Обобщение опыта
материал
Обобщение опыта "Организация методической деятельности старшего воспитателя в целях повышения компетентности педагогов ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_m.f.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополек» с. Покровка Долинского района
Сахалинской области ____________________________________________________________________
694072, Сахалинская область, Долинский район, с. Покровка, ул. Новая 15,
тел./факс 8(42442)96-2-83, e-mail: topolek_pokrovka@mail.ru
Организация методической деятельности старшего воспитателя в целях повышения компетентности педагогов ДОУ
Автор опыта:
Бондарева Марина Федоровна,
старший воспитатель
с. Покровка
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ ……………………………………………. | 3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
1.4. Актуальность опыт………………………………………………………………… | 5 |
1.5. Теоретическое обоснование опыта………………………………………………. | 6 |
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ……………………………………….............. | 13 |
2.1. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………................. | 13 |
2.2. Цели и задачи……………………………………………………………………… | 13 |
2.3. Организация условий для повышения профессиональной компетентности как средство управления | 13 |
2.4.Формы и методы развития компетентности педагогов | 15 |
2.5. Длительность работы над опытом | 24 |
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА ………………………………………. | 25 |
РАЗДЕЛ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… | 27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… | 28 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика изучения затруднений педагогов | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Мероприятия по работе с молодыми специалистами | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Консультация для родителей | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Консультация для педагогов | |
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1.Автор опыта: Бондарева Марина Федоровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Покровка, Долинского района.
- Педагогический стаж – 30 лет, стаж в должности «старший воспитатель» – 6 лет.
- Контактный телефон 89241987534.
1.2.Тема опыта: «Организация методической деятельности старшего воспитателя в целях повышения компетентности педагогов ДОУ»
1.3.Условия возникновения и становления опыта
Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Тополек» с. Покровка.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 12 человек. Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 73 % сотрудников имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения. Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации. 50% педагогов имеют педагогический стаж меньше 5-ти лет, что позволяет сделать вывод о необходимости дополнительной комплексной методической работы с данной группой педагогов.
Тестовая методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой позволила определить уровень стремления педагогов к самосовершенствованию. У половины педагогов средний уровень саморазвития, что является показателем положительной, но неустойчивой тенденцией воспитателей к реализации себя в профессиональной деятельности.
Полученные результаты указывали на необходимость проведения работы по повышению профессиональной компетентности у педагогов.
1.4.Актуальность опыта.
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования. Приоритетной проблемой, в документах сферы образования, отражающих государственную политику, является проблема качества педагогических кадров:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. No 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
- Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2011 г. No 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) предъявляет требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня.
В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который должен был вступит в силу с 01 января 2017 года.
Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. И роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна.
В статье 48 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится «педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; систематически повышать свой профессиональный уровень».
Качество педагогических кадров – это важный компонент образовательной системы потому, как реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
И именно на педагогов возложена такая функция как, реализации образовательных программ нового поколения на базе современных педагогических технологий, им определена задача подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с прогрессивным мышлением, способного благополучно самореализовать себя в жизни. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Все это говорит о том, что в современных условиях изменения дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречием между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.
Актуальность данной проблемы определило тему исследования: «Организация методической деятельности старшего воспитателя в целях повышения компетентности педагогов ДОУ»
Объект исследования, изучения и обобщения опыта: процесс развития профессиональной компетенции педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования, изучения и обобщения опыта: условия развития профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации.
Цель данной работы заключается в выявлении и теоретическом обосновании условий повышения профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать проблему развития профессиональной компетентности педагога ДОО в психолого-педагогической литературе.
- Выявить условия повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ.
- Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
- методы педагогических измерений – тестирование, диагностирование уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Следует отметить, что не может быть деления на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам. Новизна опыта всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть традиционным, уже освоенным, используемым. Часто новизна обусловливается известностью опыта, его распространенностью в массовой практике. Имеет смысл говорить о степени новизны, которую можно определить через сравнение опыта с уже имеющимися образцами.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические рекомендации по совершенствованию деятельности педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, могут быть использованы педагогами и методистами ДОО.
