«Мой класс» Ф. Вигдорова
статья

Присухина Анна Викторовна

Анализ отрывка из литературного произведения по профстандарту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiogramma_uchitelya.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мой класс

«Мой класс» Ф. Вигдорова

…По тихому переулку, по середине мостовой, шагает мальчик лет семи, в длинных брюках и куртке с золотыми пуговицами. В руке у него портфель, а на лице такое выражение, что и не расскажешь. Он, видно, уверен, что все глаза устремлены на него. Он старается быть скромным, но сознание, что он, такой нарядный и деловитый, идет в школу, переполняет его счастливым волнением.

Я тоже иду в школу и тоже впервые. В руках у меня список учеников. Изредка я заглядываю в него и снова читаю фамилии, которые знаю уже наизусть: Антонов Володя… Выручка Ваня… Мне почему-то кажется, что он высокий, худощавый. Гай Саша… Ильинский Витя – мой однофамилец… Какие они все?

Чем ближе к школе, тем больше ребят идёт в том же направлении и тем тревожнее у меня на сердце. Просто-напросто я боюсь. Мне кажется, войдя в класс, я забуду всё, что приготовилась сказать. «Здравствуйте, дети, – говорю я шёпотом. – Я ваша учительница. Меня зовут…» …

 И вот я открываю дверь и вхожу в класс. Вижу распахнутое настежь окно, яркое голубое небо за ним и красную крышу дома напротив, но не различаю ни стен класса, ни лиц учеников. Кое-кто из ребят встаёт, другие продолжают сидеть. Я молча стою у стола и жду. Постепенно, не спеша, с грохотом и стуком поднимаются остальные.

Здравствуйте! Садитесь! – говорю я громко и не узнаю своего голоса. В горле у меня пересохло, в ушах шумит. Так же громко, словно мне предстоит перекричать целую толпу, я продолжаю: – Меня зовут Марина Николаевна. Я ваша классная руководительница… («Ведь я даже написала всё, что скажу, – мелькает у меня в голове. – И ничего-ничего не помню… как же так?») На уроках географии мы с вами будем изучать нашу страну – её леса и реки, долины и горы. На уроках естествознания мы будем…

На последней парте двое ребят перешёптываются, а мальчики, сидящие слева, даже и голоса не понижают: их, видно, совсем не заботит, что я слышу их беседу.

– Пожалуйста, тише, – прошу я.

Они взглядывают на меня внимательно, даже удивлённо, умолкают ровно на секунду – и снова разговаривают. Один из них – черноглазый, с живым, смышлёным лицом. Другой – светловолосый, худенький: воротничок голубой рубашки свободно болтается вокруг длинной, тонкой шеи, глаза смотрят пристально и чуть насмешливо….

… Я стараюсь ответить всем. Голос у меня уже обычный, и я забыла, что сорок пять минут назад мне было страшно. Кого бояться? Ребят? Но вот мы с ними посмеялись над храброй хвастуньей-лягушкой и уже чувствуем себя так, словно не первый день знакомы…


Период действия произведения: 1945 - 1947 год, тяжелое послевоенное время.

Исторический период: Новое время. III исторический период в развитии педагогики (системный), который длится с начала XX века.

Характеристика педагогики: В начальной школе того времени закладывалась основа всестороннего развития детей: учащиеся получали довольно прочные элементарные знания и навыки, которые в дальнейшем должны способствовать политехническому обучению и высшему образованию. Образовательный процесс направлен в первую очередь на воспитание коммунистической морали, с учетом физического и эстетического воспитания.

Как следствие, педагогические кадры готовились с учетом всех этих факторов (причем обучение молодых специалистов-учителей происходило в тяжелое военное время). В методике обучения учителей начальных классов отмечалось, что особый упор будущие педагоги должны делать на воспитании младших школьников духа коллективизма, прививать их любовь не только к умственному, но и физическому труду.

