Конкурсная программа «Наш туристский поход!»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данное методическое пособие предназначено широкому кругу пользователей, особенно педагогам дополнительного образования, учителям школ. По данному методическому пособию можно подготовить и провести внеклассное мероприятие. Место проведения: учебный кабинет, спортивный зал, рекреация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergeeva_nash_turistskiy_pohod_wecompress.com_.doc | 519.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр краеведения и туризма»
г. Мичуринска Тамбовской области
Конкурсная программа «Наш туристский поход!»
Номинация «Методическое пособие»
Автор:
педагог дополнительного образования
Сергеева Татьяна Александровна
Мичуринск – наукоград РФ 2022
Содержание
Пояснительная записка……. ……………………………………………… 4
Ход проведения мероприятия ……………….……………………………… 5
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы и интернет - источников……………………………….. 11
Приложение 1………………………………………………………………… 12 Приложение 2…………………………………………………………………… 13
Приложение 3…………………………………………………………………… 15 Приложение 4…………………………………………………………………… 16
Приложение 5…………………………………………………………………… 17
Введение
Данное методическое пособие предназначено широкому кругу пользователей, особенно педагогам дополнительного образования, учителям школ. По данному методическому пособию можно подготовить и провести внеклассное мероприятие. Место проведения: учебный кабинет, спортивный зал, рекреация.
Для проведения необходимы карточки с заданиями, иллюстрации съедобных и несъедобных грибов, листочки деревьев, кочки. Участникам необходимо разделиться на 2 команды, правильно выполнить все задания.
В заданиях за каждый правильный ответ команды будут получать жетоны в километрах (1 жетон-1 км). В конце игры подводится итог. Команда, «прошедшая» больше «километров», становится победительницей.
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая работа и туризм являются неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания. На занятиях в объединениях туристско-краеведческого профиля, в туристских походах, слетах, соревнованиях и других массовых мероприятиях ребята укрепляют здоровье, приобретают навыки и умения, необходимые в будущей жизни. Изучение родного края, окружающей нас природы расширяет кругозор, воспитывает патриотизм и любовь к Родине.
В методическом пособии конкурсной программы «Наш туристический поход!» заложены и формируются туристско-краеведческие умения; навыки; расширяются на основе регионального компонента краеведческие, туристские и экологические знания.
Отличительной особенностью является ярко выраженный практико-ориентированный характер, т.е. построение игровой программы на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования.
Данное методическое пособие направлено на развитие интереса учащихся к туристско-краеведческой деятельности, здоровому образу жизни, физкультуре и спорту, познанию родного края.
Возраст детей: дети младшего школьного возраста.
Условия проведения: карточки с заданиями, иллюстрации съедобных и несъедобных грибов, листочки деревьев кочки.
Цель:
-популяризация знаний, умений, и навыков в области туризма и краеведения.
Задачи:
- познакомить детей с основами отдыха в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
- закрепить на практике знания основ безопасного поведения на природе;
-воспитывать бережное и внимательное отношения к окружающей среде.
Ход проведения мероприятия
Педагог: Уважаемые ребята, здравствуйте! Чтобы стать туристом, знающим и любящим природу, надо ходить в походы. Сегодня мы поиграем, проведем соревнования, чтобы проверить вашу готовность к настоящему походу. Поднимите руку, кто хотел бы сегодня отправиться в поход по родному краю?
Сегодня мы с вами отправляемся в поход.
Много нас открытий ждет.
А поход наш не простой,
Слет туристов, вот какой!
С вами мы сейчас не дети-
Взрослые туристы мы.
Справимся со всем отважно,
Все преодолеем на пути.
Наш туристический поход
Нам здоровье принесет.
Сейчас, мы с помощью считалки разделимся на две группы.
Туристическая считалка.
Чуть свет,
А он уж на ногах.
С душою в рюкзаке,
Горами, тропами,
Мечтами,
И ветром в голове.
