Технология проблемного обучения
материал
Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления и недоумения. Урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается почти весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»
Выполнила:
Лобыцина Татьяна Фёдоровна
учитель начальных классов
МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П.»
2021 г.
Свое выступление хочу начать с небольшой притчи.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»
В руках учителя есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.В начальной школе растет количество детей мотивируемых чувством долга и наоборот, значительно уменьшается число тех, кто учится из-за интереса.Потеря интереса к учебе может привести к проблемам, связанных с нежеланием учиться. И как результатом это приводит к низкому качеству знаний. Поэтому сегодня более востребованным становится не только знания ученика, а его умение учиться. Данная проблема была признана и нашла решение на государственном уровне, результатом чего стало внедрение в систему образования ФГОС. Важной задачей новой школы стала задача «научить учиться», т.е. сформировать УУД.Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Для решения обозначенной проблемы в своей деятельности на уроках очень часто я начала использовать технологии проблемного обучения.Актуальность: вызывает интерес к изучению предмета, развивает способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную
Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает
- создание под руководством учителя проблемных ситуаций;
- активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению;
- в результате происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей.
Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность обучающихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.
Может возникнуть вопрос: всем ли обучающимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.
Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию?
На любом: на объяснении нового материала, на этапе закрепления знаний, на уроках обобщения и систематизации. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.
В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний.
Процесс учения становится поисковым, развиваются мыслительные способности обучающихся.
Важным звеном процесса обучения становится проблемная ситуация, которая требует разрешения.
Что же такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.Существуют следующие методические приемы создания проблемной ситуации:классические,сокращённые,мотивированные.
классические
«Приём с затруднением»
Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой ученики обнаружат ранее неизвестное.
Математика Тема: «Умножение» | |
Учитель: | Ученик: |
Цель: ввести новое арифметическое действие- умножение. Реши задачу: 1.На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на 4 тарелках? 2.На одну рубашку пришили 6 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 12 рубашек? -Попробуйте записать решение к этой задаче? -Всем ли было легко выполнить запись? -В чём возникло затруднение? -Значит, что сегодня нужно найти? |
Решение: 3+3+3+3=12 (г)
-Нет. -Получается длинная запись, считать трудно. -Найти новый способ записи таких выражений.. |
«Создание проблемной ситуации с удивлением» Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у учеников удивление.
Русский язык Тема: «Неизменяемые имена существительные» | |
Учитель: | Ученик: |
На доске слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, кофе. -Что объединяет эти слова? - Выделите окончания у имён существительных?
-Вспомните, как найти окончание? -Докажите, что правильно определили окончание, изменив форму каждого слова? | -Слова, имена сущ. -(право на ошибку)Ученики выделяют последнюю букву, полагая, что это окончание. -Нужно изменить форму слова. (Не получается изменить форму слова). |
сокращённые
Сравнительная характеристика диалогов
П о б у ж д а ю щ и й | П о д в о д я щ и й | |
Струк- тура | -отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль | -система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
Приз- наки | - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска - возможны неожиданные ответы учеников - прекращается с появлением нужной мысли ученика | - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога -почти не возможны неожиданные ответы учеников - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
Резуль-тат | развитие творческих способностей | развитие логического мышления |
Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы.Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить творческие действия и, следовательно, более активно творческие способности. Поэтому он обязателен при одаренных, сильных, способных обучающихся.
Русский язык Тема: «Роль ударения» | |
Учитель: | Ученик: |
На доске слово: -Составьте предложение со словом стрелки -Какие есть гипотезы? Проверим. Произнесём. -Проверим, на какой слог падает ударение в первом слове, а во втором? -К какому выводу пришли? | -Получили разные варианты. -По разному поставили ударение- стрелки стрелки -От места ударения зависит смысл слова. |
Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с учениками с пониженной обучаемостью.