Также в начальной школе у детей закладываются первые основы диалектико-материалистического мировоззрения, систематически развиваются их интересы и любознательность, память, внимание, мышление и речь. Дети учатся наблюдать предметы и явления окружающего мира, получают понятие про материальность мира, их приучают рассматривать изучаемые явления в их связи и развитии.

Нужно отметить, что в средине ХХ века было разработано практическое направление по нравственному и трудовому воспитанию в среде детского коллектива. Также продолжает развиваться «педагогика сотрудничества», в основе какой находятся индивидуальные способности детей, способствующие усилению интереса к учебе.

Парадигма обучения: гуманистическая.

Трудовая функция педагога: воспитательная деятельность.

Трудовые действия учителя: осуществление профессиональной деятельности на основании учебных планов и программ начальной школы, которые устанавливались республиканскими правительствами, сходящих в состав Советского Союза. Однако учебные планы и программы школ различных союзных республик преимущественно были одними и теми же.

Необходимые умения: использовать и апробировать специальные подходы к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся, в т. ч. имеющих особые потребности в образовании. Учитель также ведёт с детьми беседы про школу и обязанности учащихся; дети учатся внимательно его слушать, спрашивать его и отвечать на поставленные вопросы.

Необходимые знания: основные закономерности и особенности возрастного развития детей 7-10 лет, возможные стадии и кризисы развития, особенности социализация личности ребенка данного возраста, их индивидуальное развитие, их возможные негативные проявления характера, а также основы психодиагностики.


Главным героем повести Фриды Вигдоровой «Мой класс» есть молодая учительница начальных классов – Мария Николаевна Катилина. Это выпускница педагогического института, которая начинает работать в школе учителем и классным руководителем 4 «В» класса начальной школы в котором учится 40 мальчиков.

В начале произведения видим, что это неопытный учитель, которому не сразу удаётся найти подход к своим ученикам. Но в дальнейшем, любовь к детям, стремление как можно лучше узнать их, помогают после найти» ключик» к каждому из детей. В итоге, в процессе учебы она пытается научить детей не только правилам орфографии и каллиграфии, но и заложить в них основы нравственного воспитания – воспитать в них умение сочувствовать, помогать друг другу, дружить и т.п.

Поначалу ей сложно и естественная взволнованность иногда переходит в потерю самообладания. Однако потом у нее возникает внезапное педагогическое решение, которое вызывает перелом настроения, и она становится спокойным, деятельным, ясно мыслящим и понимающим детей учителем.

Марина Николаевна являет собой пример вдумчивого, глубоко принципиального молодого советского педагога, по-настоящему любящего школу и детей, ищущего новых методов воспитания и горячо верящего в могучую силу коммунистического воспитания. Она выступает активным участником педагогического процесса, который старается отобразить и привить детям со всей его глубиной и значимостью, со всей многогранностью того арсенала средств, которым вооружается советский педагог, творя почётное и благородное дело – образование и воспитание ребёнка.

Она также активно использует важную роль внеклассной работы с детьми – посещение Дома пионеров, экскурсия в Ботанический сад, встреча с моряком-североморцем Анатолием Александровичем Неходой и др. Также она активно задействует учеников в деятельность пионерской организации.

Под ее четким руководством ее ученики приобретают навыки правильного, сознательного, выразительного чтения доступной им по языку и содержанию художественной и научно-популярной литературы, умеют уже пересказать устно и изложить письменно прочитанное, записать собственные наблюдения над погодой, школьными событиями и т.д.

В целом, что в своей педагогической работе учительница старается понять каждого ученика, работать вместе с семьёй своих учащихся, учить ребят на основе живых примеров, которые взяты из окружающей действительности. Основной своей задачей она считает воспитание человека: его необходимо научить жить в коллективе, ценить дружбу, товарищество, трудиться на благо людей и проч.

Можно подытожить, что молодая учительница любит своё дело, относится к нему с чувством большой ответственности. Она всегда видит в своём ученике человека, поэтому ни при каких обстоятельствах не допускает оскорбления его личности. Обучая своему предмету, она уделяет большое внимание воспитанию детей, изучает их, стремится найти правильную разгадку их поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...