Трудности практической реализации проблемной технологии в образовательном процессе начальной школы.
статья (3 класс)
Использование технологии проблемного обучения вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей собоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и даютобоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
В своей работе я активно использую данную технологию. Наряду с преимуществами, вижу, что проблемное обучение имеет и недостатки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трудности практической реализации проблемной технологии в образовательном процессе начальной школы.
Использование технологии проблемного обучения вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей собоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и даютобоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
В своей работе я активно использую данную технологию. Наряду с преимуществами, вижу, что проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке практических навыков, неэкономично – требует больших затрат времени. Зависит от подготовленности обучающихся, от целей урока. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Для реализации проблемной технологии необходимы: отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Поэтому реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос, который сам по себе является проблемой: «какую подготовку должны пройти учителя, чтобы успешно справится с такого рода обучением?» Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательскими методами обучения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Это требует подготовки педагогических кадров высокого уровня.
Технология проблемного обучения в меньшей мере, чем другие технологии, применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Таким образом, проблемное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день технология проблемного обучения является наиболее перспективным. Ученик должен уметь адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....
Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС
Использование образовательных технологий в учебном процессе повышает качество образования....
Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС
Использование образовательных технологий в учебном процессе повышает качество образования....
Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....
Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....
Статья.Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....
Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"
Аромотерапия – это одно из средств в воспитании и развитии детей, расширяя их потенциальные возможности она позволяет поддерживать их здоровье, предупреждать болезни, оказывать регулирующи...