Математика Тема: «Литр» | |
Учитель: | Ученик: |
-У нас на пути камень на распутье 3 дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём. -Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда будем держать путь за новыми открытиями: влево(одна группа), вправо(вторая группа), прямо(следующая группа)? -Какие открытия будем делать на уроке? | Работаем в парах) Проверяем: 1.Весы, масса, килограмм. 2.Длина, сантиметр, линейка. 3.Объем. |
мотивированные
«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал, способный захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.
Математика Тема:«Числовой отрезок» | |
Учитель: | Ученик: |
Послушайте сказку: -В одном большом- пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили и жилось ему очень хорошо. И только одна беда у него была- не умел он считать, складывать и вычитать числа. И вот тогда посоветовал ему старый Умный Паровоз отправиться в путешествие и переименовать станции ,которые он будет проезжать. -Ты построишь, -сказал Умный Паровоз волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема).Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать самые трудные примеры. |
Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).
Окружающий мир Тема:«Где живут белые медведи?» | |
Учитель: | Ученик: |
-Как вы думаете встречаются ли друг с другом эти животные? -Что нужно для того, чтобы они встречались? -Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? -А откуда мы можем узнать эту информацию? | (Выслушиваются мнения детей) -Жить поблизости в одном месте. -Знать, где они живут. -Из учебника. Далее дети сами находят ответы на свои вопросы. |
«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для обучающихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учеников.
Математика Тема:« Число 3. Цифра 3.» | |
Учитель: | Ученик: |
Послушайте мой рассказ и скажите о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Греки это число не любили. Считалось, что оно может приносить горести, и если случится одно несчастье, то обязательно будет ещё два. Многие народы ,наоборот, почитали это число. Русский народ считал это число чудодейственным. -Кто догадался, о каком числе идёт речь? | Сообщают тему урока |
Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой. Проблемная ситуация завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в проблемном вопросе. Неудачно сформированный вопрос может исключить все предыдущие усилия учителя, убить возникающий интерес к обсуждаемой области неизвестного. Это в частности случается, если вопрос слишком сложен и ученики понимают полную бесперспективность поиска выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком легок.Учитель должен достичь того, что бы ученик:·действительно почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность;·сформулировал проблему или уяснил сформулированное учителем;·захотел решить эту проблему;·смог это сделать.
Таким образом, вариантами проблемного обучения выступают поисковые и исследовательские методы, при которых обучающиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют новые знания, тем самым становятся более всесторонне развитыми.Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников. Именно такое обучение является проблемным.Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез обучающихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.Данная технология учит детей "не сидеть сложа руки", не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального образования, необходимо выполнять условия ее выполнения. Проблемное обучение целесообразно применять тогда, когда:- содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;- ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых обучающихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности:
здоровьесберегающей— позволяющей снижать нервно-психические нагрузки обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного обучения носит общепедагогическийхарактер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления и недоумения. Урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается почти весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Многие педагоги на собственном опыте убедились, что технология проблемного обучения эффективна. Она дает возможность:
- научить ребят мыслить логично, научно, творчески;
- формировать не просто знания, а знания-убеждения;
- содействует формированию прочных знаний, так как, сведения, самостоятельно, добытые обучающимися, прочно сохраняются в памяти;
- воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности,
- формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;
- формировать и развивать интерес к учению.
Литература:
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.
Дидактические основы методов обучения / М.: «Педагогика», 2013. – Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика,2001. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 2011г. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 2009г. Педагогика. Учебно-методическое пособие. Под ред. Э.Г. Малиночкин. – Краснодар, 2012 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2010. http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций http://www.rae.ru/snt/?section
Приложение 1.
