Учебно-методическое пособие по предмету "Сенсорное развитие"
учебно-методическое пособие (3 класс)
Цель предмета: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) воспитанника в возможном для него диапазоне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_.docx | 46.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 3 класса
Срок реализации программы 1 год
(АООП ФГОС с У/О)
Составил учитель-дефектолог: Макеева Т.Н.
Санкт-Петербург
2022-2023 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 3 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) воспитанника в возможном для него диапазоне.
Задачи:
Образовательные:
- создание стимулирующих условий для дифференциации ощущений;
- создание условий для слаженной работы анализаторных систем;
- формирование способности к целостному восприятию предметов;
- формирование перцептивной деятельности, обучение обследованию предметов;
- расширение спектра зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений;
- обеспечение накопления представлений об основных признаках и свойствах предметов;
- овладение способами сопоставления объектов по заданным признакам и выбору по образцу;
- формирование представлений о сенсорных эталонах (цвета, формы, величины и т.д.).
Коррекционно-развивающие задачи:
- стимуляция и развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного восприятия;
- развитие обобщенных способов обследования предметов;
- развитие мелкой и общей моторики
- развитие действий соотношения эталонов со свойствами реальных предметов;
- развитие ориентировки в пространстве;
- коррекция психических нарушений;
- коррекция согласованности движений;
- обогащение словарного запаса в процессе занятий по сенсорному развитию.
Воспитательные задачи:
- воспитание устойчивого интереса, мотивации к занятиям по сенсорному развитию;
- привитие навыков правильного поведения на занятиях
- создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Содержание программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 3 класса разработано на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Используемые технологии обучения:
- технологии развивающего обучения;
- коррекционно-развивающие;
- игровые;
- технологии личностно – ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного процесса.
Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Сенсорное развитие» и основной формой обучения является занятие. Занятия по сенсорному развитию являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
1.Формы обучения: (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие)
- занятие изучения нового материала;
- занятие закрепления знаний, умений и навыков;
- занятие комбинированный урок;
- занятие повторения и обобщения;
- занятие-экскурсия;
- занятие–путешествие.
2.Методы и приемы обучения:
- игровые:
- дидактические игры,
- пальчиковые игры,
- игры с предметами и различными материалами,
- игры с образными игрушками,
- проигрывание различных ситуаций общения,
- игры-драматизации.
- словесные методы:
- рассказ,
- объяснение,
- беседа.
- наглядные методы:
- показ, иллюстрация,
- демонстрация,
- использование ИКТ.
- практические методы:
- рука в руку,
- практические упражнения,
- упражнения с картинками,
- упражнения с пиктограммами (символами),
- упражнения по прослушанному тексту,
- упражнения со словами и т. п.
3.Виды деятельности обучающихся на занятии:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
Формы текущего контроля успеваемости.
В конце четверти проводятся обобщающие занятия и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с тяжелой. умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
Личностные результаты:
- проявлять познавательный интерес;
- владеть правилами поведения в учебной ситуации;
- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
- владеть алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Предметные результаты:
- умение эмоционально реагировать на лицо взрослого, узнавать;
- умение ощупывать руками свое лицо, ноги, лицо взрослого;
- умение зрительного сосредотачиваться на лице человека или игрушке;
- умение показывать части собственного тела;
- умение разглядывать себя в зеркале;
- умение фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой;
- умение реагировать на звуковой сигнал;
- умение поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого;
- умение искать источник звука, находящийся в поле (вне поля) зрения;
- умение захватывать, ощупывать и отпускать предмет, вложенный в руку, находящийся под или над рукой;
- умение правильно захватывать предмет;
- умение правильно захватывать предмет зависимости от формы;
- умение соотносить и группировать предметы по форме (шар, куб);
- умение проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
- умение различать понятие «такой», «не такой»;
- умение различать предметы по цвету, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
- умение соотносить и группировать предметы по цвету (желтый, красный);
- умение соотносить и группировать предметы по форме; величине (большой, маленький);
- умение иметь представление полых предметах;
- умение стучать предметом о стол, другой предмет, предметом о предмет с целью извлечения звука;
- умение соединять ладони, с целью извлечения звука (хлопки);
- умение стучать кулаком по столу, с целью извлечения звука;
- умение нажимать на кнопки различных звучащих игрушек;
- умение реагировать на прикосновении с материалами различной фактуры, температуры, плотности
- умение иметь представления о звуках природы, музыкальных инструментов;
- умение соотносить звук с его источником;
- умение определять источник звука;
- умение извлекать звук из звучащих игрушек;
- умение озвучивать домашних животных, птиц (по подражанию);
- умение ориентироваться в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной, текстурой поверхности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) школы № 439
- «Мир ощущений» для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Т.А. Алексеева, Хмелева Г.И. / Под ред. В.Н. Асикритова, Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
- Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
- Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов/ под ред. Л.М. Шипициной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239с.
- Зарин А.П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во РГПУ ит. АИ. Герцена, 2011. – 71с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку, СПб, 1998.
- Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое пособие. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
- Мария Монтессори. Впитывающий разум ребенка. - СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. – 320с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС,2010.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию, - Москва, Просвещение, 2005г.
- Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов Межрегиональной научно практической конференции с международным участием. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Бряевой, 2013. – 132с.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Проект программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
- Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
- Фомина Л.В.Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 80с.
- Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.:2007. – 288с.
- Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- СПб.: Речь, 2005.
- Штрасмайер В, Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М: Издательский центр «Академия», 2002.
Методическое оснащение образовательного процесса:
Альбом для рисования | |
Воздушные шары разных цветов | |
Зеркало | |
Игра малышка «Цвета» | |
Игра развивающая «Лото» | |
Игра развивающая «Парные картинки» | |
Игра развивающая «Горка-шарики» | |
Игрушка « Вертушка» | |
Игрушка заводная «Рыбка» | |
Игрушка развивающая «Набор выпечки» | |
Игрушка развивающая «Набор продуктов» | |
Игрушка развивающая пазл «Части тела» (дерево) | |
Иллюстративный материал по лексическим темам | |
Карандаши цветные | |
Картинки разрезные | |
Конструктор | |
Кукла дидактическая | |
Кукла-голыш | |
Мозаика | |
Муляжи фруктов и овощей | |
Мыльные пузыри | |
Набор «Посуда детская» | |
Набор «Силуэты» | |
Настольный лабиринт с трубкой; | |
Деревянные пазлы «Найди по цвету» | |
Пирамидки | |
Пирамидка с кольцами | |
Пирамидка с кубиками | |
Развивающая игра «Пуговки» | |
Разноцветные бутылочки | |
Разноцветные геометрические фигуры | |
Разноцветные дер. баночки с палочками | |
Разноцветные прищепки на круге | |
Рамка вкладыш | |
Фломастеры | |
Цветные кольца на трех колышках | |
Цветные таблички в ящике | |
Игра развивающая «Геометрические бусы» | |
Детская шарманка | |
Деревянные ложки | |
Записи с различными звуками природы. | |
Звуковая панель «Угадай звук» | |
Книги музыкальные | |
Колокольчик | |
Муз. инструмент барабан | |
Муз. инструмент гармонь | |
Муз. инструмент губная гармошка | |
Муз. инструмент дудка | |
Муз. инструмент ксилофон | |
Мягкие музыкальные игрушки | |
Набор деревянных инструментов | |
Погремушки | |
Пособие «Океан» (имитация прибоя) | |
Пособие «Дождь»(имитация дождя) | |
Свисток «Птица» | |
Шумовые коробочки (Монтессори) | |
Бусы со шнурком для нанизывания | |
Валик массажный | |
Двухсторонняя тактильное панно «Елочка» | |
Деревянные пуговицы со шнурком | |
Доска для плетения косички (Монтессори) | |
Доски для ощупывания (Монтессори) | |
Игра бирюльки | |
Игрушка-шнуровка | |
Кисточки разной жесткости | |
Коврик «Дидактическая полянка» | |
Коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус и т.п. | |
Матрешка | |
Мешочек «Тактильное домино» | |
Мешочек «Тактильные палочки» | |
Мягкие игрушки | |
Мяч массажный | |
Набор гантелей | |
Природный материал (шишки, желуди,…..) | |
Рамки вкладыши Монтессори | |
Ручной вентилятор | |
Тактильная дорожка (четыре деревянных ящика с различными наполнителями) | |
Тактильный банк | |
Тепловые таблички (стекло, дерево, ткань…) | |
Ящик с тканью | |
Коробочки «Разные запахи» | |
Баночки с наполнителями | |
Игровое панно «Ежик» | |
Набор «Магические жезлы» | |
Сенсорная тропа (тактильная дорожка) | |
Дидактический набор «Черепаха» | |
Игрушка развивающая «Заяц» | |
Игрушка развивающая «Уточка» | |
Валик массажный | |
Дидактический набор «Божья коровка» | |
Мяч (Альма) | |
Компакт-диски | |
Дидактическое пособие «Сухой душ» | |
Игрушки резиновые | |
Мягкие игрушки | |
Мячи резиновые разных цветов |
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:
- http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
- http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»;
- http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
- http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
- http://daohappiness.ru/
- http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
- http://www.logoped.ru - сайт «Логопед.ru»;
- http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
- www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
- http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков;
- http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический);
- http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
- http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
- http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
- http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
- http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения;
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"
В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологиче...
"Автобус" Учебно-методическое пособие по развитию простых форм фонематического анализа и синтеза
Данное пособие предназначено для формирования и развития простых форм фонематического анализа и синтеза. пособие представлено в виде раздаточнгого материала формата А4. каждому учащемуся (или одн...
Учебно-методическое пособие по развитию зрительного восприятия образа буквы.
Учебно-методическое пособие «Развитие зрительного восприятия образа буквы Б» направлено на формирование у детей первичного образа буквы «Б». Пособие направлено на развитие зрительного восприятия, зрит...
Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".
Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...
Учебно-методическое пособие. Развитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу. 1
Учебно-методическое пособиеРазвитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу ...
Учебно-методическое пособие «Игры на развитие логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»
Учебно-методическое пособие «Игры для развития логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»...
Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.
Конспект урока русского языка Тема: «Письменное изложение» Цель деятельности учителя:1) формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования...