Трудности практической реализации проблемной технологии в образовательном процессе начальной школы.
статья (3 класс)

      Использование технологии   проблемного обучения вооружает школьников методами  познания  окружающей действительности, развивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и  выводу  основных  закономерностей  собоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся  быстрее  осмысливают  сущность  изучаемого  явления  и  даютобоснованные  ответы.  У  них  развиваются  познавательные   потребности   и интерес,  воспитывается  убежденность  в  знаниях,  так  как  учащиеся  сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

  В своей работе я активно использую данную технологию. Наряду с преимуществами, вижу, что   проблемное  обучение  имеет  и   недостатки.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности практической реализации проблемной технологии в   образовательном процессе начальной школы.

      Использование технологии   проблемного обучения вооружает школьников методами  познания  окружающей действительности, развивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и  выводу  основных  закономерностей  собоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся  быстрее  осмысливают  сущность  изучаемого  явления  и  даютобоснованные  ответы.  У  них  развиваются  познавательные   потребности   и интерес,  воспитывается  убежденность  в  знаниях,  так  как  учащиеся  сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

  В своей работе я активно использую данную технологию. Наряду с преимуществами, вижу, что   проблемное  обучение  имеет  и   недостатки.   Не   всегда   легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить  в виде проблем; проблемное обучение  не  способствует  отработке практических навыков,  неэкономично – требует больших затрат времени.   Зависит от  подготовленности обучающихся, от целей урока. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Для реализации проблемной технологии необходимы: отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.    Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Поэтому реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос,  который сам по себе является проблемой: «какую  подготовку  должны  пройти  учителя, чтобы успешно справится с такого рода обучением?»     Учитель должен владеть  как  объяснительным,  так  и  исследовательскими методами обучения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.  Это требует подготовки педагогических кадров высокого  уровня.

Технология проблемного обучения в меньшей мере, чем другие технологии, применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Таким образом, проблемное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день технология проблемного обучения является наиболее перспективным. Ученик должен уметь адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС

Использование образовательных технологий в учебном процессе повышает качество образования....

Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС

Использование образовательных технологий в учебном процессе повышает качество образования....

Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья.Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"

Аромотерапия – это одно из средств в воспитании и развитии детей, расширяя их потенциальные возможности  она позволяет поддерживать их здоровье, предупреждать болезни, оказывать регулирующи...