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ (урока изучения нового материала)
Этапы урока (Время) | Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Ученики(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование |
Создание проблемной ситуации 5-7 минут | Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы): - Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения - Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! - Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? //Почему не смогли выполнить задание? | - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие -проговаривают и осознают его. | Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах |
Формулирование проблемы | - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить? | - По-разному формулируют вопрос | Основной вопрос записывается |
Версии т- 2-3 минуты | - Какие у вас есть версии решения проблемы? | - Предлагают версии, принимаются и абсурдные | От проблемы стрелками ключевые слова |
Актуализация имеющихся знаний Планирование деятельности 5-10 минут | - Что мы уже знаем по этой проблеме? Здесь и везде используются: Либо побуждающий диалог - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа(развитие творчества). Либо подводящий диалог - цепочка, вытекающиходин из другого вопросов, правильный ответ накаждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - Что нужно узнать для решения проблемы? | - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) | Например, в виде признаков понятия, опорного сигнала и т.п. План действий: 2 |
Поиск решения (открытие нового знания) - от 10 до 20-25 минут | - Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность. правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод: - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) - Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме. | - Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..» - Выполняют задания на новый материал (всем классом) Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме | Ответы - преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п. |
Важно: 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась монологическая речь. Алгоритм подготовки ответа учеником на продуктивный вопрос 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысденно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что .... потому что, во-первых..., во вторых...». | |||
Выражение решения. Применение нового знания. -5-10 мин. | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? - Используя свои новые знания ... (дается задание на продуктивное применение - рассказ, рисунок и т.п.) | - Обобщают, делают вывод по проблеме - Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание | Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для работы |
Домашнее задание | Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то. что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лобыцина Татьяна Фёдоровна
Учитель начальных классов МБОУ «Тункинская СОШ им. Седова Ю.П.»
Технологическая карта урока обучения грамоте
Тема: ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г
Тема урока: Согласные звуки г,г'. Буква Г,г.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1 | Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Организационный момент. Психологический настрой Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Проверка готовности к уроку. | - Прозвенел и смолк звонок. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. | Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2 | Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций. | Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно. Дети отвечают: На буквы, которые обозначают один звук, и на буквы, которые могут обозначать 2 звука. АОУИЫ ЯЕ | На доске: А О Я У И Ы Е -Прочитайте. -На какие группы разделите данные буквы. Когда буквы обозначают 2 звука? На доске слова: ЯЗЫК САДОВАЯ ЯНА БЕЛАЯ ТАНЯ КРАСНАЯ ЯКОРЯ ЗЕМЛЯНИКА -прочитайте слова, в которых буква я обозначает 2 звука; -Прочитайте слова, в которых буква я обозначает мягкость согласного звука; -Прочитайте имена собственные; -Прочитайте слова, характеризующие признак предмета; -Слова, состоящие из 3 слогов, из 2 слогов; -Из слова ЗЕМЛЯНИКА составьте новые слова. | Познавательные УУД Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД
|
3 | Постановка учебной задачи. Открытие детьми нового. (3-4 мин) Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока | Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. - Мы познакомимся со звуками [г], [г’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [г], [г’] и букву г от других звуков и букв. -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме. Научимся читать с новой буквой слова и предложения. Буквами. Словарь Ожегова. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач Где растёт земляника? Продолжим путешествие в лес.
