Трудности достижения планируемых результатов АООП НОО, возникающие у обучающихся с РАС
статья
В статье описаны основные трудности, с которыми сталкиваются ученики с РАС (расстройствами аутистического спектра) при изучении отдельных предметов в начальной школе, возможные причины их возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности достижения планируемых результатов АООП НОО, возникающие у обучающихся с РАС
Неспецифические трудности. К ним относятся трудности овладения навыками чтения, письма, счета (предметные области), трудности, обусловленные недостаточной мотивацией к учебной деятельности (личностные результаты), трудности планирования, регуляции и контроля собственной деятельности, трудности поиска информации, понимания и принятия учебной задачи, недостаточная сформированность мыслительных операций (метапредметные результаты).
Специфические трудности напрямую связаны с особенностями детей с ОВЗ, и так же как неспецифические трудности, осложняют достижение личностных, предметных и метапредметных результатов АООП НОО. Трудности достижения личностных результатов связаны с недостаточной сформированностью жизненных компетенций, включая сложности освоения функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни, и с неспособностью применить усвоенные на уроках знания и умения в условиях повседневной жизни.
Часто дети с ОВЗ, не испытывающие особых проблем в освоении образовательной программы по предметным областям, сталкиваются со стойкими затруднениями в освоении навыков, необходимых для решения повседневных жизненных ситуаций. Невозможность использовать усвоенные на уроках знания, умения и навыки в реальной жизни связана со специфическими социальными и когнитивными нарушениями – непониманием социальных контекстов, и как следствие, с невозможностью усвоить социальные нормы поведения; с трудностями генерализации усвоенных знаний и навыков. Например, владея знаниями о явлениях природы, усвоенными на уроках по предмету «Окружающий мир», ребенок с РАС может не уметь самостоятельно одеться в соответствии с погодными условиями. Хорошо владея вычислительными навыками, усвоенными на уроках по предмету «Математика», ученик может затрудняться при использовании денег в повседневной жизни (делая покупки в магазине). Ученик может бегло читать, но не использовать этот навык при ориентировке в метро или на улицах города, и т.д.
В рамках усвоения тем по предмету «Математика» наиболее труднодостижимыми результатами являются решение и составление задач. В большинстве случаев проблема решения задачи связана с недостаточным пониманием прочитанного текста (ее условия и вопроса) и невозможностью наглядно представить себе то, о чем говорится в условии задачи. Очень часто запись решения и ответа задачи вызывает меньше трудностей, чем ориентировка в ее содержании и оформление краткой записи. Особенно сложно ученикам с ООП освоить решение задач с денежными единицами, мерами длины, объема, веса, что связано с трудностями овладения абстрактными понятиями. Составление задач затруднено в связи с особенностями воображения и недостатком творческих идей, характерными для детей с РАС. Часто возникают сложности и с постановкой вопроса к задаче. Рассмотрим, какие наиболее типичные трудности испытывают ученики с РАС на уроках математики.
Так, в 1-м классе могут возникнуть сложности с решением простых задач в одно действие на сложение и вычитание, обусловленные недостаточным пониманием условия задачи, трудностями соотнесения слов с арифметическими действиями («купила», «приехал», «положила», «сколько всего» и т.п. (действие сложения); «съели», «уехала», «сломалась», «сколько осталось» и т.п. (действие вычитания). При этом счетные операции в пределах 10-ти у ученика могут быть сформированы. Во 2-м классе наблюдаются сложности с использованием математических терминов (делимое, делитель, частное и др.) при решении уравнений. Ученик, способный списать уравнение и решить его без ошибок, может оказаться неуспешным, если задание предполагает восприятие уравнения на слух (устный счет, устный математический диктант). В 3-м классе отмечаются трудности при решении задач с единицами измерения времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век), что обусловлено у учащихся с РАС недостаточной сформированностью временных представлений. В 4-м классе оказывается проблемным решение простых и составных задач с различными величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние). Отмечаются стойкие трудности при решении задач, связанных с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях. Это обусловлено не только абстрактностью используемых понятий, но и недостаточностью практического опыта учащихся. Не все учащиеся с РАС имеют опыт посещения магазинов, торговых центров: часто из-за нежелательного поведения в этих местах родители отказываются от их посещения.
