Модуль 3. | Естественно-научная грамотность | 2 - 3 год обучения по 8 часов |
| Итого: | 34 ч. |
Предварительный просмотр:
Приложение к плану по внеурочной деятельности
_________________________________ № _______
Рассмотрено: Руководитель МО _____ /Л.Н. Чередник/ Протокол № ______ от «___» _______ 2021г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР ______ /О.Б. Тимофеева/ «___» ________ 2021г. | «Утверждаю» Директор ________ /Н.Н. Корнилова/ Приказ № ______ от «___» _____2021г. |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(направление общеинтеллектуальное)
для 3 класса, 34 часа
Планирование составлено на основе
Рабочей программы учебников
«Финансовая грамотность»
Авторы: Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Гоппе
Всероссийская проверочная работа. Математика.
Практикум по выполнению типовых заданий
Авторы: Е.В. Волкова, С.В.Бахтина
Всероссийская проверочная работа: Окружающий мир.
Практикум по выполнению типовых заданий
Авторы: Е.В. Волкова, Г.И. Цитович
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Финансовая грамотность», 3 класс
Количество часов: 1 час в неделю, всего 16 часов
Учебник: Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВАКО, 2020. 112 с. – (Учимся разумному финансированию).
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 2 – М.: ВАКО, 2020. – 80 с.: ил. – (Учимся разумному финансовому поведению).
№ п/п | Тема занятия | План | Факт |
Что такое деньги | |||
Откуда взялись деньги | |||
Рассмотрим деньги поближе | |||
Защита денег от подделок | |||
Какие деньги были раньше в России | |||
Современные деньги России и других стран | |||
Учимся обращаться с деньгами | |||
Что мы узнали о деньгах? | |||
Откуда в семье берутся деньги | |||
На что тратятся деньги | |||
Как с умом управлять своими деньгами | |||
Как читать доходы и расходы семьи | |||
Как делать сбережения | |||
Учимся делать сбережения | |||
Учимся считать доходы и расходы семьи | |||
Что мы узнали о доходах и расходах семьи? |
Модуль «Математическая грамотность», 3 класс
Количество часов: 1 час в неделю, всего 10 часов
Учебник: Всероссийская проверочная работа. Математика. 3 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС / Е.В. Волкова, С.В. Бахтина. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 56 с. (вкладка – 8 с.). (Серия «ВПР. Практикум»)
№ п/п | Тема занятия | План | Факт |
Арифметические действия с числами и числовыми выражениями | |||
Решение текстовых задач, связанных с повседневной жизнью | |||
Исследование и построение геометрических фигур. Вычисление периметра, площади геометрических фигур | |||
Чтение таблиц и диаграммам | |||
Решение текстовых задач, используя основы логического и алгоритмического мышления | |||
Решение задач в 2-3 действия | |||
Сравнение и обобщение информации |
Модуль «Естественнонаучная грамотность», 3 класс
Количество часов: 1 час в неделю, всего 8 часов
Учебник: Всероссийская проверочная работа: Окружающий мир. 3 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС / Е.В. Волкова, Г.И. Цитович. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 72 с. (вкладка – 8 с.). (Серия «ВПР. Практикум»)
№ п/п | Тема занятия | План | Факт |
Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. Объекты и явления живой и неживой природы | |||
Определение плана действий. Восстановление последовательности событий. Работа с картой. Определение животных, растений по рисунку. Территория их обитания | |||
Человек. Нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде | |||
Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт) | |||
Знаково-символические средства, модели для решения задач | |||
Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям представленной профессии | |||
Основы гражданской идентичности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность для 3-4 класса...
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 3 класс
Программа ориентирована на обучающихся 3 класса.Объем рабочей программы: 34 часа....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ориентирована на учащихся 4 к...