Отгадайте загадку. Стоят на крепкой ножке Теперь лежат в лукошке. -Что такое лукошко? -Что же лежит в лукошке? -Какой новый звук услышали? - Произнесите слово по слогам. - Сколько слогов в слове грибы? Какой ударный? --Произнесите 1 слог. Что можете о нём сказать? (Состоит из 3 звуков) -Назовите 1 звук .Дайте характеристику новому звуку. -назовите слияние -Постройте схему 1 слога. -Произнесите 2 слог. -Постройте схему слова. Сколько букв в слове? Звуков? Идём дальше в лес. Показываю картинку с изображением пенька. -Что пенёк? (спиленное дерево) -А знаете как можно определить возраст спиленного дерева? (по количеству кругов) - Произнесите слово круги. -Сколько слогов? какой уларный? -назовите 1 слог. -Что можете сказать? -Постройте схему 1 слога. -Назовите 2 слог. Какой новый звук услышали? - Какую цель поставим на уроке? - Какая тема нашего урока? 2.Знакомство с буквами Г, г. - Как же мы будем обозначать эти звуки на письме? На что похожа буква? Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге! -А что обозначает слово кочерга? Расскажет нам ученик.(заранее подготовленный) Кочерга - чугунная или стальная изогнутая палка для засовывания и поворачивания дров и угля в печке. | Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Познавательные УУД Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. |
4 | Физминутка. | - Если в слове есть звуки[ г- твердый] -топаете, , если звук –[ г- мягкий] – хлопаете в ладоши. Глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара , гиря, гуси. | Цель: снятие физического и умственного напряжения Познавательные : планирование своих действий, Регулятивные: устанавливание аналогии. | |
5 | Первичное закрепление (7-9 мин) Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им. | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану Дети читают (хором, по цепочке, про себя), отвечают на вопросы учителя. | - Куда поселим букву г на нашей ленте букв? -Почему? Упражнения в чтении слов, предложений с буквой г. -Открыли учебники на с. 119. - Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. (Чтение слогов в учебнике хором ) -На какие группы разделим? (слоги, в которых г-тв., и г -мягкая) -Теперь читаем столбики слов, которые помогут нам хорошо, без ошибок прочитать текст. -Прочитайте слова, в которых все согласные мягкие; -Все согласные твёрдые; -Имена собственные; -Слово, соответствующее схеме; Чтение текста. -Прочитаем по "Цепочке". -Сколько здесь предложений? - Прочитай текст самостоятельно. Придумай вопросы по его содержанию и задай их классу. - Составь схему первого предложения и обсуди её с соседом по парте. -Озаглавьте текст. - Назовите съедобные грибы, в названиях которых есть звуки [г'], [г] | Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Работа с интерактивным плакатом. Работа с учебником. Познавательные УУД Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. |
6. | Работа по развитию речи. | Стр.118 в "Азбуке ". -Посмотрите на иллюстрацию на странице; -Чем занимаются жители города? -Какое название можно дать этому городу? -Составьте рассказ "Жили-были..." - Мы использовали слова "гриб, грибочек, грибной".Как можно назвать эти слова? | Коммуникативные УУД Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. | |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в классе (4-5 мин) Цель: формирование способности выбрать учебный материал для решения поставленной задачи | 1)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. 2) Самопроверка. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля. 3) Работа в парах. Вспоминают правила работы в парах. | 1) Работа на индивидуальных карточках по уровням - Выберите себе задание 1 группа. Найди и подчеркни слова с буквой г в рассказе "Весна" 2 группа Найди и прочитай предложение, в котором говорится, куда сбегает вода весной? 2) Самопроверка. – Поднимите руку, у кого так же 3) Работа в парах Игра "Найди слово в слове" ГРОЗА (роза, рог, гора) ГАЗЕТА (газ, таз) ГИТАРА (тара, тигр, тир) 4)Проверка. -Какие слова вы составили? Прочитайте. | Дифференциация заданий. Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Умение работать в парах, договариваться. Умение учитывать позицию партнёра |
7 | Включение в систему знаний и повторение (10-12 мин) Цель: применение нового знания, формирование навыка чтения | Самостоятельное чтение с выбором задания | 1). Самостоятельное чтение по азбуке. 1группа – чтение слов и предложений (с.123) 2группа – чтение текста (с.122) Проверка самостоятельного чтения. Чтение вслух загадок. Чтение вслух рассказа "Подарки к празднику" | Формирование личностных, ком- муникативных, познавательных УУД. ЛичностныеУУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. Познавательные УУД:организация саморазвития познавательных процессов. |
8 | Рефлексия деятельности (2-3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Проверьте себя. | Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока -Мне удалось... -Я могу похвалить... -Я недостаточно... -Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение | - Наш урок подходит к концу. - С какими звуками и буквами познакомились? -Что узнали о букве г? -За что можете себя похвалить? -Над чем ещё надо поработать? -Достигли ли цели? - Спасибо за урок! Урок окончен! | Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто приходит в каждый дом. В Новый год с большим мешком? Шуба, шапка, красный нос, Это дедушка….