1.5. Теоретическое обоснование опыта
В современном мире педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.
Профессиональная деятельность воспитателя должна нести системный характер, проявляющийся в единстве целей, деятельности и результатов.
Суть профессиональной деятельности воспитателя проявляется через педагогическое действие, которое является совокупным единством целей и содержания. Весь процесс профессиональной педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения сводится к решению комплекса задач, и, педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритму и часто требуют нестандартного творческого решения, возникающего в ходе тяжелой психической работы, включая исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и заключение.
Основой деятельности воспитателя является образовательная деятельность, в связи с чем, при подготовке педагогов необходимо заботиться о формировании у них готовности к компетентной организации воспитательно-образовательных процессов в общей сложности с объектными знаниями. Развитие профессиональной компетентности предполагает изменение и прогресс творческой индивидуальности, восприимчивость педагогических инноваций, умение адаптироваться к меняющейся педагогической среде. И наконец, для достижения высокого результата педагогической деятельности важно желание педагога саморазвиваться, самосовершенствоваться и самообразовываться. Поэтому роль старшего воспитателя, как организатора педагогического процесса и инициатора профессионального роста воспитателей, на современном этапе приобретает особую значимость.
Управленческая деятельность старшего воспитателя в современных условиях - это поиск и внедрение эффективных методов и форм последовательного воздействия на педагогический коллектив для достижения высокого качества дошкольного образования.
Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская; Т.П. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.В. Вторина, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.А. Переломова, Г.Н. Прозументова, Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина и др.).
Выводы данных исследований выступают основаниями для совершенствования и повышения квалификации педагогов: ориентир на развитие творческого, креативного потенциала и методологического мышления, готовности к самообразованию, проектной культуры, и как в итоге - педагогической компетентности.
Стратегия развития ДОУ, обеспечивающая качество образования, требует четкого определения таких понятий, как профессиональное становление, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность педагога. Профессиональная компетентность, ее совершенствование является главным средством управления качеством образования в ДОУ.
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога рассмотрим основные понятия «компетенции» и «компетентность», что они значат и чем отличаются.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Особую значимость на современном этапе приобретает творчески организованная методическая работа, цель которой состоит в том, чтобы повышать компетентность педагогических кадров в соответствии с их потребностями. Это необходимое условие, обеспечивающее повышение качества обучения и воспитания. Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия.
Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы старшего воспитателя должна стать система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условия личностного роста и развития.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно-методической;
- социально-педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой
- умение не просто руководить основными видами деятельности дошкольников, а взаимодействовать с детьми
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей;
- защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:
- методологическую,
- психолого-педагогическую,
- коммуникативную,
- исследовательскую,
- презентационную,
- акмеологическую,
- икт-компетентность.
- эмоциональная компетентность.
Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.
Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми.
Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.
Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.
Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.
Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.
Педагог должен:
- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.
Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими, умение управлять своим поведением, стрессоустойчивость.
Вопросами развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации занимались: Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.
Основные факторы развития профессиональной компетентности, по мнению Е.Н. Никифоровой:
- приобретение новых знаний и функциональное совершенствование умений и навыков;
- субъективный смысл желаемых результатов.
К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа - это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ [6, c. 114]. Задача методической службы ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
- системность - соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
- дифференциация - второй критерий эффективности методической работы - предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
- поэтапность - показатели эффективности методической работы.
Система методической работы в дошкольном образовательном учреждении выстраивается в трех направлениях:
- по отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя. Для этого разработаны индивидуальные планы повышения квалификации педагогов.
- по отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении методическая работа направлена на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- по отношению к системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.
Структура системы методической работы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе. Разнообразие форм методической работы определяется прежде всего сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...