«Организация культурно - досуговой деятельности учащихся педагогом - организатором»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Жданова Ксения Валерьевна

Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для занятия творческой деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГОМ-ОРГАНИЗАТОРОМ»

Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий

внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для занятия творческой деятельностью. В соответствии с современными нормативными документами в Российской Федерации ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.

Воспитательная функция обеспечивает:

  • целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление

детей и молодежи;

  • создание условий для достижения эффективных результатов в

воспитательной деятельности;

  • приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным

ценностям;

  • полноценное использование воспитательного потенциала среды;
  • стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития

школьников.

Защитная функция:

  • содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в

законодательных документах РФ, РТ, Конвенции ООН о правах ребенка;

  • способствует ограждению воспитанников от негативных влияний

среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства;

  • обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке

зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция:

  • предоставляет педагогу-организатору возможности: стать

организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности;

  • определять способы организации воспитательной работы, внеурочной

жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей;

  • осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными

институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция:

  • предполагает оказание методической помощи классным

руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция:

  • способствует выявлению отрицательных влияний на развитие

учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора

является организация культурно – досуговой деятельности, а именно свободного времени учащихся. В современных условиях любое образовательное учреждение проявляет большой интерес к тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности. В связи с этим педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.

Роль педагога-организатора в современных условиях очень важна.

Организатор должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми.

Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школьники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга.

Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий

отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитанникам, однако организатор досуга должен помнить о своей ведущей роли, а не быть сторонним наблюдателем.

На различных возрастных этапах жизни человека досуговая

деятельность занимает разное место в деле социального становления и развития. Особую значимость ей приписывают в подростковый период жизни, когда идет активное осмысление своего предназначения в этом мире, строятся жизненные планы, складываются жизненные стратегии, формируются представления о других и себе.

Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать

следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность, целесообразность, социальную направленность, актуальность, реальность выполнения, гласность. Педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации. Процесс планирования, как и любая деятельность, предполагает определенную последовательность:

  1. Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен

уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы о приеме его на работу.

  1. Второй этап. Изучение основополагающих, нормативных

правовых документов по вопросам образования, молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций, нормативных документов областных, районных отделов образования, и т. д.

  1. Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный

год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.

  1. Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований,

деловых, организационно - деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.

  1. Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных,

народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, фестивалей и других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное…»  Аристотель...

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом....

Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют со...