18 ноября
физкультминутка Наконец пришла зима стали белыми дома Снег на улице идёт Дворник улицу метёт Мы катаемся на санках Пишем на катках круги Ловко бегаем на лыжах И играем все в снежки .
Как две капли воды. От горшка два вершка .
9,7,5 ,… 2,4,6,…,… 1,3,5,…. 10,8,6,…,2
Было интересно….. Было трудно….. Сегодня я узнал …..
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 1-м классе
по теме "Сложение и вычитание числа 2 "
Учитель: Лобыцина ТФ.
Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Тема "Сложение и вычитание числа 2 "
Цель урока: «Формирование умений выполнять сложение чисел с числом 2 и вычитание числа 2, решение задач.»
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для формирования умений выполнять сложение чисел с числом 2 и вычитание числа 2;
- закреплять знания о составе чисел 2 – 10, знание математической терминологии.
Развивающие:
- развивать навыки устного счёта, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание;
- расширять кругозор, развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике и окружающему миру.
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, друг к другу;
- воспитывать умение работать в команде.
Форма работы: фронтальная, коллективная, групповая, работа в парах.
УУД:
Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей, выявлять и корректировать причины своего затруднения.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнёра по общению.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действовать согласно правилам обращения с учебными пособиями, наглядным и сч1тным материалами и правил работы.
Регулятивные УУД: уметь организовать своё рабочее место под руководством учителя, отличать верно выполненные задания от неверного, уметь проговаривать последовательность выполняемых действий на уроке.
Место данного урока в системе уроков по теме: третий урок в теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник М.И.Моро Математика 1 класс, часть 1, рабочая тетрадь М.И.Моро Математика 1 класс, математический веер.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. СЛАЙД 1
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок ?
Все ль на месте ?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки ?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- Давайте повернемся друг к другу, возьмемся за руки и улыбнемся. Я вам желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
-Кто же к нам спешит в гости на урок?
Кто приходит в каждый дом. В Новый год с большим мешком? Шуба, шапка, красный нос. Это Дедушка Мороз
-Что значит для него это число? 18 ноября- день рождение Деда Мороза. На день рождение дарят подарки, вот и мы все будем дарить подарки нашему гостю, и он пришёл к нам с подарками большими и маленькими, тяжёлыми и лёгкими, сложными и простыми. А сколько лет исполнилось, наему Деду Морозу? Где живёт он?
II. Актуализация знаний( Первое задание от Деда Мороза)
1.Устный счет ( работа с бегунками) СЛАЙДЫ 3-5
- Число, которое при счёте следует за числом 5.
- Число, которое при счёте предшествует числу 8.
- Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6.
- Увеличить 4 на 1
- Увеличить 8 на 1 и еще раз на 1
- Уменьшить 7 на 1
- Уменьшить 2 на 1 и еще раз на 1
- Первое слагаемое 5 , второе слагаемое 2. Найдите сумму.
- Сумма чисел 6 и 3
- 8 без 2.
Оцените себя при помощи смайликов. Если вы не затруднялись, показываем зелёный смайлик, затруднялись жёлтый.
3)Задачи в стихах?
А)В кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетели
Еще две синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Пусть скажет скорее
Каждый из вас.
Б)Задача на смекалку.
Стоит дуб, на дубе три ветки, на каждой ветке по 3 яблочка. Сколько на дубе яблок?
4)Работа в парах ( Второй подарок от Деда Мороза)
А) состав числа 6,7
Проверка по эталону с доски. Оцените себя, если справились без затруднений знак !, если есть проблемы ?.
