«Познавательная самооценка как средство преодоления неуспеваемости младших школьников»
материал
Причин возникновения неуспеваемости множество, но одной из возможных является познавательная самооценка. Неуспеваемость зачастую зависит от правильно-сформированной познавательной самооценки. Познавательная самооценка - новообразование личности младшего школьника, отражающее отношения между познавательной деятельностью учащегося и её эталоном в соответствии с его внутренними ценностями и оценками со стороны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Познавательная самооценка как средство преодоления неуспеваемости младших школьников»
Российская школа переживает серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. ФГОС НОО выдвигает особые требования к результатам учащихся начальных классов.
Согласно всем требованиям к учащимся, не всем младшим школьникам удаётся их выполнить. Таких школьников называют неуспевающими.
По данным министерства образования и науки РФ, число учащихся начальной школы не справляющихся с требованиями ФГОС НОО, за последние годы выросло в 2, 5 раза, достигло 30% и более.
Школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание как со стороны педагогов, так со стороны и психологов, поэтому существует множество понятий данной проблемы. У каждого автора своя точка зрения и каждый рассматривает неуспеваемость по-разному. И. В. Дубровина рассматривает неуспеваемость, как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Интересна точка зрения В. С. Цетлина, он рассматривает понятие школьной неуспеваемости более широко, как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения, изучения темы, конец четверти, полугодия, года. П. П. Блонский понимает неуспеваемость как ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы . При определении понятия, мы вслед за В. С. Цетлиным придерживаемся мнения, что содержание этого понятия не является раз и навсегда данным, оно меняется в ходе развития школы и связанно с изменением целей и содержания образования. Но, несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов школьная неуспеваемость остается актуальной проблемой, так как она связана с движущими силами процесса обучения и его противоречиями, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает данная проблема.
Причин возникновения неуспеваемости множество, но одной из возможных является познавательная самооценка. Неуспеваемость зачастую зависит от правильно-сформированной познавательной самооценки. Познавательная самооценка - новообразование личности младшего школьника, отражающее отношения между познавательной деятельностью учащегося и её эталоном в соответствии с его внутренними ценностями и оценками со стороны.
Познавательная самооценка в учебно-познавательной деятельности школьника выступает как механизм самосовершенствования, показатель компетентности, отражает особенности понимания школьником ценности знания. Чем выше ценность того или иного знания, тем выше мотивация познавательной самооценки.
В ФГОС закреплено, что к концу обучения в начальной школе у учащегося должна быть сформирована положительная адекватная дифференцированная самооценка. Несмотря на существующие разработки данного вопроса, на теоретическом и практическом уровнях существуют противоречия: 1) между широкими исследованиями самооценки - и недостаточной теоретической изученностью познавательной самооценки, в том числе у младших школьников; 2) между необходимостью адекватной познавательной самооценки для успешного обучения и развития, компетентности личности - и недостаточной разработанностью проблемы её формирования; 3) между теоретическим уровнем решения проблемы (путём реформирования системы оценивания) - и её практической составляющей (недостаточной готовностью всех субъектов педагогического процесса к формированию познавательной самооценки); 4) между современными тенденциями развития педагогики и психологии личностно-ориентированного, компетентностного обучения, направленного на удовлетворение потребностей человека в самоуважении, саморазвитии, самоактуализации, - и зачастую авторитарным либо либеральным обучением и воспитанием в семье и школе, ведущим к развитию неадекватной самооценке.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить с помощью разработки программы эффективность познавательной самооценки, способствующей преодолению неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.
Предмет исследования: познавательная самооценка как средство пре-одоления неуспеваемости младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу в аспекте проблемы исследования;
2. Раскрыть сущность понятий «неуспеваемость», причины ее возникновения и «познавательная самооценка»;
3. Определить причины неуспеваемости и осуществить диагностику познавательной самооценки младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу формирования познавательной самооценки как средства преодоления неуспеваемости.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
эффективным средством преодоления неуспеваемости младших школьников является разработанная программа формирования познавательной самооценки.
Методы исследования:
‒ теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы;
‒ эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ практики преодоления неуспеваемости, педагогический эксперимент, методы психодиагностического исследования.
Методическая основа исследования:
‒ исследование классификации неуспеваемости младших школьников (В. С. Цетлин, А. М. Гельмонт, Ю. К. Бабанский, Н. И. Мурачковский);
‒ изучение типологии неуспевающих школьников (Л. С. Славина);
‒ исследование генезиса самооценки, структуры, факторов, особенностей формирования, форм самооценки, степени её устойчивости (М. Г. Казакина);
‒ изучение самооценки в учебной деятельности, самооценочной мотивации, соотношения личностной и учебной самооценки (Т. Ю. Андрущенко, П. В. Ересько, Е. В. Зинько).
