Публикации перспективные
материал
Перечень перспективных публикаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 4 класса и позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Нормативно-правовая база | Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210. |
1.Актуальность программы | В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». ( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».) Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. |
2. Цели программы: | Повысить интерес к математике, обучая учащихся приёмам составления задач; развивать творческие способности и самостоятельность мышления. |
3 Задачи программы: | • формирование умения составлять собственные задачи, используя различные приёмы; • формирование и развитие практических умений обучающихся решать задачи; • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся; • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания; • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях |
4Три аспекта учебной цели: | |
познавательный | Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. |
развивающий | Развитие речи. Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать). Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук). Развитие двигательной сферы. |
воспитывающий | Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество). |
5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. | системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объёма материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности. |
6. Отличительные особенности программы | Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий: • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям; • привлекательность материала; • необходимость «активного изучения» • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности; • благоприятная обстановка в коллективе; • эффективные методы и приёмы. Требования к организации процесса: • ориентация на самостоятельную работу учащихся; • ставить задачи, требующие исследовательского подхода; • развивать и поддерживать в работе творческое начало. Приёмы, используемые в работе над задачей: • изменение вопроса задачи; • изменение условия задачи; • составление задач 1. используя слова «больше», «меньше» и др. 2. по данному вопросу 3. по некоторым исходным данным 4. по данному решению 5. по данному плану решения 6. по данному чертежу и др. • сравнение задач и их решений; • преобразование условия задачи из косвенной формы в прямую; • решение задач различными способами;
Итогом творческой работы каждого ученика в процессе составления задач станет авторская самодельная книжка-задачник, которая рождается по страничке от занятия к занятию. Данный вид проектной деятельности, продуктом которой будет собственная книга, интересен младшему школьнику. Для того чтобы «Задачник» получился занимательным, каждый ребёнок стремиться отыскать и включить в условие задачи интересный факт, создать шутливую задачу, задачу, героями которой являются сказочные персонажи. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. |
7 Формы и виды занятий: | 1) занятия, направленные на составление задач, состоящие из трёх этапов: • Вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки) • Основная часть (знакомство с приёмами составления задач) • Заключительная часть (самостоятельная, творческая работа учащихся) 2) конкурсы знатоков: -игровые занятия; -КВН. -игра- соревнование. -составление мини-проектов. В практике работы используются следующие формы: -индивидуальные и групповые; -практические и теоретические; -беседы; -игры; -знакомство с литературой; Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. |
8Содержание программы | Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
|
9 Место учебного курса в учебном плане | Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении. |
•Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий; •делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; •находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику; •называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку; •точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами; •уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; •узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; •узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; •решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); •составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); •заполнять магические квадраты размером 3×3; •находить число перестановок не более чем из трёх элементов; •находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); •находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; •проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; •объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением; •решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; •уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса. | |
10 Предполагаемые результаты реализации программы: Предметные результаты | |
Метапредметные (универсальные) результаты | Регулятивные УУД: •Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. •Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). •Учиться планировать учебную деятельность на уроке. •Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий) •Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. •Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: •Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. •Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. •Добывать новые знания: находить необходимую информацию •Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,таблица, схема, др.). •Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: •Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). •Слушать и понимать речь других. •Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. •Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. •Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). |
Личностные результаты | •Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). •В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. •Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру. |
10. Способы определения результативности: | •Диагностика (сентябрь, май) 1) анкетирование Цель: выявить, как учащиеся относятся к математике (приложение №1) 2) диагностическая работа Цель: •выявить отношение учащихся к творческим заданиям (приложение № 2) •Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях)Презентация продукта проектной деятельности учащихся |
8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета | 1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят: Для учителя: : О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 3 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2012. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-У. - М.: РОСТ, 1997-1999. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004. Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2000. Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 1995. Для ученика: : О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.: 1996. Средства обучения: •аудиовизуальные; •технические (проектор, компьютер); •учебное оборудование; •наглядные пособия |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
^ Приложение №1 Математические игры
Математическая игра «Домики».
За один ход нужно нарисовать в квадрате по клеточкам один домик – такой же, как заштрихованный, но повёрнутый в любую сторону. Домики не должны касаться друг друга.
^ Математическая игра «Горки».
