Открытый урок
рабочая программа

Шамсутдинова Римма Мингайдаровна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rytsarkiy_turnir_znatoko_rukogo_yaz.word_3.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ход турнира

1.вводная часть.

  Здравствуйте , уважаемые гости и участники нашей игры. Мы рады приветствовать вас на Рыцарском турнире знатоков русского языка. Сегодня на занятии  у нас присутствуют гости.            Ребята посмотрите на гостей и поприветствуйте  их своей улыбкой.  

 А Теперь Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы!

Итак ,главный гость сегодня – его величество  русский язык. Наш разговор о русском языке я хочу начать с вопроса. Ребята ,как вы думаете, зачем нам нужно изучать русский язык?

 (Ответы детей)  (Это язык русского народа, Я изучаю русский язык для того ,чтобы правильно и красиво говорить  и писать, На этом языке мы общаемся,  без русского языка мы не могли общаться ,помогать друг с другом.)

  Учитель. Могуч и прекрасен русский язык.  Послушайте ,что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Ученик 1 А.С. Пушкин  писал  «Русский язык- это выразительный и звучный язык, ему свойственны величавая  плавность ,яркость, простота и гармоническая точность».

 Ученик 2 Классик французской   литературы  Проспер Мериме  так отзывался о русском языке: Это прекраснейший из всех европейских языков.»

Ученик 3Иван Сергеевич Тургенев Просил: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.»

Учитель.   С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки ,прибаутки песенки – это язык. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку,  технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому ,ребята, изучайте русский язык. музыка

Вбегает  Клякса , Она не здоровается.

Учитель . Кто это ребята?

Ответы детей

Клякса. И здесь меня не узнают. (зевает ,вынимает зеркальце , прихорашивается) Так узнали  меня или нет) Поворачивается спиной .На спине листок с надписью «Клякса»

«клякса» А что вы тут делаете?

Дети.   изучаем русский язык.

«Клякса» Как это ,интересно ,вы изучаете язык?

( рассматривает свой язык в зеркальце )  

Дети. Изучаем орфограммы

Клякса . Какие такие орфограммы ? Буквы знаете ? Знаете. Ну и пишите буква к букве ,вот и слово получится, а то орфегрямы ( зевает) Скука ужасная.

Учитель .А ты   Клякса ,буквы –то знаешь?

 Клякса .Конечно знаю, я ведь современно –образованная  клякса. Сейчас я вам докажу,   что достаточно знать буквы, и это самое главное.

Пишет на доске. «Руский изыг»

Учитель. Ой-ой  Вот это ты написала. Ребята ,сколько ошибок она сделала?

Дети. Три.

Учитель. Исправьте и объясните орфограммы. Дети выполняют задание.  

.Клякса .Подумаешь, итак все было понятно. Скучные все ваши правила (зевает) Смотрю я на вас, и так мне вас жалко. Какие – то вы не такие и, и сидите не так и не сяк, и настроение у вас ни то ,ни сё. А чтобы было всё хорошо  ,вы закройте глазки правой рукой,  левой ушко. Что –то у вас неправильно получилось, другое ухо осталось открытым. Теперь сделаем наоборот. Левой рукой глазки ,правой  - ушки. Эй вы, я хотела чтоб , вы глазки закрыли , ушки заткнули, чтоб ничего не видели и не слышали, чтоб вам скучно стало, а вы развеселились. Это очень нехорошо.!

Учитель. Ребята, вы что же подружились с Кляксой? И теперь будете её слушать?

Дети. Нет.

Учитель. Давайте докажем ей ,что знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно. Это и будет целью нашей игры.

Учитель. А чтобы Клякса видела ,что у нас на уроках скучно не  бывает , мы проведём наш занятие   в форме  турнира, то есть устроим состязание двух команд.

Раз у нас состязание ,нам необходимо выбрать жюри. Посмотрите как пишется это слово.(учитель пишет слово на доске, объясняет значение…… Назначенная или избранная группа специалистов для оценки чего-либо и присуждения … наград,  на выставках, конкурсах, соревнованиях я т. п.……………………..