Исследования эффективности разработанной программы по формированию познавательной самооценки как средства преодоления школьной неуспеваемости проводились с ноября по декабрь.В исследовании участвовали учащиеся 2-го класса, в составе 30 человек. Эксперимент состоял из трех этапов:
Первый этап – констатирующий. Он включал в себя первичную диагностику уровня сформированной познавательной самооценки детей младшего школьного возраста; анализ успеваемости учащихся; распределение школьников на 2 группы: экспериментальная и контрольная.
Второй этап – формирующий. Основной этап, который включал в себя реализацию разработанной программы по формированию познавательной самооценки младших школьников, как эффективного средства преодоления школьной неуспеваемости.
Третий этап – контрольный. Включал в себя повторные методики уровня сформированной познавательной самооценки младшего школьника; уровня школьной успеваемости в экспериментальной и контрольной группах; проведение анализа полученных результатов.
На констатирующем этапе были отобраны среди учащихся контрольная и экспериментальная группа. Всего приняло участие в констатирующем эксперименте 30 учащихся.
Диагностическая программа, целью которой было выявление неуспевающих младших школьников и выявление уровня сформированной познавательной самооценки, включила в себя следующие методики:
1. Диагностика «Школьная мотивация» по Н. Г. Лускановой
2. Методика «Домик» Н. И. Гуткина
3. Методика «Лесенка». В. Г. Щур
4. Диагностика уровня сформированной познавательной самооценки В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин.
Констатирующий этап эксперимента я начала с проведения диагностики школьной мотивации по Н. Г. Лускановой, с целью выявления отношения учащихся к школе, учебному процессу, их эмоциональному реагированию на школьную ситуацию.
По итогам были получены следующие результаты:из 30 учащихся 4 школьников имеют низкий уровень школьной мотивации. О таких учениках можно сделать следующий вывод. Один из детей посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия, Кристина на уроках часто занимается посторонними делами, Данил испытывает серьезные затруднения в учебной деятельности, Таня часто пропускает занятия по болезни. Все дети с низким уровнем школьной мотивации находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. У учащихся с высоким уровнем хорошая школьная мотивация. Этим детям свойственна успешность в учебной деятельности. Дети со средним уровнем школьной мотивации, это 33%, имеют положительное отношение к школе.
Затем была проведена работа по методике «Домик» Н. И. Гуткина. Целью этой методики является определение способности ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявление особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия.
После анализа рисунков детей по образцу, можно сделать следующий вывод: у учащихся с высоким уровнем, хорошо развитое произвольное внимание и сенсомоторное восприятие пространственных объектов; школьники, имеющие средний уровень обладают средней развитостью моторики и произвольного внимания; учащиеся с низким уровнем имеют слабое развитие всех показателей.
Для анализа успеваемости учащихся 2-го класса проводились контрольные работы по основным предметам: математика, русский язык, окружающий мир.
По результатам контрольных работ мы выявили 7 школьников, которые получили неудовлетворительную оценку «2». По русскому языку трудности возникли у школьников не освоивших предыдущий материал, у них не развиты навыки звукобуквенного анализа. По математике возникли трудности из-за невнимательности и неуверенности детей. Можно сделать вывод, что причиной неудовлетворительных оценок может быть не только нехватка знаний, но и неуверенность в себе, в своих ответах, что следует занижению своей познавательной самооценки, невнимательность при выполнении заданий.
В качестве критериев уровней развития познавательной самооценки младшего школьника выделим развитие следующих показателей: формально-динамических (высота, адекватность) и структурно - содержательных (когнитивного, эмоционального, регулятивного).
Высоту и адекватность выявляли с помощью методики «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. По полученным результатам, можно сделать вывод: 3 ученика имеют завышенную самооценку, после некоторых раздумий и колебаний, ставили себя на самую высокую ступеньку. Адекватная самооценка свойственна 19 ученикам, обдумав задание, дети ставили себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняя свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Заниженная самооценка присутствует у 8 детей. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, некоторые свой выбор не объясняли, а некоторые говорили, «захотел», или «я считаю себя не хорошим учеником».
Следует вывод о том, что у второклассников снижение самооценки связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.
Далее мы оперировали следующими атрибутивными характеристиками уровней: минимальный, общий, продвинутый, предполагая, что они соотносятся с соответствующими показателями сформированности когнитивного, эмоционального, регулятивного элементов и в общем виде указывают на степень сформированности познавательной самооценки. Будем опираться на уровни, как способ оценки результатов образования, выделенные В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным.