Начало игры в выделенной точке. Из этой точки начинают рисовать ломаную. За один ход обводят какую-нибудь сторону маленького треугольника. Ломаная может пересекать и касаться себя, но дважды обводить один отрезок нельзя.
^ Математическая игра «Крестики-кружочки».
Перед началом игры договариваются, у кого какой знак (крестик или кружочек). За один ход нужно обвести одну сторону клеточки. Игрок, который обводит последнюю (оставшуюся необведённой) сторону какой-нибудь клеточки, рисует в ней свой знак и делает дополнительный ход. Таким образом, за один ход игроку может посчастливится нарисовать сразу несколько своих знаков.
^ Математическая игра «Три кошки»
Эта игра похожа на «Морской бой». У каждого игрока – по два квадрата с пронумерованными клеточками. В левом квадрате каждый втайне от другого рисует трёх кошек. Чтобы обнаружить, где находятся кошки соперника, игрок задаёт один вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет», например: «В седьмой клеточке есть кошка?» или: «На первом этаже есть кошка?». Узнав, что в клеточке есть кошка, игрок рисует её в соответствующем месте правого квадрата, в противном случае, ставит в нём точку.
Приложение №2 Нестандартные задачи
1.Как тремя взвешиваниями определить одну фальшивую монету (более легкую) из 8? 10? 16? 17? 26? 27?
2. Из 80 одинаковых по виду монет одна – фальшивая (более легкая). Как ее определить четырьмя взвешиваниями на чашечных весах?
3. Как на чашечных весах уравновесить кусок металла массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? Гири можно класть на обе чашки весов.
4. Петя сказал однажды друзьям: "Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12 лет". Какого числа родился Петя?
5. Имеем 3 сосуда вместимостью 8, 5 и 3 л. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на 2 равные части, используя остальные сосуды?
^ Приложение №3 Логические задачи
Избранные задачи из книги И.Г. Сухина "800 новых логических и математических головоломок".
1.Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?
2. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является числом не простым, а составным?
3. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
4. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
5. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".
6. Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3.
7. Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число делилось на 9. Каково оно?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
а | о | у | ы | я | е | ё | ю | и | э | |
д | да | до | ду | ды | дя | де | дё | дю | ди | дэ |
ж | жа | жо | жу | же | жё | жи | жэ | |||
ш | ша | шо | шу | ше | шё | ши | шэ | |||
х | ха | хо | ху | хы | хя | хе | хё | хю | хи | хэ |
ч | ча | чо | чу | чы | че | чё | чю | чи | чэ | |
щ | ща | що | щу | ще | щё | щи | щэ | |||
ф | фа | фо | фу | фы | фя | фе | фё | фю | фи | фэ |
ц | ца | цо | цу | цы | це | ци | цэ |
Шат капр самп пар мат мот про сва рол пре неп бор пь рь ль бь дь гь мь сь вь кь нь зь
Лдо пер рпе пра мра тро тло дло шло шит пру ука мук акс мак сву выс чик вяч чвя фыв тлот бло пре пра лотр дло ждо зсо пар чва мит дло рог бол бго мпа самв чав вау масс род шог гам тор жог рап бир тир выр пар мыр сам мас кув вук выу пак нор бол час вым чва гар нер нор рон гор маар пар нер мап ипр рто тол ло бь торь пирь мирь капь парь боль мир лго дло зол тир бюд дюб лбю олб бол кер шог шоз шос мисс мас пра чис тим тор тил мил каск бок
Па ро со то ма бо ри бе дя мя пы ру рё дё дюзё ло шо го ри ма са ти ми сы ва чи са зо хо жо па бэ бю ри то ли пе ре па ку пы ши ща щу гу гы га го на са та ра ка га гя га го гу ге ро пи па ри рут и ро па са бо ло де же ше ге хе же те та тир о ло го гю жи дю б юлю хю гю бе то че се с явя мя мы ми вы ва кы ку чу су ци ви фи фа фо фу фя ци па пи ви ву во ви са ми бол о ти де дюлю рю бю пю чу ку му ду жу те тё то мо се жо лю бю вю кю дю зю гю рё нё хё зё нё пё рё вё фё мё тё бё дё ро па ми до жо хо то ро мё сь вь рь пь кь гь дь хь от ол огор оп ок ов оч ос ом об ол од оз ош ощ ир ит ик иц иф ич юд юл ен ег еш ел ёл ёд ён ёш ёп ёв ёж ёх ёз
Ёп ёр ён ёч уп ур ул уд уж уш уз ух уг ун ум иб ит ир от од юб юд юл юж юш юп юр юк юв юм юб ыр ыл ыд ыж ыб ыр ып ыт ым ыс ыч уц ук цу цы ца ыд ыв ып ыр ым ил ид
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПРОЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
(2022/2023учебный год)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.»
