«Организация культурно - досуговой деятельности учащихся педагогом - организатором»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для занятия творческой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_kulturno_-_dosugovoy_deyatelnosti_uchashchihsya_pedagogom-organizatorom.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГОМ-ОРГАНИЗАТОРОМ»
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий
внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для занятия творческой деятельностью. В соответствии с современными нормативными документами в Российской Федерации ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.
Воспитательная функция обеспечивает:
- целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление
детей и молодежи;
- создание условий для достижения эффективных результатов в
воспитательной деятельности;
- приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным
ценностям;
- полноценное использование воспитательного потенциала среды;
- стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития
школьников.
Защитная функция:
- содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в
законодательных документах РФ, РТ, Конвенции ООН о правах ребенка;
- способствует ограждению воспитанников от негативных влияний
среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства;
- обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке
зрения, мнениям, убеждениям.
Организационно-управленческая функция:
- предоставляет педагогу-организатору возможности: стать
организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности;
- определять способы организации воспитательной работы, внеурочной
жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей;
- осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными
институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.
Методическая функция:
- предполагает оказание методической помощи классным
руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.
Профилактическая функция:
- способствует выявлению отрицательных влияний на развитие
учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора
является организация культурно – досуговой деятельности, а именно свободного времени учащихся. В современных условиях любое образовательное учреждение проявляет большой интерес к тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности. В связи с этим педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.
Роль педагога-организатора в современных условиях очень важна.
Организатор должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми.
Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школьники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга.
Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий
отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитанникам, однако организатор досуга должен помнить о своей ведущей роли, а не быть сторонним наблюдателем.
На различных возрастных этапах жизни человека досуговая
деятельность занимает разное место в деле социального становления и развития. Особую значимость ей приписывают в подростковый период жизни, когда идет активное осмысление своего предназначения в этом мире, строятся жизненные планы, складываются жизненные стратегии, формируются представления о других и себе.
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать
следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность, целесообразность, социальную направленность, актуальность, реальность выполнения, гласность. Педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации. Процесс планирования, как и любая деятельность, предполагает определенную последовательность:
- Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен
уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы о приеме его на работу.
- Второй этап. Изучение основополагающих, нормативных
правовых документов по вопросам образования, молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций, нормативных документов областных, районных отделов образования, и т. д.
- Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный
год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.
- Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований,
деловых, организационно - деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.
- Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных,
народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, фестивалей и других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...
Формирование социально активной личности школьника средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС
выступление на семинаре классных руководителей...
Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное…» Аристотель...
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом....
Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют со...
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в старшей группе..Тема: «В гостях у детского писателя Николая Николаевича Носова»
В игровой форме познакомить воспитанников с творчеством Николая Носова....
Доклад Тема: «Организация культурно-досуговой деятельности в рамках организации социального направления в условиях реализации ФГОС»
Организация культуно-досуговой деятельности с соц.партнерами города....