В рамках усвоения тем по предмету «Русский язык» наиболее труднодостижимыми результатами являются написание изложений и сочинений. Трудности написания изложений связаны с неполным пониманием прочитанного. Проблемы подготовки сочинений на темы, касающиеся жизни ребенка (например, «Как я провел лето»), обусловлены недостаточной самоидентификацией, сложностями анализа личных воспоминаний, понимания последовательности событий и их эмоциональной оценки, а также особенностями ориентировки во времени. Сложности, связанные с написанием изложений и сочинений, а также с осуществлением схожих видов деятельности, отмечаются на всех этапах школьного обучения. Например, детям с РАС, обучающимся в 1-м классе, трудно устно составлять текст из 3–5 предложений на заданную тему. Во 2-м классе учащимся сложно восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей. В 3-м классе возникают проблемы с написанием изложений и сочинений по плану, с подготовкой сочинений повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным наблюдениям, даже после предварительной подготовки. При обучении в 4-м классе у детей с РАС отмечаются сложности с определением темы и основной мысли текста, в котором они прямо автором не сформулированы.
В рамках усвоения тем по предмету «Литературное чтение» наиболее труднодостижимыми результатами являются следующие:
- понимание прочитанных художественных текстов;
- понимание последовательности и логики событий;
- понимание социальных взаимоотношений героев;
- понимание моральных, нравственных аспектов в тексте;
- понимание скрытого смысла;
- понимание слов с переносным значением;
- понимание образных выражений, в том числе пословиц, поговорок;
- поиск в тексте необходимой информации;
- оценочные суждения о прочитанном в тексте;
- пересказ текста;
- придумывание собственных историй;
- использование при чтении интонационно-выразительных средств.
Трудности понимания социальных взаимоотношений героев и нравственных аспектов текста очень характерны для обучающихся с РАС и обусловлены недостаточным пониманием социальных ситуаций и контекстов. Нарушения понимания скрытого смысла, переносных значений и образного языка обусловлены гиперреализмом, «буквальностью» восприятия детей с РАС, недостаточной гибкостью мышления. Слова и тексты, как правило, воспринимаются ими только в прямом значении. Например, «море цветов» – много цветов в море, «золотые руки» – руки золотого цвета, «холодное сердце» – сердце в виде льдинки и т.д. Проблемы при поиске информации по тексту и пересказе связаны с недостаточным пониманием прочитанных текстов и являются вторичными. Часто дети с РАС быстро находят информацию в тексте по точной цитате. При этом создается впечатление, что они хорошо понимают текст. Однако в таких случаях учащиеся подбирают нужный ответ автоматически, не анализируя смысл текста. Когда же их просят найти информацию в тексте, изменив формулировку, зачастую возникают серьезные затруднения. Часто дети с РАС вместо пересказа начинают дословно «механически» цитировать текст, что также вызывает ложное впечатление его понимания. Пересказать историю «своими» словами обучающиеся с РАС, как правило, затрудняются. У многих возникают сложности даже при выделении основной мысли небольшого абзаца. Трудности создания собственных историй связаны со специфическими нарушениями воображения, негибкостью мышления, с трудностями генерирования творческих идей. Проблемы, связанные с использованием интонационно-выразительных средств в процессе чтения, возникают вследствие эмоциональных и когнитивных нарушений. Дети с РАС обычно затрудняются в выражении эмоций общепринятым способом: при помощи характерных интонаций, мимики, экспрессивных жестов и не понимают, что определенные знаки препинания могут нести в себе эмоциональную нагрузку. Например, восклицательный знак может использоваться для обозначения радости, злости, страха. Эти особенности приводят к серьезным сложностям при формировании навыка выразительного чтения. Перечисленные трудности характеризуются стойкостью и в большинстве случаев сохраняются в течение всего периода обучения, на уровне начального общего образования и дольше. Например, для ребенка с РАС, обучающегося в 1-м классе, может быть сложно воспроизводить содержание эпизода из текста даже с опорой на вопросы и иллюстрации к нему, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Во 2-м классе ребенку с РАС, возможно, будет трудно устанавливать последовательность действий в произведении, взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. У учащихся с РАС 3-го класса могут возникнуть сложности с выделением главной мысли произведения, с пониманием логики повествования, установлением смысловых связей в тексте; трудности составления плана прочитанного произведения и краткого пересказа его содержания. В 4-м классе отмечаются стойкие проблемы с придумыванием начала повествования, его возможным продолжением и завершением, трудности понимания смысла пословиц, крылатых выражений и объяснений, в каких жизненных ситуациях они употребляются. Может быть сложным выделение в тексте слов автора и действующих лиц.