Педагогический проект
«Учимся писать грамотно»
Методическая разработка на тему: «Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов».
Автор работы: Лобыцина ТФ
Тунка 2022
Актуальность.
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивает возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. В наше время задача современного педагога заключается не только передать знания учащимся, но и научить их получать самостоятельно эти знания. Так стандарты определяют цели и задачи, которые стоят перед современным учителем. Очень важно научить школьника учиться, самостоятельно находить информацию из различных источников и использовать её в учебной деятельности с использованием современных педагогических технологий: системно-деятельностный, практико-ориентированный и компетентностный подходы, а также личностно-ориентированное обучение.
Обоснование проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Тункинская СОШ имени Седова ЮП» расположено в сельской местности, в связи с социальным статусом жизни населения (многодетных, неполных, неблагополучных, злоупотребляющих алкоголем, приезжих из ближнего зарубежья, часто неустроенных в быту) , многие учащиеся не имеют доступ к ЭОР, поэтому одной из актуальных проблем для повышения качества образования учащихся является создание условий доступа к ЭОР на школьного библиотечного фонда.
Актуальной проблемой остаётся в наше время: 60% учащихся допускают различные орфографические ошибки в письменной речи. Этим обеспокоены не только учителя, но и родители. В связи с этим разработан педагогический проект для учащихся начальных классов «Учимся писать грамотно». Большой объём школьного материала по русскому языку необходимо не только освоить, но и применять его на практике. Учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Учителя, методисты, психологи ищут различные выходы, чтобы у учащихся была сформирована орфографическая зоркость по русскому языку. Чтобы улучшить грамотность детей, нужно принять меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Данный проект призван помочь учащимся улучшить грамотность по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить и расширить спектр имеющихся знаний.
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.
Работа учителя начальных классов в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания.
Проект «Учимся писать грамотно» ориентирован на учащихся начальных классов и составлен в соответствии возрастных особенностей младших школьников и требований ФГОС второго поколения.
Проблема исследования заключается в методическом обеспечении процесса формирования орфографической грамотности учащихся.
Новизна проекта.
Реализация проекта имеет практическую направленность и предусматривает: осознанный подход к освоению учебного материала, самостоятельное получение знаний.
Типовые особенности проекта
Участники проекта: учащиеся начальной школы, родители, учителя начальных классов, школьный библиотекарь.
Тип проекта: исследовательский, среднесрочный (2 месяца)
Объект исследования: учащиеся начальных классов МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова ЮП».
Предмет исследования: безграмотность учащихся, связанная с несоблюдением языковых норм.
Гипотеза: если систематически применять различные виды работы орфографического характера на уроках, то можно научить писать грамотно
Цели и задачи проекта
Цель исследования: повышения уровня грамотности учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, орфографических).
В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
- Соблюдение в практике письма основные правила орфографии.
- Умение выявлять и исправлять ошибки в письменной речи.
- Повышения уровня успеваемости.
- Повышения уровня самостоятельности.
- Апробирование методической работы по формирования орфографической зоркости, проверить её эффективность на практике.
Содержание проекта
Направления работы проекта:
- Слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
- Слова-сорняки, слова - неприятели (антонимы), слова – приятели (синонимы), слова близнецы (омонимы), многозначные слова.
Средства обучения
- электронный ресурс; - справочники;
- словари; - сборники упражнений.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод контроля и измерения (срезы, тесты);
- метод обработки данных;
- обобщение опыта работы;
- поисковый анализ литературных источников.
Ресурсное обеспечение проекта
Временные ресурсы: 2 месяца
Материально-технические ресурсы: классные кабинеты, школьная библиотека, актовый зал, мультимедийное оборудование.
Кадровые ресурсы: в реализации проекта принимают участие учителя начальных классов, школьный библиотекарь (проводит библиотечные уроки, организует тематические выставки книг, доступ к интернет ресурсам, к энциклопедиям, словарям).
Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П.».
План реализации проекта
Вся работа над проектом разбивается на несколько этапов. По мере завершения каждого происходит обсуждение и оценивание насколько успешно идет работа.
1 этап - обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта, выявление интереса детей, формирование групп.
2 этап - уточняется план работы, обсуждение общих критерии оценивания ученических работ.
3 этап - поиск информации по выбранной тематике (Интернет, дополнительная литература).
4 этап - просмотр найденного материала, отбор и сохранение нужного.
5 этап - систематизация материала.
6 этап - выступление учащихся со своими работами.
7 этап - Подведение итогов. Итоговый тест по словарным словам выявит уровень овладения знаниями по теме.
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1. Подготовительный | -мониторинг усвоения написания изученных орфограмм в рамках данного проекта в форме применения тестовых заданий в offlain и оnlain режимах; -анализ научно-методической литературы; -создание ЭОР на базе ресурсов школьной библиотеки; -выявление эффективных приемов формирования орфографической зоркости. | Сентябрь, 2022 |
2. Основной | -применение на практике упражнений для развития орфографической зоркости; -реализация плана интегрированных уроков; -организация взаимодействия с партнерами. | Сентябрь, октябрь, 2022 |
3. Заключительный | - определение уровня сформированности орфографической зоркости; - создание памятки к исследованию слов; - презентация проекта «О чём поведает –Дедушка словарь?»(разные формы ) ; - продолжается система работы над словарным словом с применением метода проекта; планируется проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику; рекомендуется продолжить работу в данном направлении в последующих классах средней школы. | Ноябрь, 2022 |
Ожидаемые результаты
Результативность заключается в системе работы над словарными словами с применением проектного метода, обеспечивающего повышение качества орфографической грамотности обучающихся, что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания самого учителя.
- уровень орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми орфограммами повысится;
- обогащается словарь у младших школьников;
- закладываются основы лингвистического мышления.
Список литературы
- Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с.55-60
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215
- Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.
- Львов М.Р. «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.
- Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Приложение
Проект «О чём поведает – Дедушка словарь?»
Исследование слова альбом «Дедушка – словарь».
Памятка к исследованию слова
- Запиши слово.
- Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок.
- Подбери или сочини загадку к слову.
- В толковом словаре выясни значение слова.
- Какими оно обладает признаками?
- Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным?
- Запиши “родственников” слова
СОБАКА
ТОЛКОВАНИЕ | 1.Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке (на Севере). 2.Перен. О злом, грубом человеке.. |
ЭТИМОЛОГИЯ | Свое название она получила от древнего корня СОБ- (местоимение себя, собою),родственного корню СОБСТ- ВЕННЫЙ, - существо, имеющее хозяина, принадлежа- щее хозяину. СОБАКА – СОБ = существо, собственность. |
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА | собачата собачник собачина собачка собачник собачонка собаковод собачей (разг.) |
СИНОНИМ | Пес |
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ | КАК КОШКА С СОБАКОЙ ЖИВУТ – о постоянно ссорящихся людях. СОБАКУ СЪЕСТЬ (В ЧЕМ, НА ЧЕМ) – быть знатоком в каком-либо деле, иметь боль- шой навык, опыт в чем-либо. КАК СОБАКА НА СЕ- НЕ – о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не дает. ВОТ ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА! – вот в чем суть дела заключается. |
ЗАГАДКИ | Заворчал живой замок, Гладишь – ласкается, Лег у двери поперек. Дразнишь – кусается. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. |
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ | 1.Собака – верный друг человека. 2.Не замахивайся пал- кой – и собака не залает. 3.И собака помнит, кто ее кор- мит. 4.Не учи щуку плавать, а собаку лаять.5.Без собаки зайца не поймаешь.6.Ласковая собачка и во сне хвостом виляет. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 1.Собака вскочила и стала перед львом на задние лапки. 2.К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. 3Собачьи следы всегда к жилью выводят. 4.Собака сидит у ворот. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Уведомление о публикации материала...
Свидетельство о публикации
Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....
Публикации и творческие достижения
Мои награды....
свидетельство о публикации
Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....
Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...
Электронные публикации. Создание электронной публикации по заданной теме в MS Power Point
Урок проводится в 4 классе, в классе есть ребенок с ЗПР. Конспект урока разработан на базе УМК Горячева А.В....