 Выбирают жюри.

Учитель Уважаемое жюри  займите, пожалуйста, своё почётное место.

А вы ребята поприветствуйте жюри.

 Дети ( хором)

 Вам и слава и почёт,

.  А мы любим точный счёт.

Первый Тур.

  1. Учитель .И так команды готовы, жюри есть . Начнём состязание с разминки.                     Слайд №7 «Разминка»
  2. Хорошо .Молодцы.
  3.   А теперь  придумайте название своим командам и выберите капитана.
  4.  Ребята ,у вас на  столах конверты –помощники желтого и зелёного цвета.
  5. Если затрудняетесь вы можете  воспользоваться  зелёным   конвертом.
  6. Команды готовятся 30 секунд
  7. Учитель. . Я вижу, команды уже готовы!
  8. Ваше первое задание : узнать название  команды –соперника

(один из участников)

 1 команда «Они  тянутся в песенке звонкой

Могут  заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать!»

Команда2. отвечает. Гласные

Команда 1. Верно это название нашей команды.

Учитель. Слово предоставляем второй команде.

Команда 2. « мы  согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть!

Но не хочется нам  петь!»

Команда 1 .Согласные

Команда 2. Правильно это название нашей команды.

Учитель.   Какие бывают  звуки.

Дети . гласные и согласные..

Учитель.  Сейчас мы это проверим, как хорошо вы ориентируетесь в них.

 Первый тур. Заменив одну согласную  нужно  образовать новое слово. ( на интер. доске задание слайд №8)

Второй  тур. Слайд №11

 Следующий тур посвящен гласным. Так и называется « В гости к гласным»

Учитель. На этой картинке десять шаров .На каждом – букваСоставьте из этих букв разные слова, но так ,чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

 (Команды составляют слова) стр.185   (Село, сало, сера, пора, роса, пена, нота, рота, масло, море, темно, тепло, роса, рано.)

Третий  тур. Слайд №12

Следующий тур «Разгадай символы»

Учитель . Ребята Давным- давно, когда не было письменности, как же люди общались между собой?

( детей отвечают.)

 учитель. Они общались с помощью символов и знаков. Знаки и символы с древнейших времён дошли и до  наших дней .символы без слов ,что-то обозначают, запрещают или разрешают.  Перед вами эти символы и знаки Нужно разгадать ,что они  обозначают.

Комсанда1 Пожарный знак.

                                                                     Второй  символ  видов спорта

Команда2. Первое дорожные знаки.                             второй – символ Олимпийских игр.

Жюри оценивает.

Учитель.  Ребята , а сейчас какую роль играют эти символы в нашей жизни ведь мы умеем читать и писать.Нужны  ли они нам? (дети отвечают нужны для удобства в жизни наприм. Едешь по дороге на большой скорости  и эти символы показывают ,где столовая ,больница,кемпинг.)или в незнакомо городе сразу видно где аптека,банк.)

Знаете ли вы что означает Этот символ? (Символ МИРа ) Голубь символ мира т.к эта птица символизирует мир и благую весть ( приносит хорошие известия).

Почему именно панда символизирует дружелюбие?      оказывается  это необыкновенно дружелюбное и мирное животное.

Пятый тур. Слайд № 13

Начинаем новый тур. Он называется    «Грамматическая арифметика»

Посмотрите на эти необычные примеры. Что должно получиться ,если в слове вычитать или прибавлять буквы?  

Загар – р +дка= загадка

От + (гадюка- ю) (отгадка)

Игры – ы +а

Шум-м +т +ка (шутка)

Ведущий: Все  знают, что  уроки  русского  языка – дело  серьёзное. Однако  и  здесь можно пошутить и поиграть .  Поиграем в игру «Каламбур» ??  На каждый последующий вопрос отвечаете, пропуская предыдущую букву.

- В  какой  гостинице  вы  жили? ( ПОБЕДА ) слайд №14        

- Чего  вы  ждали? ( ОБЕДА )

- Случилось  что? ( БЕДА )

- Пропала  что? ( ЕДА )

- Вы  кричали? (ДА )

- А  что  кричали? ( А…А …А )

Хорошо!

