Статья к 9 мая
статья (3 класс)
Статья- интервью. "Какое было твое детсво, бабушка?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_9_maya.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Бабушка- бабушка, а каким было твое детство?»
В нашей жизни очень много историй, рассказов и строк о войне. Есть множество документальных фильмов и фотографий. Мы просматриваем фрагменты о тех страшных событиях и постоянно благодарим наших дедов и прадедов за наше мирное небо, за нашу спокойную жизнь и конечно же, за наше красочное и беззаботное детство.
Мы прививаем чувства патриотизма, уважения и благодарности у наших учеников, воспитанников и детей. Но время проходит, а вместе с ним и уходят наши ветераны и дети войны. А так хочется с ними поговорить, спросить о многом, что они пережили, послушать и передать эти бесценные воспоминания своим детям.
Во время бесед на классных часах, мы с ребятами 2 класса МБОУ Сагайская ООШ, слушали, как их одноклассница Шартон Фаина, рассказывала про свою бабушку. Про ее награды и медали, про некоторые истории. Дети задавали много вопросов Фаине, им было интересно узнать, какими игрушками играла ее бабушка и многое другое. Чтобы не пересказывать ответы бабушки, Фаина пригласила нас к ней в гости.
Александра Егоровна Шартон родилась в 1932 году в селе Сагайское, в многодетной семье. Сегодня ей уже 89 лет и за плечами этого человека, целая история. История наполненная грустью, страданиями и воспоминаниями о тех страшных событиях, которые происходили в военные и послевоенные годы.
Баба Шура, так ласково называют Александру Егоровну ее родные и близкие люди, встретила нас очень доброжелательно. Напоила нас чаем, показала нам свои награды и благодарности, рассказала нам о своем детстве и ответила на вопросы учеников.
__________________________________________________________________________________
- Сколько Вам было лет, когда началась война?
- Мне было 8 лет, вот так же как вам сейчас. Родилась я здесь в селе, так всю свою жизнь здесь и живу.
- А вы смотрели какие-нибудь мультики в детстве?
- А у нас в это время не было ни телевизоров, ни радио и свет не горел. Учиться еще до войны начала. Во время войны сложно было, но в школу ходили. А уроки делали у печи. Железная печь, с отверстиями у поддувала, вот так лягу на пол и читаю. Бывало, щепок нащиплем, лучинку жгут мне, а я читаю и уроки делаю. А еще караулили, чтоб угли не прогорели, потому что спичек с керосином тоже не было. Очень плохо жили.
Читали только то, что в школе задали. Других книг для чтения не было, да и писать не на чем было, какие уж тут книги. Писали между строк, в свободном месте. А писали….. Пойдем на пруд, камыш сорвем, перышко вставим, вот нам и ручка. Ну перышки у меня еще с тех пор сохранились.
- Скажите, а какие игрушки были? В какие игры вы играли с друзьями?
- Да какие ж игрушки… не было никаких игрушек. Зато сейчас играю. Видите, сколько сейчас игрушек внуки принесли, вот с ними и играю. А в то время и некогда было играть. От ворот никуда не отходили. Со мной всегда двое ребятишек рядом, я им и нянька и мамка. И никаких друзей. В вашем возрасте работала целыми днями. Я и картошку садила, и дрова носила, и за щавелем с лебедой бегала. Заварим лебеды, накрошим щавеля - вот вам и суп. Уж постарше стала, помогала отцу овец пасти. А потом и вовсе на двух работах работала, да и где я только не работала… Очень тяжело и бедно жили. Хлеб весь на фронт отправляли, а мы то пшено смелем, то овес. За солью пешком в Минусинск ходили, варежки с двумя пальцами для солдат вязали. Отдыхать, да играть некогда совсем.
- Фая нам рассказывала, что вы на корове ездили в лес, а зачем?
- Да, уж когда постарше была, в 15 лет в колхозе работала. А на быке возила дрова в школу, чтоб школу отоплять. По первости я свою корову запрягала, ездила и на ей, а то и на санках все возили. Я с раннего утра тогда училась…. Встаю, по приморозу весной в конец пруда на болота еду, наломаю в тольниках дров, привезу и некогда есть, сразу в школу бегу.
- А у вас есть награды?
- Да, есть. Вот последняя награда «Дети войны». За добросовестный долголетний труд медали есть. Я тогда много работала, ни от какой работы не отказывалась. Вот и грамоты и благодарности есть. Еще от самого дяди Ленина. Открытки с поздравлениями, письма с благодарностью и альбом «Трудовая слава» района.
Сейчас дети другие пошли, ленятся очень. В наше время все работали, с самого детства и по сей день. До сих пор сама по хозяйству работаю, огород полю. Тяжело уже, сама себя ругаю, и дети меня ругают, берегут. Но я по другому не могу. Не могу просто так без дела ходить.
- Скажите, а есть какой то фильм или книга о войне, которые вам понравились и вы могли бы посоветовать нам посмотреть или прочесть?
- Телевизор я и сейчас не смотрю. Не нравятся мне фильмы эти. А книгу, помню мне давали одну… Очень хорошая книга, мы плакали, когда читали ее. «Анка» называется, автора не помню, да и книга старенькая была. Наверное ее уже сейчас и не найдешь нигде.
А мультики по телевизору у меня внуки смотрят, все у меня здесь выросли. Вот и Фая прибегает ко мне. Мы с ней и в шашки играем, и в домино, и вязать учу ее. У меня 10 внуков и 6 правнуков, вот с ними и проживаю ваше красочное детство!
После беседы с Александрой Егоровной, дети рассуждали об услышанном. Их взгляды были уже не такими пустыми, как от прочитанного рассказа. Они не представляли раньше, как это в 8 лет работать и совсем не играть. Они не ожидали таких ответов, и наверное поэтому не задали многие вопросы, которые готовили. Вопросы о любимых предметах в школе, уличных играх и мультфильмах. Они поняли, что в годы ВОВ детям было совсем не до развлечений и отдыха. Увидели, что даже сейчас пожилым людям тяжело вспоминать о тех военных днях, о той жизни полной потерь и несчастья. О детстве, в котором пришлось повзрослеть.
Елена Андреевна Шестернина,
Учитель начальных классов.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...