Методика Николая Александровича Зайцева
занимательные факты

Шалаева Валерия Николаевна

В материале представлен вопрос методы и приемы меодики Н.А. Зайцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolay_aleksandrovich_zaytsev.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Николай Александрович Зайцев - питерский учитель, специалист в английской филологии, педагог-новатор, автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике, к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность. Изначально его методика обучения чтению (равно как и большинство существующих методик раннего развития) разрабатывалась для первых классов спецшколы для детей с задержкой умственного развития. Затем она стала применяться для старших групп обычных детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. Затем пошел процесс «одомашивания» методики: ее стали адаптировать и для родителей, чтобы те могли сами заниматься дома с детьми.

Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 40 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др.

Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне анализируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Сам по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его.

Классификационные параметры технологии. По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, моно-технология. По типу управления: система малых групп + дифференциация + «репетитор». По организационным формам: классно-урочная + дифференцированная + индивидуальная. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративнаы + игровая. По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная. По категории обучаемых: все категории

В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Кубики имеют разный размер - твердые склады на кубиках большого размера, маленькие - на маленьких. Эта особенность кубиков объясняется тем, что появляется реальная возможность объяснить твердость и мягкость через объём речевого анализатора - он увеличивается при произнесении твердого звука и уменьшается при произнесении мягкого.

По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками ь ь ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости

Преимущества методики

Основной плюс – по методике Зайцева можно начинать заниматься с 1 года! Все занятия проводятся в подвижной, игровой форме. Направленность всех занятий — в максимально короткий срок эффективно и главное незаметно для самого ребенка обучить его чтению и письму через занимательные занятия.

Беглое чтение:

Основа методики состоит в быстром запоминании различных буквосочетаний, благодаря чему ребёнок будет учиться читать слова не по буквам, а сразу по слогам, что ускорит процесс обучения чтению. Сочетания букв, с которыми малыш знакомится, напечатаны на кубиках, что позволяет реализовать главное правило обучения маленьких детей — получение знаний в игровой форме. Так ребёнок не заскучает, и вместе с тем время будет употреблено на получение необходимых навыков, а не потрачено впустую.

Грамотное письмо:

Представленные на кубиках сочетания букв, или, как их ещё называют, склады, являют собой только те сочетания, которые возможны в русском языке. Приведём пример: в будущем ребёнок будет учить правило о том, что после шипящих пишется «и», а не «ы». На кубиках Зайцева вы также не встретите ни одной «ы» после шипящей. Таким образом, методика позволяет учить орфограммы на наглядных примерах, а не просто принимать их как данность, и впоследствии ребёнок будет писать слова правильно. Также несомненное преимущество в том, что малыш учится грамотно писать без зазубривания каких-либо правил по скучной книжке — он просто видит перед глазами пример и запоминает его.

Отсутствие возрастных ограничений:

Несмотря на то что изначально методика была ориентирована на работу с теми ребятами, которые уже посещают детские сады, практика показала, что заниматься можно с детьми любого возраста. Даже если малышу ещё не исполнился год, поверьте, такая работа не будет лишней ни для вас, ни для него. Если всё сделать правильно, то к тому времени, как ребёнок научится четко выговаривать слова, он будет уметь читать по слогам. Вам останется только научить его складывать слоги в слова. Методика будет действенна также для тех детей, которые по какой-либо причине не усваивают программу первого класса школы, где их как раз и учат читать. Система Зайцева позволяет учить быстро и интересно, что послужит хорошим поводом для того, чтобы полюбить эти занятия и быстро нагнать одноклассников.

Быстрый результат:

Методика Зайцева эффективна настолько, что, по статистике, дети от трёх до четырёх лет начинают читать уже после пятого по счёту полноценного занятия. Как уже было сказано, эта система поможет деткам в первом классе или же в дошкольные годы, когда малыши начинают учиться читать.

Самостоятельность:

Автор методики акцентирует внимание на том, что для того, чтобы система давала быстрый результат в каждом конкретном случае, необходимо сделать занятия частью ежедневной рутины ребёнка. Имеется в виду, что уроки не должны иметь чётко очерченных границ и быть слишком уж серьёзными. Секрет обучения маленьких детей состоит в том, чтобы сделать его незаметным. Учёба в игровой форме — отличный вариант. Невзначай подавая ребёнку кубики во время игры, вы даёте ему новую информацию. В этом деле главное — начать. Когда ребёнок привыкнет к кубикам, он начнёт играть с ними уже без вашего участия. Таким образом, методика не только учит чтению и письму, но и развивает самостоятельность.