 А сейчас у нас  Конкурс загадок « Что нам помогает изучать русский язык»

А) Грамоты не знаю, а весь век пишу. ( Перо, ручка)

Б) Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет, там заметку кладет. ( Карандаш)

В)По черной земле белый заяц пробежал.. (Мел)

Г) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.( Книга).

Говорит она беззвучно,а понятно и нескучно.Ты беседуй чаще сней ,станешь вчетверо умней.. (Книга)        

 Музыкальная пауза  

Учитель. А как там наша Клякса поживает? Заинтересовали тебя ребята ?       Давайте покажем кляксе знания о знаках препинания.  Музыка

Дети под музыку инсценируют стихотворения С. Маршака «Знаки препинания».

Чтец. У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания:

Прибежал чудак!

Чудак (вбегая). Ура! Долой! Караул! Разбой!

Чтец.  Притащился кривоносый.

Кривоносый. Кто? Кого? Откуда? Как?

Чтец. Явились запятые,

Девицы завитые.

Входят две Запятые и Точка с запятой.

Запятая 1. Живем мы в диктовке На каждой остановке.

Запятая 2. Мы особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой. Если нет над вами точки,

Запятая - знак пустой.

Чтец. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие.

Входят Многоточие и Двоеточие.

Двоеточие. Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

| Потому что я в два раза        

Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.

Многоточие. Если вам угодно знать, Я важней ,чем прочие.

Там , где нечего сказать, Ставят многоточие.

Чтец. Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак. То есть как ?

Чтец восклицательный знак.

Восклицательный знак.То есть как !

Чтец. И сказала точка, Точка одиночка.

Точка. Мной кончается рассказ, значит я важнее вас.

Я думаю ,мы убедили Кляксу о важности изучения Русского языка.

 Учитель. Так что ребята « Делу время ,потехе час»

 Раскройте смысл  этой пословицы

(Основное время уделяем делам,а игры и забавы потом)

. ( дети отвечают)

 Какую роль играют пословицы в русском языке?

Учитель. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.

Ваша задача  отгадать пословицу по двум словам.

Шестой тур. Слайд №15

Следующий Тур. «Отгадай пословицу» (На доске)

Команда 1, слушайте: «свет», «тьма».

Команда 1. Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Учитель. Команда 2: «труд», «лень».

Команда 2. Труд кормит, а лень портит.

"Учитель. Слова для команды 1: «встречают», «провожают».

Команда 1 . По одежке встречают, по уму провожают.

Учитель. Слова для команды 2: «погибай», «выручай».  Команда 2. Сам погибай, а товарища выручай.

Седьмой тур.

        Этот  тур потребует от вас внимательности. «Отгадай» называется этот тур.

Учитель. Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Как же называются такие необычные   загадки?

Дети. Ребусы.

Учитель. Правильно, такие загадки называются ребусами  

Доске ребусы) слайд № 21

Клякса встает.  И спрашивает .Ребята Умеете ли вы диктанты писать?

Один участник отвечает. Можем мы диктант писать на 4 и  на 5. ( Ильнур)

        Следущий тур посвятим словарному дикатнту.

Восьмой тур. Словарный диктант.

Учитель. А чтобы диктанты писать на «4» и «5», что нужно знать? Дети. Правила. Ведущий.  А сейчас в игре и проверим ,  какие  вы знаете орфограммы.

Ведущий. Читает с доски ( ответы на доске мелом записаны)

 Меня ждут не дождутся,

А как увидят - разбегутся.

Команда 1. Дождь.  Учитель.  Какая орфограмма? (слышится  звук т ,а писать нужно «д»

Ведущий. Заметает все пути не проехать не пройти.

У метели есть подруга снежно-ветреная                          

Команда2    вьюга   Какая орфограмма ?

Дети ( разделительный мягкий знак) .

Учитель. Мы с ними не скучаем покажут всякий раз,

Когда попить нам чаю.