Из анализа полученных результатов мы видим что у детей минимальный уровень сформированной познавательной самооценки. Такие дети воспроизводят критерии оценивания только с помощью учителя; потребность в познавательной самооценке низкая; понимание ценности учения не сформировано; нет понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. У 60 % общий уровень, дети понимают необходимость самооценки учебной деятельности; понимают ценности учения, не испытывает необходимости достижения позитивных результатов, не всегда понимают причины неуспешности собственной учебной деятельности; им свойственна средняя (адекватная) самооценка результата; школьники адекватно воспринимают оценку других; умеют принимать, сохранять, самостоятельно ставить задачу самооценки с учётом выделенных учителем критериев. Школьники с продвинутым уровнем, имеют потребность в познавательной самооценке; осознают ценности познания, им свойственна необходимость достижения позитивных результатов, предпочтение социального способа оценки знаний; умение адекватно воспринимать оценку других, понимать причины успешности (неуспешности) учебной деятельности.
Таким образом, мы видим, что во 2 классе неуспевающие ученики это те ученики, у которых заниженная познавательная самооценка. Следовательно, сделаем вывод, что познавательная самооценка с заниженным уровнем значительно влияет на успеваемость младших школьников. В результате проведенного констатирующего эксперимента мы можем разделить учащихся 2-го класса на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе те учащиеся, кто по результатам методик является неуспевающий школьником с заниженной познавательной самооценкой. Экспериментальная группа состояла из 10 человек.
По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа по формированию познавательной самооценки младших школьников как средства преодоления школьной неуспеваемости.
Основная цель программы – формирование познавательной самооценки младших школьников как средство преодоления школьной неуспеваемости.
Программа состоит из 2 частей:
1. Работа с учащимися (внеклассные занятия и применение приёмов по формированию самооценки в учебное время);
2. Работа с родителями
После то, как разработанная программа была осуществлена, были проведены изначальные методики, результаты контрольного этапа значительно отличались от результатов на констатирующем этапе.
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными, на контрольном этапе в экспериментальном группе показывает, что познавательная самооценка младших школьников и школьная неуспеваемость зависят друг от друга. По результатам видно, школьники, у которых удалось сформировать адекватную познавательную самооценку с помощью разработанной программы, уровень успеваемости стал выше. Младшие школьники научились адекватно оценивать свою деятельность, адекватно относится к оценке со стороны, стали увереннее в своих силах. По методике «Школьная мотивация» мы видим , что уровень повысился, этому способствовали интересные занятия , с элементами тренинга, ролевой игры, которые включали в себя интересные задания, также сплочение детей, т.е при проведении эксперимента улучшилось отношение между детьми, они стали более дружелюбны, повысился уровень коллективизма экспериментальной группы. Результатам методики «Домик» способствовали задания, на концентрацию внимания в учебное время. Результат методики «Лесенка» повысился потому что, дети освоили критерии оценивания, научились оценивать себя , свой результат адекватно.
Эксперимент показал, что программа по формированию познавательной самооценки является эффективным средством преодоления школьной неуспеваемости.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в том, чтобы проверить с помощью разработки программы эффективность познавательной самооценки как средства преодоления неуспеваемости младших школьников. Проведённая работа по реализации программы позволила обосновать ведущую идею исследования: о возможности формирования познавательной самооценки младшего школьника как средства преодоления школьной неуспеваемости. Включение ребёнка в учебную деятельность, обращение учащегося к её анализу активизирует формирование познавательной самооценки. Познавательная самооценка возникает, если субъектом выделяется задача - самостоятельно оценить результат (процесс, способность) освоения знаний. Не все школьники обладают навыками самооценивания своей учебной деятельности, это способствует снижению их успеваемости, поэтому для решения проблемы нами была разработана программа формирования познавательной самооценки.
После анализирования результатов, следует сделать вывод: Познавательная самооценка играет важную роль в становлении личности ученика и в его успеваемости. Познавательная самооценка младшего школьника, сформировавшаяся неправильно мешает положительному прогрессу учения. Поэтому в младшем школьном возрасте необходим целенаправленный процесс формирования правильной познавательной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников
Это научная работа.Введение...
Неуспеваемость младших школьников: ее причины и пути преодоления
В статье раскрыты причины появления неуспеваемости в школе, преодоление неуспеваемости и ее предупреждение....
Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления.
Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления....
Пути преодоления неуспеваемости младших школьников
При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств...
Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...
Научная работа на тему: "Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников".
ОГЛАВЛЕНИЕ.Введение ...
Тема педагогического опыта: «Преодоление неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-дифференцированного подхода».
описание опыта учителя начальных классов...