Физминутка
Наконец пришла зима
стали белыми дома
Снег на улице идёт
Дворник улицу метёт
Мы катаемся на санках
Пишем на катках круги
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки.
III. Самоопределение к деятельности ( третий подарок от Деда Мороза)
Какая же тема нашего урока ? Самоопределится нам поможет ребус?( слайд6)
по2 вал картинка
пара варежек
Число 2, прибавлять, вычитать число по два решать задачи и примеры.
IV) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые)
- Каллиграфическая минутка. Письмо цифры 2, состав числа 2. (Четвёртый подарок от Деда Мороза) ( Подчеркнуть правильно написанную цифру)
- Решение примеров Объяснение с комментированием.
( Пятый подарок от Деда Мороза)
5+2= 4+2 +2= 6+ =8
5-2= 4-2-2= 6- =4
В жизненной ситуации, что можно сосчитать парами Танцуют парами , сидим за партой парами, пара сапог, рук, рукавичек, глаз, ушей, ног.
§ в изменённой ситуации (конструктивные) На каком празднике выступают дети? Сколько пар танцуют? Сколько всего детей? Стр 94 №1,2,3,4
3)Работа в группе Бабушка связала носки внукам, сколько внуков у бабушки? Сколько пар носков связала бабушка?( распределение на картинке по парам)
Физкультминутка Игра: «Ручеёк»
v)Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) по вариантам №5 стр 94
VI) Самостоятельная работа.( на карточках)
1+2+2= 2+2+2= 7+….=9 3+2+2= 4+2+2=
5-2-2= 6-2-2= …-2=7 7-2-2= 8-2-2=
-Поменяйтесь карточками и проверьте ответы с экрана (взаимопроверка)
Оценивание результата – смайлики.
(зеленый-все верно, желтый – есть 1-2 ошибки )
VII Рефлексия.
Вспомните тему урока.
- Научились мы прибавлять и вычитать число 2?
- Как это можно сделать?
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики: зелёный, жёлтый.
Самоанализ урока.
Урок математики в 1а классе.
Тема: «Прибавление и вычитание числа 2».
Цель урока: «Формирование умений выполнять сложение чисел с числом 2 и вычитание числа 2, решение задач.».
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для формирования умений выполнять сложение чисел с числом 2 и вычитание числа 2;
- закреплять знания о составе чисел 2 – 10, знание математической терминологии.
Развивающие:
- развивать навыки устного счёта, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание;
- расширять кругозор, развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике и окружающему миру.
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, друг к другу;
- воспитывать умение работать в команде.
УУД:
Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей, выявлять и корректировать причины своего затруднения.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнёра по общению.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действовать согласно правилам обращения с учебными пособиями,
Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
На данном уроке применялся системно-деятельностный подход. Я начала урок со стихотворной минуты вхождения в урок, с создания ситуации успеха для каждого ученика. Планируя урок - тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На этапе актуализации знаний учащиеся активно работали, формулировали выводы.
В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей ситуации, используя знаковую систему, «+2, -2».
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера (считали по линейке, работали с карточками), детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия (опираясь на знание считать парами.)
Работа в парах и взаимопомощь (самопроверка и взаимопроверка) позволили снизить тревожность учащихся, проверка результатов способствовала формированию у детей адекватной самооценки.
При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников (дифференцированное задание), давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности (на уроке надо было уделить больше времени для закрепления новой темы). Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки и посадке при письме. На этапе физкультминутки детям предложила упражнения, которые снимают напряжение, как физическое, так и. психологическое
Все предлагаемые задания направлены именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах, группах. Детям оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована мультимедийная презентация, задействованы все возможные ресурсы кабинета. Урок был очень динамичный, проведён в доброжелательной рабочей обстановке
Считаю, что урок поставленной цели достиг.
1. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§ в знакомой ситуации (типовые)
§ в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
Реферат "Технология проблемного обучения"
в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...
Технология проблемного обучения
В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...