«Что такое деньги и откуда они взялись?»
план-конспект по окружающему миру
Внеурочное занятие по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noo-011-chto_takoe_dengi_i_otkuda_oni_vzyalis_1.docx | 336.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности Тема: «Что такое деньги и откуда они взялись?»
Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Задачи:
предметные:
- знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «товар», «ликвидность»;
- развитие умения бережного отношения к деньгам; умения выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
- развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;
метапредметные:
регулятивные:
- понимать цели своих действий;
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий; познавательные:
- формировать умение осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формировать умение работать в группе;
личностные:
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
метапредметные:
- умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления,
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
- готовность слушать собеседника,
- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- умение работать в группах.
предметные: понимание и правильное использование термина «товар», «деньги», «ликвидность».
Форма урока: игра-путешествие. Дети сидят по группам (по желанию детей).
Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточные материалы.
Структура урока
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Технологические приемы и методы | Вариативные задания для оценки достижения планируемых результатов |
1 | Организационный момент |
| Дети поднимают руки, затем опускают. Дети берутся за руки в группах. | Психологический настрой. | |
2 | Мотивационный | Показ серии картинок с предметами, использовавши- мися в качестве денег (мех, каменные круги, сушеная рыба, скот, слиток, купюра). Посмотри на эти картинки. Что их может объединять? | Рассматривают, анализируют и отвечают на вопросы. Дети отвечают, что это деньги. | Постановка проблемы, работа с иллюстрацией. | |
3 | Постановка темы и целей занятия. | Какая будет тема нашего урока? Учитель записывает на доске название темы. Что вы хотите узнать о деньгах? Учитель записывает на доске формулировку цели. Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое. Взялись за руки и закрыли глаза. На счет «один» глаза открываем. Звучит музыка. 3,2,1. | Дети: деньги. Дети: что это такое и откуда они взялись? | Игра. |
4 | Изучение нового материала. | Мы с вами оказались в прошлом. Представьте, что вы древние люди из разных племен: мумба, юмба, у-гу-гу, хрум-хрум. Каждая группа получает инструкцию и набор карточек. Первая карточка обозначает, что имеется у племени, вторая – в чем нуждается племя. Учитель дает задание: представить свое племя, рассказать о том, чем занимается племя произвести обмен имеющихся у вас предметов на необходимые вам. (Приложение 1, 2) | Дети читают инструкцию. Дети представляют свое племя, рассказывают, чем занимается племя и производят обмен предметов в свободной форме. | Работа в группах с раздаточным материалом. Игра. Поиск решения. | |
1) определение понятия «товар» | У кого получилось поменяться? Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром. У кого не получился обмен? Почему? Здесь есть неудобства обмена. | Дети поднимают руки. Дети поднимают руки. Дети: этому племени не нужен наш товар. | Работа с понятием. Постановка проблемы. |
2) определения понятия «деньги» | Такие непростые ситуации возникали довольно часто. Тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Посмотрите на парты, какие предметы обмена есть у каждого племени. Давайте договоримся, что любой товар можно обменять на меха. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз. Какой вы можете сделать вывод? | Дети: это меха. Дети производят удачный обмен. Дети: любые товары можно обменять посредством денег (меха). | Работа с раздаточным материалом. Работа с понятием. | ||
3) создание проблемной ситуации | Может ли вода служить в качестве денег? Почему? | Дети: нет. Дети: воду неудобно носить, она очень легкодоступна. | |||
4) определения понятия «ликвидность» | Во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью. Наши меха обладают ли ликвидностью? | Дети: да. | Работа с понятием. | ||
5 | Закрепление. | Давайте вспомним цель нашего | Дети: что такое деньги и | Верные – неверные |
путешествия. Ответили мы на эти вопросы? Что такое деньги? Пришло время возвратиться в класс. Взялись за руки и закрыли глаза. На счет «один» глаза открываем. Звучит музыка. 3,2,1. Мы с вами вернулись в современное время. Физминутка. Я предлагаю вам проверить, насколько вы были внимательны во время путешествия и отгадать ребусы или решить кроссворд (по желанию группы). Кто быстрее. (Приложение 3) Предлагаю вам игру «Верю-не верю». Я говорю вам утверждение, если вы верите, что это правда, то вы поднимите руки вверх, а если не правда, руки не поднимаете. (Приложение 4) | откуда они взялись. Дети: да. Дети: это удобный для обмена товар, обладающий высокой ликвидностью. Дети открывают глаза. Дети отгадывают ребусы или кроссворд. Дети играют в игру. | утверждения. Прием отгадывания ребусов и кроссворда. Игра «Верные – неверные утверждения» | |||
Фронтальная проверка на слайде ребусов или кроссворда. Предлагаю вам игру «Верю- не верю». Я говорю вам утверждение, если вы верите, что это правда, то вы поднимите руки вверх, а если не правда, руки не поднимаете. | |||||
6 | Подведение итогов | Такие необычные деньги были у людей. Удобно ли было чело- веку с большим количеством таких денег путешествовать? Просмотр мультфильма. О том, какие деньги были более удобными, мы поговорим на следующем занятии. | Дети: нет, потому что было очень тяжело их носить, они были не практичные (могли сломаться) | Прием мультимедийной технологии. |
Приложение 1
Первая группа. Наше племя называется «Мумба». Мы живём около большого озера и у нас очень много рыбы, которую мы бы могли обменять на нужные нам предметы. Нашему племени нужна соль для заготовки рыбы на зиму. | Вторая группа. Наше племя называется «Юмба» Наше племя живёт на соляных источниках, и мы можем обменять соль на нужные нам вещи. Племени сильно не хватает мяса. |
Третья группа. Наше племя называется «У-гу-гу» Мы племя скотоводов, живём в лесо-степи и можем предложить к обмену мясо и молоко. Племя сильно нуждается в зерне, которое не умеет выращивать самостоятельно. | Четвертая группа. Наше племя называется «Хрум-хрум» Мы осёдлое земледельческое племя. Можем предложить для обмена излишки зерна. У нас нет скота и озёр рядом, нам не хватает молока и рыбы. |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Игра «Верю - не верю»
- Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
- Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
- Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
- Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названиям Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что такое деньги? Откуда они взялись?"
Название темы: «Что такое деньги? Откуда они взялись»Вид деятельности обучающихся: внеклассное занятие.Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме:Раздел 1, урок 1Тип занятия: комб...
Технологическая карта внеурочного занятия "Что такое деньги и откуда они взялись"
Внеурочное занятие по курсу "Финансовая грамотность" 2 класс. Цель занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаровЗадачи: ...
Занятие: «Что такое деньги и откуда они взялись?»
- познакомить воспитанников с происхождением денег, с историей, функцией денег, денежными единицами Древней Руси;- дать представление об экономических причинах возникновения денег, познакомить с таким...
Занятие внеурочной деятельности "Что такое деньги и откуда они взялись" по направлению "финансовая грамотность"
Финансова рамотность 1 класс. Занятие по внеурчной деятельности по теме "Что такое деньги и откуда они взялись" может бть использовано в курсе "Фининсовая грамотность" д...
Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Что такое деньги и откуда они взялись?"
Методическая разработка внеурочного занятия по теме"Что такое деньги и откуда они взялись?"...
«Что такое деньги и откуда они взялись». Занятие по финансовой грамотности во 2 классе
Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег....
Что такое банки и откуда в них берутся деньги
Финансовая граммотность...