«Что такое деньги и откуда они взялись». Занятие по финансовой грамотности во 2 классе
план-конспект занятия (2 класс)
Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fg._2_kl._chto_takoe_dengi_i_otkuda_oni_vzyalis.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности
Тема занятия: | «Что такое деньги и откуда они взялись». |
Целевая группа: | Обучающиеся 2 класса |
Цель занятия: | Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег. |
Планируемые результаты: | Сформированность понятий: обмен, товар, ликвидность, бартер, деньги Сформированность предметных умений:
____________________________________________________ Метапредметные образовательные результаты познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения задач поискового характера регулятивные: понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих Личностные образовательные результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности. Понимание, освоение, овладение компетенцией:
|
Базовая технология | Технология сотрудничества (работа в группах), проблемное обучение |
Средства обучения | А) Технические (при наличии презентации к уроку) компьютер, экран, мультимедийный проектор __________________________________________________________ Б) Дидактический материал раздаточные материалы, карточки, маски индейцев с перьями, товар для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли,.коллекция монет, денежный мешочек, смайлики. |
Расстановка парт и стульев | Ученики поделены на три группы |
План урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект |
1 этап. Организационно-мотивационный. 1 мин. | |||
1.Эмоциональный настрой. -Вы готовы сегодня отправиться в путешествие в далекой прошлое? Тогда не будем терять времени: Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Путешествовать пойдем. В древность нашу попадем | Утвердительный ответ | Создание эмоционального настроя | |
2 этап. Этап актуализации знаний. 2 мин. | |||
- Давайте подумаем, как люди совершали покупки в то далекое время, когда не было денег? Как люди обходились без них? (высказывания детей). В ходе занятия мы сможем объяснить, мнение какой группы оказалось верным. | Обсуждение в группах, высказывание предположений | Мотивирование обучающихся к учебному действию. Фиксация учебных затруднений | |
3 этап. Этап открытия новых знаний (30 мин) | |||
- Ребята, посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. - Как вы думаете, что это такое? | Высказывание предположений | Учащиеся учатся формулировать цель, определяя границы знания и незнания. | |
-Колечки для ожерелья великанши? /Нет/ - Колёса от первобытного танка? /Нет/ -А, может быть это компакт - диски древних инопланетян?/Нет/ | Дают отрицательный ответ | ||
- Кто догадался, что это? - Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи! А ещё деньги бывают разными. Но не будем торопиться. -Предположите, о чём сегодня пойдёт речь? - А что бы вы хотели узнать о них и чему научиться? На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ? Кто догадался, какова тема нашего занятия? | - Это деньги. О деньгах Что такое деньги? Как они возникли? Откуда они взялись? Как их правильно тратить? (составление кластера на доске) «Что такое деньги и откуда они взялись?» | ||
- Итак, представьте, что вы живете во времена, где люди охотятся на мамонтов, никаких денег у вас нет. Да, они и не нужны. У вас всё общее, вы живете в пещерах, еду получаете от природы - охотитесь или собираете плоды. Но время идет, вы выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Сегодня вы будете представителями трех племен: Мумба – юмба, У –гу –гу, Хрум-хрум. Вы научились изготавливать копья и топоры, одежду, посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. Стали чаще встречаться с людьми из других племён. - И тут выясняется, что в одном из племён лучше делали что-то одно, а в другом – другое. | Учащиеся учатся формулировать проблему; моделировать наиболее эффективный способ решения ситуаций, проявлять познавательную и творческую инициативы, работать в группе, строить речевое высказывание, узнают новые понятия | ||
Разыгрывание 1 ситуации «Обмен». - Представь, что ты – охотник из племени «Мумба-юмба». Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке, а навстречу тебе идёт человек из соседнего племени «У-гу-гу». Он лучше всех умеет делать оружие, как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе понравился его лук, а ему – твоя рыба. -Что вы тогда сделаете? -Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами. Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. - Ребята, закончите предложение. То, что люди предлагают для обмена называется ….ТОВАРОМ | Дети разыгрывают 1 ситуацию. Знакомятся с понятием «товар» | ||
Разыгрывание 2 ситуации. - Но тут возникла другая проблема. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу опять тот же человек из племени «У-ГУ-ГУ» с новеньким луком. Он успел проголодаться и хотел обменять свой лук на твою рыбину. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из зубов акулы, которое делает девочка из племени «Хрум-хрум». -Что же остаётся делать голодному бедняге с луком? (Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу.) - А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Так можно и с голоду умереть… - Такие непростые ситуации возникали довольно часто. И тогда люди додумались, использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. | Дети разыгрывают 2 ситуацию. Знакомятся с понятием «деньги» Предположения групп | ||
- Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги? У каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (Это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. Соль нужна была каждому, а достать её было трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Представим, что предыдущая сценка произошла в Эфиопии. -Что сказал бы эфиоп мальчику с луком? (что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за 2 плитки соли). Если бы его это устроило, он бы отдал бы тебе 2 «соляные» денежки и получил свою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них ожерелье у девочки. Может быть, их бы и хватило, а может тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли. | Предположения групп Дети разыгрывают 3 ситуацию. | ||
Задачка из блокнота. - Посмотрите на картинку (уч.с.15) и скажите: Сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? Сколько рыб пришлось бы для этого поймать? (6 плиток; 3 рыбы) | Работа в группах | Учатся выбирать способ решения задачи, объяснять свой выбор, работать в группе, сотрудничать друг с другом | |
Работа с учебником по группам: Найдите информацию в учебнике. 1 группа: Приведите пример необычных денег на островах Санта – Крус (деньгами служили длинные красные перья) 2 группа: Что служило в Индии тысячу лет назад деньгами (красивые ракушки). И что еще где-то могло служить в качестве денег? 3 группа: Как пользовались каменными деньгами с острова Яп? | 1 группа: деньгами служили длинные красные перья. 2 группа. красивые ракушки. Шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже – шерсть слона! 3 группа: Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца. | Учатся находить нужную информацию в учебнике | |
Знакомство с понятием «ликвидность» - Во всех этих случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что все эти товары обладают высокой ликвидностью. Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги - товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его. | Знакомятся с понятием «ликвидность» | Узнают новое понятие | |
Игра «Давай обменяемся» -Ребята, а вы знаете, как это называется обмен друг с другом различными предметами? Это – бартер. Как вы думаете, чем обменивались между собой земледельцы и скотоводы? А кузнецы и сапожники? Чтобы узнать об этом, поиграем в игру «Давай обменяемся». – Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. В каждой группе будут купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый. (Затем задание можно усложнить: детям выдаются карточки с названием товара, чтобы они смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен). Время на выполнение задания – 3 минуты. – Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси? – Кто не смог произвести обмен? – Какие сложности возникли при обмене? – Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? – Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? Удобны ли были такие деньги? | Знакомятся с понятием «бартер». Разыгрывают ситуации | Узнают новое понятие. Приходят к новым выводам. Получают представления о роли обмена. Умеют объяснять выгоды обмена, его неудобства и причины появление денег. Учатся взаимодействовать друг с другом в группе. | |
- Для чего нужны деньги? (для обмена, покупки и продажи товара) - Что же такое деньги? (Деньги – это универсальное средство обмена) | Ответы групп | Обобщают полученные сведения | |
Знакомство с понятием «Монеты» - Как появились первые деньги, мы с вами разобрались. А что же было дальше? Люди стали путешествовать, ездить в другие места и к другим народам. Они привозили для продажи свои товары, а для покупки чужих товаров – свои деньги. И вдруг, выяснилось, что ты живёшь на том самом острове Яп, и решил повидать мир и купить что-нибудь в других странах. Ты с великим трудом закатываешь свои огромные каменные деньги на корабль и отправляешься в путь, если судно не потонет от такой тяжести, то после долгого плавания ты доберёшься, например, до живущих в холодной Америке индейцев. Тебе захочется купить у них копьё, и ты будешь предлагать приобрести его за 1 твою яповскую денежку - здоровенное каменное кольцо, висящее, как корова. -Что ты можешь услышать от индейца? «А зачем мне эта каменная махина?» - удивится индеец. «Мне этого не нужно!». И возвратишься домой ты без копья. - А теперь обратная ситуация: на следующий год приплывёт к тебе тот самый индеец со своими деньгами, которыми у его народа являются меховые шкурки. Он видит у тебя хороший топор и предлагает купить его за 2 свои денежки, то есть за 2 шкурки. -Что может услышать индеец? «А зачем они мне? У нас всегда здесь тепло, и мех нам не нужен» И индеец тоже уплывёт ни с чем. Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать ТОВАР, который ценился бы повсюду. -Как вы думаете, они нашли такой товар? -Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы. -Вы догадались какие? Золото и серебро. -Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?(Высказывания детей) Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков – небольших кирпичиков самого различного размера и массы, что было неудобно - их всё время приходилось взвешивать, поэтому слитки стали рубить на мелкие кусочки. Их взвешивали и помечали клеймом с указанием веса, чтобы во время торговли не терять времени на взвешивание. Потом на эти кусочки стали наносить надписи и картинки - название страны, города, портрет короля или герб. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми. - Когда и где появились первые круглые монеты? Найдите ответ в учебнике. Покупать и продавать товары с помощью монет стало удобнее, поэтому они распространились по всему миру и используются до сих пор. Показ коллекции монет До наших времён дошло много старинных монет из разных стран. Вот так выглядит серебряная монета – денарий времён Цезаря. Человечество менялось, монеты вместе с ними. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж много. К тому же монеты из этих металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов: меди, бронзы, чугуна и т.д. На одной из древних китайских чугунных монет дырка в центре была сделана специально. -Догадались почему? | Дети знакомятся с понятиями: первые монеты, драгоценные металлы (золото, серебро), грош. Группы высказывают свои предположения. Высказывания детей Они оказались удобным материалом, так как красивые и прочные, и не ржавеют, и не портятся, встречаются редко. Из них можно сделать украшения, короны, кольца и другие дорогие украшения, изделия. Поиск информации в учебнике: Очень давно –2 с лишним тысяч лет назад – в Лидии (была такая страна на территории Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Там был правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло известное слово – царь. Ответ детей: Несколько таких монет нанизывают на верёвку | Узнают новое понятие. Учатся понимать и правильно их использовать | |
- А вы знаете, какая монета на Руси считалась самой мелкой малоценной монетой? Это грош – монета две копейки. Работа в группах: Объясните, что означает: «У него нет ни гроша за душой», «Ломанного гроша не стоит». -Раньше об очень бедном человеке говорили, что у него нет ни гроша за душой. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности говорили: ломанного гроша не стоит. - И правда, если малоценный грош погнуть на части, испортить или разломать , он уж точно не будет ничего стоить. | Знакомство с понятием «грош». Работа в группах. Высказывания детей | Учатся работать в группе, осознанно и произвольно строить высказывания | |
-С тех пор каких только монет не выпускали. Найдите информацию в учебнике: 1 группа о разновидностях монет. (большие, маленькие, квадратные, треугольные. Была монета – трансформер, монета-головоломка, монета-волчок, говорящая монета) 2 группа о Золотой монете Палау. (Это одна из самых маленьких в мире золотых монет, она выпущена в небольшой стране Палау. Она имеет форму редко встречающегося цветка клевера с четырьмя лепестками, и говорят, приносят удачу. Жители Палау верят, что если её носить с собой, то в жизни обязательно повезёт) 3 группа о гигантской австралийской золотой монете «Кенгуру» (Это самая большая и дорогая в мире! Этот великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!) | |||
4 этап. Этап подведения итогов (5 мин) | |||
- Предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов через игру "Верю, не верю". 1. Верите ли вы, что товар – это то, что люди предлагали для обмена? (Да) 2. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов). 3. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Они представляли собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров). 4. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.) 5. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. Это остров Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».) 6.Верите ли вы, что деньги – это товар с самой высокой ликвидностью? (Да) | Каждая команда пишет ответ на листке. Проверка. Подведение итогов. | Учащиеся проявляют умения структурировать знания, оценивать конечный результат работы на уроке | |
5. Оценочно-рефлексивный этап (2 мин) | |||
«Денежный мешочек» -Ребята, положите в «денежный мешочек» смайлики, соответствующие вашему настроению в конце нашего урока. | Обучающиеся выражают свое настроение с помощью смайликов. | Учатся анализировать свое психоэмоциональное состояние, взаимодействие с учителем и одноклассниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия "Что такое деньги и откуда они взялись"
Внеурочное занятие по курсу "Финансовая грамотность" 2 класс. Цель занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаровЗадачи: ...
Занятие: «Что такое деньги и откуда они взялись?»
- познакомить воспитанников с происхождением денег, с историей, функцией денег, денежными единицами Древней Руси;- дать представление об экономических причинах возникновения денег, познакомить с таким...
Конспект занятия по финансовой грамотности (4 класс). "Экономь ресурсы планеты".
Цели деятельности учителя: формирование правильной культуры потребления.Планируемые результатыПредметные:Знать - какие ресурсы мы можем экономитьУметь – применять на практике полученные знанияЗн...
Занятие внеурочной деятельности "Что такое деньги и откуда они взялись" по направлению "финансовая грамотность"
Финансова рамотность 1 класс. Занятие по внеурчной деятельности по теме "Что такое деньги и откуда они взялись" может бть использовано в курсе "Фининсовая грамотность" д...
Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Что такое деньги и откуда они взялись?"
Методическая разработка внеурочного занятия по теме"Что такое деньги и откуда они взялись?"...
«Что такое деньги и откуда они взялись?»
Внеурочное занятие по финансовой грамотности...
Технологическая карта занятия по финансовой грамотности 4 класс
Технологическая карта занятия ,внеурочная деятельность. Тема занятия "Семейный бюджет"...