Уроки речевого творчества
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа начального общего образования по внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 «Б» класса соответствует требованиям
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), разработана на основе:
· Пособие для учителя / С.А.Болотопа, И.Ю. Иванова, Т.В. Ющенко – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017.
· Авторской программы: «Речевое развитие» Каландарова Н.Н. сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Модернизация содержания начального образования. - Ульяновск, 2003. - С.57.
Литература:
1. Н.Н. Каландарова «Уроки речевого творчества» - М.: ВАКО,2008.Методическое пособие для учителя.
Цели программы:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.
Задачи программы:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы контроля:
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в самостоятельных, проверочных и творческих работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
Рабочая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_rechevogo_tvorchestva.docx | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «27» августа 2020 г. Председатель МС _________/ РумянцеваТ.В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 28.08.2020г. | «Утверждена» приказом от28.08.2020г. № 205/01-04 Директор __________/ Безрученкова С.П. |
Рабочая программа
начального общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«Уроки речевого творчества»
для 1Б класса
«Согласована» Заместитель директора __________/ Мехадюк Т.А. «28» августа 2020 г. | Составитель: Козинова Лидия Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
п г т Верхнеднепровский
2020 год
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 класса Б
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
- С 57 Содержание внеурочной деятельности в начальной школе в свете требований ФГОС: Пособие для учителя / С.А.Болотопа, И.Ю. Иванова, Т.В. Ющенко – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. - 108 с.
- Авторской программы: «Речевое развитие» Каландарова Н.Н. сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: Модернизация содержания начального образования. - Ульяновск, 2003. - С.57.,.методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008 Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие. – Смоленск. ГАУДПО СОИРО,2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Данный вариант программы обеспечен методическим пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008
Программа составлена на 35 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2019-2020 учебный год.
Корректировка авторской программы, в связи с увеличением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно-календарным графиком.
Название раздела, темы | Авторская программа | Рабочая программа |
Развитие речевых умений и навыков (устная форма) | 33ч | + Лучший день этого лета. + Праздник моего прадеда. 35ч. |
Изучение материала будет проведено в полном объеме. Дополнительные 2 часа будут отведены развитию речевых умений и навыков.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях.
Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией.
Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.
В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной «про»социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Задания и формы работы по формированию УУД:
Личностные: подведение итогов урока, самооценка события, происшествия, творческие задания, участие в проектах.
Познавательные: «Найди слово…», «Поиск лишнего», «Цепочки», работа с таблицами, составление схем-опор.
Регулятивные: «Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, заучивание материала наизусть в классе, «Ищу ошибки».
Коммуникативные: « Оцени работу товарища», «Составь задание для партнёра », «Объясни…», формулировка вопросов для обратной связи. Работа в паре, работа в группе.
С целью реализации образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол -во часов |
Мир вокруг нас. Развитие речи. | 12 | |
В мире сказки. | 5 | |
В мире семейных ценностей. | 7 | |
Век живи – век учись. | 7 | |
Правила в нашей жизни. | 4 |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Кол -во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Мои игрушки. | 1 | 03.09 | ||
Мой любимый цветок. | 1 | 10.09 | ||
Лучший день этого лета. | 17.09 | |||
Мое любимое животное. | 1 | 24.09 | ||
Моя осень. | 1 | 01.10 | ||
Во саду ли, в огороде. | 1 | 08.10 | ||
Ягоды. | 1 | 15.10 | ||
Листопад. | 1 | 22.10 | ||
Мой любимый праздник. | 1 | 29.10 | ||
Цветная сказка. | 1 | 12.11 | ||
В мире профессий. | 1 | 19.11 | ||
Внимание, дорога! | 1 | 26.11 | ||
День рождения. | 1 | 03.12 | ||
Моя мечта. | 1 | 10.12 | ||
Я и спорт. | 1 | 17.12 | ||
В гостях у сказки. | 1 | 24.12 | ||
Моя зима. | 1 | 14.01 | ||
В библиотеке. | 1 | 21.01 | ||
Век живи – век учись. | 1 | 28.01 | ||
Любимое время года. | 1 | 04.02 | ||
Хлеб – всему голова. | 1 | 11.02 | ||
Животные. Заяц. | 1 | 25.02 | ||
Природа - наш дом. | 1 | 04.03 | ||
В гостях у бабушки. | 1 | 11.03 | ||
Мой любимый сказочный герой. | 1 | 18.03 | ||
Как я помогаю маме. | 1 | 01.04 | ||
Деревья. | 1 | 08.04 | ||
Сказка. | 1 | 15.04 | ||
Мой город. | 1 | 22.04 | ||
Моя комната. | 1 | 29.04 | ||
В магазине. | 1 | 06.05 | ||
Бабочки. | 1 | 13.05 | ||
Праздник моего прадеда. | 1 | 20.05 | ||
Моя весна. | 1 | 27.05 | ||
Мое лето. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Урок речевого творчества
Урок речевого творчестваТема: Мои игрушки.Цель: развивать речь и творческие способности.Задачи: углубление и расширений знания по русскому языку;Развитие активного, самостоятельного творческого мышлен...
Уроки речевого творчества
Планы конспекты уроков...
Урок речевого творчества
Эта презентация для внеурочных занятий по развитию речи в 1 и 2 классах...
Урок речевого творчества. Весна.
Эта презентация для внеурочного занятия по развитию речи во 2 классе...