Не опоздав в свой класс

Дети. Часы.  ( ча пишем с буквой а).

Учитель. Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал            ( зима)

Какая орфограмма ? ( безударная гласная  И _,проверочное слово зимушка).

Хорошо!

Девятый тур.

В этом туре вам потребуется внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами.

Я называю слово, вы быстро  должны ответить на него антонимом. (Командам по очереди)

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

- Оно весёлое, читается легко.

Молодцы!

Продолжаем нашу игру «Наборщик»  называется следующий тур. Ваша задача - Из букв данного слова в течение 1 минуты составить  новые слова.

Для всех одно слово « Грамматика.» Раздать листочки со словом.

(карта,римма,мама,грамм,мат,тима,кит,рак,рама,)

Проверяем. И листочки  отдаём жюри.

Конкурс скороговорок .В Жёлтом  конверте слова . вам нужно из этих слов составить Скороговорку и проговорить .Какая команда   с этим заданием лучше справится ??будет оценивать жюри.

Сегодня  на турнире мы убедились ,что вы дружные ,находчивые, многое умеете и знаете. Но сейчас мы проверим ,как вы умеете договариваться. В следующей игре вам нужно будет договориться и составить слова ,а из слов  предложение.     (Вызываю к доске у каждого карточка)

Могуч и прекрасен русский язык.

Договариваться вы умеете.   Хорошо.

Пришла пора скрестить шпаги капитанам.

Задание капитанам

Ваша  задача – раскрыть смысл крылатых выражений..

Хорошо подготовились к этому туру капитаны.

Следующий тур Шифровка. Какая команда быстрее  расшифрует предложение!

 Как там наша клякса.!

 Она уже вовсю помогает детям, и наверное ей не так уже скучно.

Придумайте  синоним к слову «нескучный»

Дети ( радостный ,весёлый)

Вот на такой радостной ноте мы закончим нашу игру .Пока жюри подсчитывает баллы мы подведём итог.,

Ученик.1. Грамматика, грамматика

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.

Ученик 2.Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму и открытку не отправишь,

Даже собственную маму с днём рожденья не поздравишь.

Ученик 3.Полюбиля я тебя грамматика !

Ты умная и строгая.

Тебя моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Слово для подведения итогов предоставляем жюри.

Учитель.     

 Спасибо всем участникам .

Учитесь  говорить выразительно, правильно, грамотно , ясно  и точно  выражать свои мысли.

После ребусов.

Алина .          Ребята , а вы умеете диктант писать ?

 Дети отвечают.      Можем мы диктант писать на 4 и на 5

Крылатые выражения.

Герман.    Доброе слово и кошке приятно.       ( нужно не забывать о  добрых словах)

Азер.  Делу время , а потехе час – основное время отводим делам.

Герман .От одного слова ,да навек сора         ( прежде чем что- то сказать, надо хорошо подумать)

Азер. Заблудиться в трёх соснах. ( Не суметь разобраться в простом деле.

Г. Сколько лет ,сколько зим .   (прошло много лет)      

 А.  Дело в шляпе  (дело сделано)

Г. Спустя  рукава.   (работать плохо)                          

А. Зарубить   на носу. (запомнить)

Мы  тянемся  в  песенке  звонкой.

         Можем  заплакать  и  закричать.

         Можем  в  кроватке  баюкать  ребёнка,

         Но  не  желаем  свистеть  и  ворчать.

   2 .  А  мы   согласны  шелестеть, шептать, скрипеть,

         Даже  фыркать  и  шипеть. Но  не  хочется  нам  петь.

след

соль

зал

ежи

фа

тур

штука

опыт

буй

вол

бал

кон

Второй тур. Слайд №9,10   Метаграмма — это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово.  Я загадываю загадки, а вы должны отгадать их и определить ,какие  согласные меняют значение слова.

Команде 1. Со звуком «С» я не вкусна, Но в пище каждому нужна. С «М» берегись меня ,не то Я съем пальто. (соль,моль.)

Команде 2

 Первое предлог. Второе- летний  дом.

А целое –порой решается с трудом!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...