Статья к 9 мая
статья (3 класс)

Шестернина Елена Андреевна

Статья- интервью. "Какое было твое детсво, бабушка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_9_maya.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Бабушка- бабушка, а каким было твое детство?»

В нашей жизни очень много историй, рассказов и строк о войне. Есть множество документальных фильмов и фотографий. Мы просматриваем фрагменты о тех страшных событиях и постоянно благодарим наших дедов и прадедов за наше мирное небо, за нашу спокойную жизнь и конечно же, за наше красочное и беззаботное детство.  

Мы прививаем чувства патриотизма, уважения и благодарности у наших учеников, воспитанников и детей.  Но время проходит, а вместе с ним и уходят наши ветераны и дети войны. А так хочется с ними поговорить, спросить о многом, что они пережили, послушать и передать эти бесценные воспоминания своим детям.

        Во время бесед на классных часах, мы с ребятами 2 класса МБОУ Сагайская ООШ, слушали, как их одноклассница Шартон Фаина, рассказывала про свою бабушку. Про ее награды и медали, про некоторые истории. Дети задавали много вопросов Фаине, им было интересно узнать, какими игрушками играла ее бабушка и многое другое. Чтобы не пересказывать ответы бабушки, Фаина пригласила нас к ней в гости.

        Александра Егоровна Шартон родилась  в 1932 году в селе Сагайское, в многодетной семье. Сегодня ей уже 89 лет и  за плечами этого человека, целая история. История наполненная грустью, страданиями и воспоминаниями о тех страшных событиях, которые происходили в военные и послевоенные годы.

        Баба Шура, так ласково называют Александру Егоровну ее родные и близкие люди, встретила нас очень доброжелательно. Напоила нас чаем, показала нам свои награды и благодарности, рассказала нам о своем детстве и ответила на вопросы учеников.

__________________________________________________________________________________

- Сколько Вам было лет, когда началась война?

- Мне было 8 лет, вот так же как вам сейчас. Родилась я здесь в селе, так всю свою жизнь здесь и живу.

- А вы смотрели какие-нибудь мультики в детстве?

- А у нас в это время не было ни телевизоров, ни радио и свет не горел. Учиться еще до войны начала. Во время войны сложно было, но в школу ходили. А уроки делали у печи. Железная печь, с отверстиями у поддувала, вот так лягу на пол и читаю. Бывало, щепок нащиплем, лучинку жгут мне, а я читаю и уроки делаю. А еще караулили, чтоб угли не прогорели, потому что спичек с керосином тоже не было.  Очень плохо жили.

Читали только то, что в школе задали. Других книг для чтения не было, да и писать не на чем было, какие уж тут книги. Писали между строк, в свободном месте. А писали….. Пойдем на пруд, камыш сорвем, перышко вставим, вот нам и ручка. Ну перышки у  меня еще с тех пор  сохранились.

- Скажите, а какие игрушки были? В какие игры вы играли с друзьями?

- Да какие ж  игрушки… не было никаких игрушек. Зато сейчас играю. Видите, сколько сейчас игрушек внуки принесли, вот с ними и играю. А в то время и некогда было играть. От ворот никуда не отходили. Со мной всегда двое ребятишек рядом, я им и нянька и мамка. И никаких друзей. В вашем возрасте работала целыми днями. Я и картошку садила, и дрова носила, и за  щавелем с лебедой бегала. Заварим лебеды, накрошим щавеля - вот вам и суп. Уж постарше стала, помогала отцу овец пасти. А потом и вовсе на двух работах работала, да и где я только не работала… Очень тяжело и бедно жили. Хлеб весь на фронт отправляли, а мы то пшено смелем, то овес. За солью пешком в Минусинск ходили, варежки с двумя пальцами для солдат вязали. Отдыхать, да играть некогда совсем.

- Фая нам рассказывала, что вы на корове ездили в лес, а зачем?

- Да, уж когда постарше была, в 15 лет в колхозе работала. А на быке возила дрова в школу, чтоб школу отоплять. По первости я свою корову запрягала, ездила и на ей, а то и на санках все возили. Я с раннего утра тогда училась…. Встаю, по приморозу весной в конец пруда на болота еду, наломаю в тольниках дров, привезу и некогда есть, сразу в школу бегу.

- А у вас есть награды?

- Да, есть. Вот последняя награда «Дети войны». За добросовестный долголетний труд  медали есть. Я тогда много работала, ни от какой работы не отказывалась. Вот и грамоты и благодарности есть. Еще от самого дяди Ленина. Открытки с поздравлениями, письма с благодарностью и альбом «Трудовая слава» района.

Сейчас дети другие пошли, ленятся очень. В наше время все работали, с самого детства и по сей день. До сих пор сама по хозяйству работаю,  огород полю. Тяжело уже, сама себя ругаю, и дети меня ругают, берегут. Но я по другому не могу. Не могу просто так без дела ходить.

- Скажите, а есть какой то фильм или книга о войне, которые вам понравились и вы могли бы посоветовать нам посмотреть или прочесть?

- Телевизор я и сейчас не смотрю. Не нравятся мне фильмы эти. А книгу, помню мне давали одну… Очень хорошая книга, мы плакали, когда читали ее. «Анка» называется, автора не помню, да и книга старенькая была. Наверное ее уже сейчас и не найдешь нигде.

А мультики по телевизору у меня внуки смотрят, все у меня здесь выросли. Вот и Фая прибегает ко мне. Мы с ней и в шашки играем, и в домино, и вязать учу ее.  У меня 10 внуков и 6 правнуков, вот с ними и проживаю ваше красочное детство!

После беседы с Александрой Егоровной, дети рассуждали об услышанном. Их взгляды были уже не такими пустыми, как от прочитанного рассказа. Они не представляли раньше, как это в 8 лет работать и совсем не играть. Они не ожидали таких ответов, и наверное поэтому не задали многие вопросы, которые готовили. Вопросы о любимых предметах в школе, уличных играх и мультфильмах. Они поняли, что в годы ВОВ детям было совсем не до развлечений и отдыха. Увидели, что даже сейчас  пожилым людям тяжело вспоминать о тех военных днях, о той жизни полной потерь и несчастья. О детстве, в котором пришлось повзрослеть.

Елена Андреевна Шестернина,

Учитель начальных классов.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...