Общее развитие:

Кубики имеют разные размеры и цвета. Буквы на них также написаны по-разному. Кроме того, кубики издают разные звуки — скрипят, трещат, шуршат. Всё это обуславливает воздействие на все виды анализаторов. Цвет кубиков подобран специально, чтобы не утомлять глаза ребёнка и не нервировать его. Текст напечатан крупно, что позволяет видеть его издалека. Когда кубики находятся на разном расстоянии, ребёнку, чтобы разглядеть, что там написано, приходится тренировать мышцы глазного яблока. Звуки, которые издают кубики, различны по высоте. Прослушивание всего этого разнообразия помогает ребёнку адаптироваться к окружающему миру. Благодаря тому что размеры кубиков варьируются, ребёнок будет самостоятельно развивать мелкую моторику. От уровня её развития зависит приспособленность малыша к жизни — застегнуть пуговицы, взять в руки ручку или карандаш, закрыть дверь ключом — всё это мелкая моторика.

Здоровье:

Таблицы нужно размещать выше уровня глаз ребёнка. Это будет способствовать формированию правильной осанки и предотвращению развития сутулости. А это уже профилактика сколиоза и перегруженности позвоночника. Кроме того, некоторые дети успокаиваются, когда слышат определённые звуки, так называемые триггеры. По большей части кубики наполняются чем-то шуршащим, скрипящим и так далее. Словом, наполнение издаёт приятные звуки. Иногда, если ребёнок понервничал или просто слишком эмоциональный, это поможет ему успокоиться. И да, не удивляйтесь, если у вашего малыша появится один любимый кубик.

Недостатки методики

Основной минус – занимаясь по методике Зайцева, малыши не понимают, как сливать буквы, поскольку сразу заучивают склады. В результате могут пропускать окончания слов. Еще родители признаются, что цена пособий немного завышена.

Отличие методики от школьной программы может создать некоторые трудности. Во-первых, ребёнку сложно понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги — в слова. Методика не предусматривает объяснения буквенного состава, она сразу учит читать по слогам. А между тем понимание состава слова необходимо для обучения в школе — деление на слоги, звуко-буквенный анализ, морфемный разбор — всё это изучается в первом классе. Более того, иногда по причине непонимания того, как произносятся отдельные звуки, дети иногда могут проглатывать окончания.

Цвета кубиков врезаются в память, из-за чего ребёнок может первое время обучения в школе путаться, когда учитель обозначает гласные и согласные, звонкие и глухие звуки цветами, различными с цветом соответствующего кубика.

Отсутствие последовательности. Как было сказано выше, на кубиках присутствуют только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Вместе с тем можно встретить и такие слоги, как «бэ», «сэ» и так далее. В русском языке в принципе мало слов, в которых после согласного пишется «э», но ребёнок запоминает эти сочетания так же, как и любые другие. Из-за этого иногда дети начинают писать «э» вместо «е» там, где это недопустимо, а переучить таких деток очень сложно.

Цены на необходимы атрибуты достаточно высоки. Методика включает в себя не только кубики, но и таблицы, книги с играми, не говоря уже о «тонне» различных пособий для родителей. Всё это обойдётся вам очень недёшево. Даже если у вас есть возможность сделать кубики самостоятельно, вы так или иначе потратите время и деньги на печать подходящих наклеек на кубики и их ламинирование. Кстати, раз уже зашёл разговор о времени, то следует отметить, что где бы вы ни искали кубики, они продаются только в виде заготовок. Поэтому вы потратите время ещё и на расклеивание карточек с буквами. Более того, кубики картонные, поэтому ребёнок может с лёгкостью их порвать. А учитывая тот факт, что у каждого кубика разное наполнение, ребёнок, услышав заинтересовавший его звук, захочет узнать, что же там внутри. Уберечь кубики от детского интереса — задача не из лёгких. А тратить деньги на покупку новых заготовок — крайне не выгодно с точки зрения финансов.

Методика Николая Зайцева, как мы выяснили, может быть чрезвычайно полезной. Наибольшую выгоду из неё извлекут те, кто будет заниматься с ребёнком школьного возраста. Во-первых, ребёнок семи лет уже точно не станет рвать кубики, если вы скажете ему, что этого делать нельзя. Во-вторых, если ребёнок не усваивает школьную программу самостоятельно, то методика будет хорошим подспорьем: в школе ребёнок будет учить звуки и буквы, а дома — объединять их в слоги и запоминать, а после — составлять слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика Зайцева

Методика Зайцева...

Текст с буквой А по методике Зайцева

Текст, презназначенный для чтения слов с буквой Б ,  по методике Зайцева, в комплексе с кубиками Зайцева...

Плюсы и минусы методики Н.А.Зайцева

Раннее обучение детей чтению....

Сценарий ко Дню Святого Николая "В день Святого Николая много радости желаем!"

Цели и задачи:познакомить обучающихся с особенностями  почитания нашим народом Святителя Николая;формировать впечатления о зимних изменениях в природе;создавать условия и вызвать желание тво...

Статья «Методические рекомендации учителю при «развивающем чтении» по методике Н. В. Зайцева.»

В данном материале представлены методические рекомендации учителю при развивающем чтении по методике Н.В.Зайцева...

Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....

Методика обучения математике по Зайцеву

Уникальная система Н. А. Зайцева эффективно работает, в ней полностью учитываются особенности детского восприятия и психологии. По содержанию учебного материала «Стосчет» значительно прево...