Мы пройдем путь по лесным тропам и победит в нашей игре та команда, которая первой пройдет этот путь. В заданиях за каждый правильный ответ команды будут получать жетоны в километрах: 1 жетон-1 км (приложение 1). В конце игры подведем итог. Команда, «прошедшая» больше «километров», будет победительницей.
Итак, испытания начинаются.
Нужно собраться в поход. Что взять с собой? Сейчас мы это узнаем.
Задание 1. Собираемся в поход (приложение 2).
Команды получают наборы: карточки с загадками и ответами-рисунками. Задача каждой команды: соединить карточку-загадку с соответствующей карточкой - отгадкой. За каждый правильный ответ получают жетон.
1.Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. Компас
2. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной. Рюкзак
3. На что взглянет этот глаз -
Все картинке передаст. Фотоаппарат
4. В поход идут и дом берут,
В котором люди не живут. Палатка
5. Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый кипятить. Котелок
6. Отдельно - я не так вкусна,
Зато красива, солона,
И в пище — каждому нужна. Соль
7. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. Хлеб
8. Море - мелко.
Берега - тарелка.
Посреди кипучих вод
В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна! Ложка
Педагог: Молодцы, ребята, с первым заданием справились. А что еще важно в походе?
Правильно, в походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные навыки отдельных туристов, иногда превращаются в увлечение, приятное и для себя и для товарищей по походам.
Задание 2. Туристическая кухня.
За правильный ответ участники получают жетон.
1. Какой способ используют туристы для того, чтобы испечь картошку с румяной и хрустящей корочкой? Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Менее известный способ: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, закрывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.
2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты? Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра.
3. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. Щавель.
4. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? Иван-чай; листья брусники.
Ребята, также в походе для приготовления пищи можно использовать грибы, которые вы можете собрать по пути. И здесь важно знать, что грибы бывают съедобные и ядовитые. И сейчас мы проверим, какой команде можно доверить собирать грибы для вкусного супа.
Задание 3. «По грибы» (приложение 3).
От каждой команды выходят по 3 знатока грибов. Они должны записать номера съедобных грибов, которые можно положить в корзинку. За каждый правильный ответ -1 жетон, за каждый неправильный отнимается 1 жетона.
Молодцы, ребята! От голода мы в пути не будем страдать.
Юные туристы должны любить и охранять природу. В этом нам помогут разобраться хитрые задачки.
Задание 4. Экологические задачи (приложение 4).
Каждая команда получает карточку с заданиями и заполняет ее.
1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12 * 9=108 (деревьев).
Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.
2. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?
56:7=8 (бабочек)
Ответ: 8 бабочек останутся без обеда.
3. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?
Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.
Педагог: Спасибо всем за активность, а мы продолжаем наш поход и сейчас проверим, как вы знаете растения нашего леса. Давайте найдем, с какой ветки эти «детки».
Задание 5. С какой ветки – детки? (приложение 5).
У каждой команды есть плоды различных растений. Я буду поднимать вверх листочки деревьев, которые растут в нашем крае со словами: «У кого детки с этой ветки?» У чьей команды есть плоды этого растения, поднимают руки. Так веточка найдет свой плод.
Педагог: А сейчас, дорогие участники, вы будете работать синоптиками. Ведь предугадать и подготовиться к погодным сюрпризам в походе очень важно. Предсказывать погоду можно по различным признакам.
Сейчас проверим, умеете ли вы делать это?
Задание 6.Погода.
1. Воробьи купаются в пыли. Будет жарко.
2. Идет дождь, и в лужах пузыри. Дождь затяжной.
3. Комары, летающие тучами после захода солнца. К хорошей погоде.
4. Ласточки летают низко над землей. К дождю.
5. Обильная роса по утрам. К хорошей погоде.
6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. К дождю.
Педагог: Молодцы, ребята! Уверена, что плохая погода не застанет вас врасплох.
Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна. Она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче и богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.
Педагог: А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свою ловкость и выносливость.
Задание 7. Упрямый рюкзак
Участники соревнующихся команд поочередно становятся спиной и берут друг друга под руки. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать соперника от земли. Побеждает тот участник, кому удалось это сделать.
