Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе
статья

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»   (В.А. Сухомлинский)  

Урок литературного чтения выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания.

Вероятность достижения воспитательных целей при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение».

С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах.

С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам.

Но сами собой нравственные знания и тем более ценности не «перетекают» в душу ребенка. Они должны быть добыты им самим в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках.

Одной из приоритетных задач курса «Литературное чтение» является: формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка.

В число программных произведений входят классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты. Все произведения отобраны по двум основаниям: высокому уровню художественности и значимости их нравственного потенциала.

Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в нашем предмете (литературное чтение) - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом.

Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя.

Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая сказки, былины. Нравственный смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную высокой нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Например: при изучении русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Соотнесите:

Алёнушка                                     Ведьма         

Добрая, злая, ласковая, преданная, доверчивая, заботливая, грубая, хитра, жестокая. 

Сказки: учат читателей следовать нравственным заповедям, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам.

Деление героев на группы

                                                     Герои

       Положительные      Отрицательные      Нейтральные

Характеристика героев по плану.

План:

  1. Имя героя, его место жительства.
  2. Действия и поступки героя; их характеристика.
  3. Внешность и характер героя.
  4. Отношение автора к герою.
  5. Ваше отношение к герою.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.

Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.

Огромную роль играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.

На уроках литературного чтения происходит осмысление и эмоциональное принятие учащимися основных нравственных качеств человека, характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости.

Большую роль на уроках играют пословицы. Они отражают богатство языка, развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д.

Задание: «закончить пословицу»

Труд человека кормит, а… (лень портит).

Раз соврал – навек…(лгуном стал).

Кто других не любит, …(сам себя губит).

Кончил дело  … (гуляй смело).

Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).

          Худо тому, кто –…( добра не делает никому).

Объяснить смысл пословиц, определить тему пословиц и поговорок:

Где счастье плодиться, там и зависть родиться.

Завистливый - злее волка голодного.

Зависть прежде нас родилась.

Где несчастье, там зависти нет. 

Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:

1. Первоначальные представления о нравственной норме.

2. Осмысление ее.

3. Эмоциональное принятие.

4. Воплощение в слове (вербальный уровень).

5. Воплощение в поступке (социальный уровень).

Особая ценность литературного чтения заключается в том, что все эти уровни, начиная с самого первого, ученик-читатель проходит самостоятельно. Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому важнейшей стороной работы учителя является обучение ребенка анализу текста.

Особую роль при этом играет воспитание и развитие творческих способностей учащихся. Значение творчества в жизни детей трудно переоценить: оно развивает, формирует ученика как личность, а в литературном творчестве, особенно драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит - понять другого человека.

Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка. Как говорил Л. Н. Толстой, «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Эта мысль великого писателя и педагога особенно важна сегодня, в эпоху перемен, когда перед школой поставлена задача воспитать человека, «способного к инновационному поведению».

Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в культуру?

Модель современного урока литературного чтения включает в себя следующие формы организации учащихся:

  • разные виды анализа текста;
  • творческие пересказы;
  • дописывание сюжета;
  • отзывы, рецензии;
  • инсценировки и т.д.

Результат: учащиеся должны получить:

  • навыки анализа художественного текста
  • нравственные понятия
  • навыки создания собственного текста

Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

  • думали над прочитанным;
  • сопереживали героям;
  • оценивали их поступки;
  • осмысливали их проблемы;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью;
  • старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность, то есть мотивировать.

На уроках литературного чтения необходимо использовать способы развития мотивации: 

  1. Организация образовательного процесса. Здесь важны:
  • новизна, практическая значимость подаваемого материала;
  • четкое структурирование;
  • логичное, яркое, контрастное выступление;
  • ритмичное чередование видов деятельности;
  • опора на индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, спектакли, игры, выпуск газет, виды коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Ситуация успеха. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Следующий шаг - воздействие на эмоциональную сферу. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника.

Обязательный элемент на уроках литературного чтения - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

Личностно-развивающие ситуации:

  • проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
  • прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
  • конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
  • оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
  • аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
  • репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Для развития эмоциональной восприимчивости важно побуждать детей вслушиваться в свои собственные переживания. В этом помогают вопросы следующего плана:

- «В какой момент ты больше всего переживал за героя?»

- «Что ты почувствовал после прочтения рассказа?»

Понимать настроение других, по внешнему выражению обучающихся учит изобразительная деятельность. Именно словесное рисование, которое предполагает воспроизведение картины с помощью слов, повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Словесные картинки следует рисовать к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла произведения.

Учитель, максимально используя воспитательные возможности на каждом уроке литературного чтения, а также эффективные методы и приёмы обучения и воспитания, решает задачи нравственного становления личности младшего школьника.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Уроки литературного чтения – богатый источник переживаний, личного интеллектуально – эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствуют созданию и обогащению картины мира учащегося, но и позволяют ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимание и вырабатывать оценку происходящему. Мыслительно-эмоциональный «перенос» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения или другим человеком.

Именно уроки литературного чтения в начальной школе обладают высоким воспитательным потенциалом, ведут ребенка по ступенькам познания, помогают ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, обогащают его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....

Воспитательный возможности урока окружающего мира в начальной школе

Воспитание навыков культуры поведения ребенка начинается в семье, и к моменту поступления в школу он в принципе должен овладеть достаточным объемом информации. Однако, как показывает практика, дети пр...