В рамках усвоения тем по предмету «Окружающий мир» наиболее труднодостижимыми результатами являются следующие:
- усвоение абстрактных понятий (например, «экономика», «промышленность»);
- усвоение временных понятий, последовательностей;
- соблюдение социальных правил поведения и др.
Например, обучающимся с РАС в 1-м классе часто трудно называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице, в общественных местах, в транспорте. Во 2-м классе обучающиеся могут выучить определенные правила поведения, но по-прежнему испытывать трудности при их соблюдении в повседневной жизни. В 3-м классе детям с РАС сложно понять роль денег, природных богатств в экономике, основ семейного бюджета. Трудно устанавливать взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы. В 4-м классе ученикам с РАС сложно составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них, устанавливать временную последовательность исторических событий. Многие трудности, возникающие у учащихся с РАС при изучении предмета «Окружающий мир», связаны с тем, что последовательность преподаваемых тематик недостаточно учитывает потребность обучающихся с РАС в развитии представлений о себе и своем теле как приоритетных на начальном этапе обучения, а также связь учебного материала с личным опытом ребенка, с возможностью применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Большинство изучаемых тем либо совсем не связаны, либо очень незначительно связаны с жизнью ребенка, а предлагаемые для усвоения понятия являются слишком абстрактными. Вышеописанные труднодостижимые результаты по предмету «Окружающий мир» обусловлены специфическими особенностями обучающихся с РАС. Но есть и такие труднодостижимые результаты, которые характерны не только для обучающихся с РАС, но и для других категорий детей с ОВЗ: недостаточный словарный запас, трудности усвоения обобщающих понятий, неполная сформированность временных представлений (части суток, дни недели, месяцы, времена года) и др.
В рамках освоения предметной области «Искусство», то есть предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» («Рисование»), наиболее труднодостижимыми результатами являются следующие:
- распознавание содержания картин с социальным подтекстом;
- эмоциональная интерпретация цвета (светлые тона – радостное настроение, темные тона – грустное, печальное настроение);
- передача эмоциональной составляющей при помощи цвета;
- интерпретация смысла музыкального произведения, соотнесение его с сюжетной линией произведения.
Многие из этих трудностей возникают в связи с особенностями понимания обучающимися с РАС эмоций: невозможностью их символического обозначения с помощью цвета, с непониманием символической связи между настроением и музыкой, а также из-за трудностей ассоциировать определенные события с музыкальным произведением.
В рамках усвоения тем по предмету «Физическая культура» наиболее труднодостижимым результатом является освоение детьми с РАС командных игр с правилами, что связано с их специфическими социально-коммуникативными нарушениями, не позволяющими усваивать и соблюдать правила и адекватно взаимодействовать в процессе игры.
Таким образом, мы представили наиболее характерные для обучающихся с РАС специфические трудности в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов, а также возможные причины этих трудностей. Знание специалистами, работающими с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, этих трудностей и возможных причин их возникновения позволит внести необходимые корректировки в рабочие программы по предметам; выстроить порядок изучаемых тем таким образом, чтобы они сначала касались самого ребенка и его опыта, а уже затем его окружения.
Эти знания также помогут разработать и применить способы адаптации учебного материала, подходящие для конкретного ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/17/picture-3520.jpg)
Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов
В этом документе помещены методики, позволяющие отследить развитие УУД....
Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов
Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-648892-1436811672.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы в свете требований ФГОС»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/22/picture-650123-1437565290.jpg)
Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.
Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363592-1386518534.jpg)
Оценка достижения планируемых результатов обучающихся в свете стандартов второго поколения
В статье приведены виды заданий, используемые для оценки достижения планируемых результатов обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/18/picture-452927-1671355996.jpg)
Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АООП НОО
Сообщение на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275535-1601998537.jpg)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...