Участник-победитель зарабатывает для команды 1 жетон.
Педагог: Продолжаем активную часть нашей игровой программы и отправляемся покорять следующий туристский этап.
Задание 8. Туристический полигон. Болото – кочки.
Чтобы пройти условное болото, вам необходимо всей командой по очереди пройти по кочкам, обязательно наступив на маркированные кочки, и не оступиться. За правильное прохождение каждому участнику полагается жетон.
Педагог: Итак, ребята, вы показали свои навыки и умения на практике.
В завершении нашего путешествия, мы повторим правила поведения в походе.
Задание 9. Правила поведения в походе.
После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «нельзя» или «нужно».
1. Разрушать памятники природы. Нельзя
2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам. Нужно
3. Оборудовать и очищать места отдыха. Нужно
4. Выкапывать растения. Нельзя
5. Загрязнять природную среду. Нельзя
6. Оберегать и подкармливать животных и птиц. Нужно
7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда. Нельзя
8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы. Нужно
Подведение итогов
Педагог: Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Испытания вы выдержали, а теперь проверим, сколько «километров» преодолела каждая команда.
Объявляются итоги конкурсов, вручаются медали и сладкие призы.
Членам команды – победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу».
Теперь вы настоящие туристы, счастливых вам дорог, ребята!
Заключение
Принимая участие в данной конкурсной программе, ребята укрепляют свое здоровье, развивают силу, ловкость, выносливость, инициативу, настойчивость, расширяют кругозор, учатся туристской культуре, любви к природе и своему краю.
Полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что активно развивается такие компетенции как:
- работа в команде (распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
Использование данной игровой программы способствует совершенствованию образовательного процесса, повышает его эффективность и качество, осуществляя такие педагогические цели как: развитие личности обучаемого, развитие мышления, (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного), развитие коммуникативных способностей.
Литература
1. Бардин, К. В. Азбука туризма / К. В. Бардин. - Минск, 2003.
2. Верзилин, Н. М. По следам робинзона / Н. М. Верзилин. - Минск, 1982.
3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – М. ФЦДЮТиК, 2006.
Интернет-источники
https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/sbornik_ekologicheskikh_zadach_po_matematike
Приложение 1
Приложение 2
Качается стрелка туда и сюда, Укажет нам север и юг без труда. | |
Два ремня висят на мне, | |
На что взглянет этот глаз - | |
В поход идут и дом берут, | |
Он в походе очень нужен, | |
Отдельно - я не так вкусна, | |
Отгадать легко и быстро: | |
Море - мелко. |
Приложение 3
Съедобные грибы: №__________________________________________
Приложение 4
Экологические задачи.
1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
Решение. ____________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________________________
(Запомните! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)
2. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?
Решение. ___________________________________________
Ответ: ______________________________________________
3. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа "Моя мама и я".
Данное мероприятие нацелено на создание условий для организации досуга, развитие взаимопонимания между родителями и детьми, привитие эстетического вкуса. Развитие творческого потенциала се...
"Осенины" праздничная конкурсная программа ко дню пожилого человека
Внеклассное мероприятие, которое можно провести в месячник пожилого человека в любом классе в начальной школе....
Конкурсные программы для девочек к 8 марта.
В данной разработке содержатся материалы для проведения конкурсной программы для девочек к 8 марта....
Рыцарский турнир (конкурсная программа, посвященная 23 февраля)
Цель: развитие творческих способостей детей и здорового духа соперничества; расширение кругозора; организация досуга....
Конкурсная программа по литературному чтению
Конкурсы по литературному чтению по теме "Сказки"...
Сценарий конкурсной программы для 2 класса "Здоровым быть здорово!"
Разработка конкурсной программы "Здоровым быть - здорово!" (2 класс)...
Конкурсная программа "Самые, самые!"
Как важно заметить, разглядеть каждого ребенка. В первом классе в конце учебного года можно провести конкурсную программу "Самые,Самые", где будет отмечен и награжден каждый ребенок....