Рабочие программы 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с с особыми возможностями здоровья
(интеллектуальные нарушения)
9 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
1.Учебного плана ОГБОУ Рязанской области «Костинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год;
2.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и с учетом психофизических возможностей обучающегося.
Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Курс «Естествознания» включает раздел:
- «Человек» (9 класс)
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами преподавания естествознания являются:
1)сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
2)формирование правильного понимания работы различных систем организма человека;
3)проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
4)привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине.
Основной целью рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания (биологии).
Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:
-Формировать элементарные биологические представления.
-Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)
-Развивать любознательность, научное мировоззрение
-Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных.
-Прививать умение бережно относится к природе родного края.
-Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.
-Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств, беспорядочного сексуального поведения на здоровье человека.
-Формировать потребность вести здоровый образ жизни.
Планируемый результат: сформированная социально- трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме города.
Отличие новой редакции учебной программы (2011 года) заключается в том, что лишь первые два года обучения прохождение разделов и тем естествознания строго регламентированы по часам. В 9 классе, прохождение тем и разделов по часам строго не расписано, что даёт возможность учителю самостоятельно распределить изучение нового материала. Это даёт возможность распределить часы в зависимости от потребностей и возможностей учащихся.
Общая характеристика предмета
В 9 классе учащийся знакомится со строением человека; получает сведения о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности к условиям жизни. В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного материала, общие особенности, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики. На экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, а не на уход и выращивание сельскохозяйственных животных. Данные темы будут освещаться обзорно в конце изучения курса.
На уроках будут применяться комплексно все методы обучения:
- Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
- Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции объектов неживой природы, чучела), муляжи, модели, приборы, экранно-звуковые средства обучения и т.д.
- Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа. Наряду с традиционными уроками будут проводиться и нетрадиционные формы уроков (викторины, игры и т.д.)
Большое значение будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащегося. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, офтальмотренаж, аромотерапию, самомассаж, минутки релаксации). Постоянно будет осуществляться строгое соблюдение режима проветривания, контроль за тепловым режимом, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и правильной посадкой учащихся. С целью нормализации эмоционально- психологического состояния учащегося мною будут использоваться технологии бесконфликтного общения (я-сообщение, активное слушание, педагогический паллиатив).
Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по биологии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся . Учитывая индивидуальные особенности школьника, учитель может снижать уровень требований по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.
Для обучения используются следующие средства обучения:
- Библиотечный фонд
- Печатные демонстрационные пособия
- Технические средства обучения
- Экранно-звуковые пособия
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Виды и формы контроля: Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке. Входная диагностика проходит в начале обучения биологии, итоговая диагностика в конце каждого учебного года. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по биологии, но и сформированность
соответствующих ключевых компетенции. На основании контрольных работ заполняются сводные ведомости, проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения учащимся материалом.
Место предмета в учебном плане
Программа по биологии для обучающихся с особыми возможностями здоровья (умственной отсталостью) для 9-го класса «Человек » рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- применение приобретенных знаний о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил.
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
- знать названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- иметь элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- знать влияние физических нагрузок на организм;
- знать вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- знать основные санитарно-гигиенические правила.
Учащийся должен знать:
- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
- о строении и функциях органов размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащийся должен уметь:
- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- пользоваться медицинским термометром;
- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием допол- нительной литературы.
5.Содержание рабочей программы
- Введение. Общее знакомство с организмом человека. (8 ч)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека.Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
- Опорно - двигательная система (11 ч)
Значение опорно - двигательной системы в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Состав и строение костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мыщц человеческого тела. Работа мышц.
Практические работы
Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.
Наблюдения и практическая работа
Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
- Кровь и кровообращение (9 ч)
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Состав крови. Сердце, его строение, работа. Положение сердца в грудной клетке. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство
— это почетно.
Наблюдения и практические работы
Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
- Дыхание (8 ч)
Значение дыхания.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта
Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
- Пищеварение (9 ч)
Значение пищеварения. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов
Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
- Почки. Кожа. (8 ч)
Органы мочевыделительной системы, их значение (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
- Нервная система (7 ч)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
- Органы чувств(4 ч)
Значение органов чувств.
Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
- Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2ч)
Система здравоохранения в РФ. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации. Меры профилактики.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Название темы | Количес тво часов | Виды деятельности. |
1 | Введение. Общее знакомство с организмом человека. | 8 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены, методы изучения организма человека, их значение, органоиды клетки, основные группы тканей, органы и системы органов Раскрывать: Социальные и биологические чнрты человека.. Объяснять: роль биологии в практической деятельности. Сравнивать: человека с представителями класса Млекопитающих и отрады Приматы и делать выводы, ткани человека и делать выводы. Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Термины и понятия науки об организме, части тела, органоиды, состав клетки, внутренние органы, скелет, мышцы. |
2 | Опорно - двигательная система | 11 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть: отделы скелета, особенности строения скелета человека, поясов и свободных конечностей, функции опорно-двигательной системы, части и состав кости, типы соединения костей, типы мышц. Характеризовать строение отделов скелета человека, расположение мышц и их работу, нарушения опорно-двигательной системы, развитие опорно-двигательной системы, значение тренировки мышц двигательной активности. Распознавать на таблицах части скелета человека, поясов и свободных конечностей, основные группы мышц. Распознавать на рисунке или макете скелета человека его отделы и расположение мышц. |
Отличать кости разных отделов скелета. Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. Термины и понятия Мышцы, скелет, хрящи, связки, строение сустава, костный мозг, отделы черепа, позвоночник, растяжение, осанка, нарушение осанки, плоскостопие, гиподинамия, допинг. клетки животных от клеток растений. | |||
3 | Кровь и кровообраще ние | 9 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть внутреннюю среду организма, элементы крови, виды иммунитета, группу крови, кровеносные сосуды, органы лимфатической системы. Узнавать по рисункам и таблицам изображения кругов кровообращения крови, отделы сердца, типы сосудов, типы клетк крови типы кровотечений. Характеризовать строение сердца человека, круги кровообращения, клетки крови и их особенности строения и функции. Описывать: работу сердца, транспорт веществ, роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания при оказании первой помощи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца, крови, и кровеносных сосудов Объяснять роль червей в жизни человека и в природе, меры профилактики заражения, роль дождевого червя в почвообразовании. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Сравнивать особенности строения и функций кровеносных сосудов, состава частей внутренней среды организма человека, особенности групп крови и их совместимости. |
4 | Дыхание | 8 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть: органы дыхательной системы, заболевания органов дыхания, примы оказания первой помощи. Распознавать: органы дыхательной системы на |
рисунках и макетах.. Характеризовать: сущность дыхательного процесса, транспорт веществ. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.,дыхания и кровообращения. Термины и понятия Дыхательная система, органы дыхания, гемоглобин, диффузия, диафрагма, регуляция дыхания, грипп,гигиена дыхания, утопление, удушение. | |||
5 | Пищеварение | 9 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть: питательные вещества и пищевые продукты, органы пищеварительной системы. Объяснять: роль питательных веществ. Характеризовать: сущность питания и пищеварения, роль ферментов. Распознавать: на таблицах органы пищеварительной системы. Использовать приобретенные знания профилактика заболеваний, вредных привычек, первая помощь при отравлении. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения Термины и понятия орган. вещества, витамины, органы пищеварительной системы, зубы, кариес, слюна, желудочный сок, аппендицит ,рефлексы, заболевания кишечные. |
6 | Почки. Кожа. | 8 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть: органы мочевыделительной системы, строение кожи, функции кожи, основные группы витаминов. Характеризовать: сущность обмена веществ, роль витаминов, процесса выделения, роль кожи в обмене веществ. Распознавать: на таблицах основные органы |
выделительной системы, структурные компоненты кожи, Использовать приобретенные знания в профилактике заболеваний. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы, между строением и функциями кожи. Термины и понятия обмен веществ, энерготраты, витамины, авитаминозы, почка, нефрон, отравление, строение кожи, обморожения, ожог, закаливание. | |||
7 | Нервная система | 9 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть: строение нервной системы и отделы, строение спинного мозга, головного мозг. Различать: железы внешней и внутренней секреции, функции соматической и вегетативной н.с. Распознавать на таблицах органы нервной системы, основные отделы и органы н.с., основные части спинного мозга, головного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями н.с, между функциями н.с. и эндокринной. Термины и понятия Гормоны, ц. н .с, рефлекс, симпатическая и парасимпатическая н.с., позвоночный канал, отделы головного мозга. |
8 | Органы чувств | 4 | Характеристика основных видов деятельности ученика: Называть: органы чувств, анализаторы, особенности строения органа зрения, заболевания связанные с нарушением работы органов зрения, строения органа слуха. Распознавать на таблицах органы основные части органов обоняния, осязания, вкуса, части органа зрения, основные части органа слуха. Характеризовать: роль органов чувств. Использовать приобретенные знания соблюдения |
мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения, профилактика вредных привычек. Устанавливать взаимосвязь между между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. Термины и понятия анализатор, органы зрения, дальнозоркость, близорукость, органы слуха, осязание, обоняния. | |||
9 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 2 | Характеризовать Систему здравоохранения в РФ. Медицинскую помощь. Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации. Меры профилактики. Использовать приобретенные знания в профилактике заболеваний. |
Итого: | 68 |
Классы - 9
Количество часов -68
Всего – 68 часов; в неделю - 2 часа.
№ урока | Содержание | Кол-во часов | по плану | по факту |
Введение. Общее знакомство с организмом человека. (8 ч) | ||||
1. | Место человека среди млекопитающих в живой природе. | 1 | 02.09 | |
2. | Клетка. Лабораторная работа №1 «Устройство светового микроскопа» | 1 | 03.09 | |
3. | Химический состав клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клетки» | 1 | 09.09 | |
4. | Жизнедеятельность клетки. | 1 | 10.09 | |
5. | Ткани. | 1 | 16.09 | |
6. | Органы. Системы органов. | 1 | 17.09 | |
7. | Повторение раздела «Общий обзор». | 1 | 23.09 | |
8. | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. Лабораторная работа №3 «Состав костей» | 1 | 24.09 | |
2.Опорно - двигательная система (11 ч) | 30.09 | |||
9. | Строение и соединение костей. | 1 | 01.10 | |
10. | Скелет головы. | 1 | 14.10 | |
11. | Скелет туловища. | 1 | 15.10 | |
12. | Скелет конечностей. | 1 | 21.10 | |
13. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах. | 1 | 22.10 | |
14. | Первая помощь при переломах костей. | 1 | 28.10 |
15. | Строение и значение мышц. | 1 | 29.10 | |
16. | Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление. | 1 | 04.11 | |
17. | Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека. | 1 | 05.11 | |
18. | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | 1 | 11.11 | |
19. | Повторение раздела: «Опорно-двигательная система» | 1 | 12.11 | |
3.Кровь и кровообращение (9 ч) | ||||
20. | Значение крови и органы кровообращения. | 1 | 25.11 | |
21. | Состав крови. Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение крови» | 1 | 26.11 | |
22. | Сердце: его строение и работа. | 1 | 02.12 | |
23. | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1 | 03.12 | |
24. | Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №5 «Подсчет частоты пульса» | 1 | 09.12 | |
25. | Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. | 1 | 10.12 | |
26. | Предупреждение заболеваний кровеносной системы. | 1 | 16.12 | |
27. | Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. | 1 | 17.12 | |
28. | Повторение раздела: «Кровеносная система» | 1 | 23.12 |
4.Дыхание (8 ч) | ||||
29. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | 1 | 24.12 | |
30. | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | 30.12 | |
31. | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | 13.01 | |
32. | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. | 1 | 14.01 | |
33. | Болезни дыхательной системы и их предупреждение. | 1 | 20.01 | |
34. | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | 21.01 | |
35. | Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания. | 1 | 27.01 | |
36. | Повторение раздела: «Дыхательная система» | 1 | 28.01 | |
5.Пищеварение (9 ч) | ||||
37. | Значение и состав пищи. | 1 | 03.02 | |
38. | Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | 1 | 04.02 | |
39. | Строение и значение зубов. | 1 | 10.02 | |
40. | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | 11.02 | |
41. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | 24.02 | |
42. | Гигиена и нормы питания. | 1 | 25.02 | |
43. | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.Пищевые отравления. | 1 | 03.03 |
44. | Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему. | 1 | 04.03 | |
45. | Повторение раздела: «Пищеварительная система». | 1 | 10.03 | |
6.Почки. Кожа. (8 ч) | ||||
46. | Значение выделения. Строение почек. | 1 | 11.03 | |
47. | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. | 1 | 17.03 | |
48. | Повторение темы: «Выделительная система». | 1 | 18.03 | |
49. | Строение и значение кожи. | 1 | 24.03 | |
50. | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма | 1 | 25.03 | |
51. | Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях. | 1 | 07.04 | |
52. | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1 | 08.04 | |
53. | Повторение раздела: «Кожа». | 1 | 14.04 | |
7.Нервная система (9 ч) | ||||
54. | Значение и строение нервной системы. | 1 | 15.04 | |
55. | Спиной мозг. | 1 | 21.04 | |
56. | Головной мозг. | 1 | 22.04 | |
57. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. | 1 | 28.04 | |
58. | Эмоции. Внимание и память. | 1 | 29.04 |
59. | Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна. | 1 | 5.05 | |
60. | Гигиена нервной деятельности. Режим дня. | 1 | 6.05 | |
61. | Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. | 1 | 12.05 | |
62. | Повторение раздела: «Нервная система». | 1 | 13.05 | |
8.Органы чувств (4ч) | ||||
63. | Значение органов чувств. Орган зрения. | 1 | 19.05 | |
64. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | 20.05 | |
65. | Орган слуха. Гигиена слуха. | 1 | 26.05 | |
66. | Органы осязания, обоняния и вкуса.Повторение раздела: «Органы чувств». | 1 | 27.05 | |
9.Охрана здоровья человека в Российской Федерации | ||||
67. | Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. Итоговый зачётный урок. | 1 | ||
68. | Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...