Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе
статья
Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» (В.А. Сухомлинский)
Урок литературного чтения выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания.
Вероятность достижения воспитательных целей при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение».
С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах.
С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам.
Но сами собой нравственные знания и тем более ценности не «перетекают» в душу ребенка. Они должны быть добыты им самим в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках.
Одной из приоритетных задач курса «Литературное чтение» является: формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка.
В число программных произведений входят классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты. Все произведения отобраны по двум основаниям: высокому уровню художественности и значимости их нравственного потенциала.
Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в нашем предмете (литературное чтение) - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом.
Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя.
Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая сказки, былины. Нравственный смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную высокой нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Например: при изучении русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Соотнесите:
Алёнушка Ведьма
Добрая, злая, ласковая, преданная, доверчивая, заботливая, грубая, хитра, жестокая.
Сказки: учат читателей следовать нравственным заповедям, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам.
Деление героев на группы
Герои
Положительные Отрицательные Нейтральные
Характеристика героев по плану.
План:
- Имя героя, его место жительства.
- Действия и поступки героя; их характеристика.
- Внешность и характер героя.
- Отношение автора к герою.
- Ваше отношение к герою.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.
Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.
Огромную роль играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.
На уроках литературного чтения происходит осмысление и эмоциональное принятие учащимися основных нравственных качеств человека, характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости.
Большую роль на уроках играют пословицы. Они отражают богатство языка, развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д.
Задание: «закончить пословицу»
Труд человека кормит, а… (лень портит).
Раз соврал – навек…(лгуном стал).
Кто других не любит, …(сам себя губит).
Кончил дело … (гуляй смело).
Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).
Худо тому, кто –…( добра не делает никому).
Объяснить смысл пословиц, определить тему пословиц и поговорок:
Где счастье плодиться, там и зависть родиться.
Завистливый - злее волка голодного.
Зависть прежде нас родилась.
Где несчастье, там зависти нет.
Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.
Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:
1. Первоначальные представления о нравственной норме.
2. Осмысление ее.
3. Эмоциональное принятие.
4. Воплощение в слове (вербальный уровень).
5. Воплощение в поступке (социальный уровень).
Особая ценность литературного чтения заключается в том, что все эти уровни, начиная с самого первого, ученик-читатель проходит самостоятельно. Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому важнейшей стороной работы учителя является обучение ребенка анализу текста.
Особую роль при этом играет воспитание и развитие творческих способностей учащихся. Значение творчества в жизни детей трудно переоценить: оно развивает, формирует ученика как личность, а в литературном творчестве, особенно драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит - понять другого человека.
Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка. Как говорил Л. Н. Толстой, «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Эта мысль великого писателя и педагога особенно важна сегодня, в эпоху перемен, когда перед школой поставлена задача воспитать человека, «способного к инновационному поведению».
Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в культуру?
Модель современного урока литературного чтения включает в себя следующие формы организации учащихся:
- разные виды анализа текста;
- творческие пересказы;
- дописывание сюжета;
- отзывы, рецензии;
- инсценировки и т.д.
Результат: учащиеся должны получить:
- навыки анализа художественного текста
- нравственные понятия
- навыки создания собственного текста
Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность, то есть мотивировать.
На уроках литературного чтения необходимо использовать способы развития мотивации:
- Организация образовательного процесса. Здесь важны:
- новизна, практическая значимость подаваемого материала;
- четкое структурирование;
- логичное, яркое, контрастное выступление;
- ритмичное чередование видов деятельности;
- опора на индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, спектакли, игры, выпуск газет, виды коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Ситуация успеха. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Следующий шаг - воздействие на эмоциональную сферу. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.
Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника.
Обязательный элемент на уроках литературного чтения - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
Личностно-развивающие ситуации:
- проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
- прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
- оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
- аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
Для развития эмоциональной восприимчивости важно побуждать детей вслушиваться в свои собственные переживания. В этом помогают вопросы следующего плана:
- «В какой момент ты больше всего переживал за героя?»
- «Что ты почувствовал после прочтения рассказа?»
Понимать настроение других, по внешнему выражению обучающихся учит изобразительная деятельность. Именно словесное рисование, которое предполагает воспроизведение картины с помощью слов, повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Словесные картинки следует рисовать к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла произведения.
Учитель, максимально используя воспитательные возможности на каждом уроке литературного чтения, а также эффективные методы и приёмы обучения и воспитания, решает задачи нравственного становления личности младшего школьника.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Уроки литературного чтения – богатый источник переживаний, личного интеллектуально – эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствуют созданию и обогащению картины мира учащегося, но и позволяют ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимание и вырабатывать оценку происходящему. Мыслительно-эмоциональный «перенос» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения или другим человеком.
Именно уроки литературного чтения в начальной школе обладают высоким воспитательным потенциалом, ведут ребенка по ступенькам познания, помогают ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, обогащают его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...
Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....
Воспитательный возможности урока окружающего мира в начальной школе
Воспитание навыков культуры поведения ребенка начинается в семье, и к моменту поступления в школу он в принципе должен овладеть достаточным объемом информации. Однако, как показывает практика, дети пр...