«Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе»
материал
В.А.Сухомлинский писал: «...Нельзя требовать от ребенка невозможного. Любая программа по любому предмету - это определенный уровень, круг знаний, но не живой ребенок. К этому уровню, к этому кругу знаний разные дети идут по-разному. Один ребенок уже в первом классе может совершенно самостоятельно прочитать задачу и решить ее; другой же сделает это в конце второго, а то и третьего года обучения...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе»
Выполнила: Хаджимурадова А.Р.
2014г.
Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе
В.А.Сухомлинский писал: «...Нельзя требовать от ребенка невозможного. Любая программа по любому предмету - это определенный уровень, круг знаний, но не живой ребенок. К этому уровню, к этому кругу знаний разные дети идут по-разному. Один ребенок уже в первом классе может совершенно самостоятельно прочитать задачу и решить ее; другой же сделает это в конце второго, а то и третьего года обучения...
Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы раскрыть силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде»
Процесс обучения очень сложен. Чтобы получить нужный эффект, необходимо строить особые отношения; учитель - ученик. Надо уметь понимать мотивы поведения ребенка, уметь снимать негативное отношение к учебе, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.
На уроках, где господствует изложение учебного материала учителем, детям скучно. Такие уроки не обращены к внутренним силам ребенка, к его эмоциям. Нельзя недооценивать возрастные особенности мышления детей, их стремление к эмоциональному, образному восприятию.
Для того чтобы хорошо обучать, воспитывать, всесторонне развивать личность детей, надо хорошо знать их возрастные и индивидуальные особенности.
К.Д.Ушинский призывал учителей изучать законы тех психических явлений, которыми они хотят управлять.
Главной особенностью развития младших школьников является изменение их социальной позиции: ребенок приступает к систематическому учению, становится членом классного и школьного коллективов. Меняются отношения со взрослыми, главным авторитетом среди них становится учитель.
Задача школы и семьи по отношению к младшему школьнику в этот период (от 7 до 11- 12 лет) состоит в том, чтобы сформировать у него позицию ученика, подвести его к пониманию новых обязанностей.
Младший школьный возраст - важный этап формирования личности. Здесь важно единство умственного воспитания с нравственным, физическим и эстетическим. Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться и пополняться.
В процессе умственного воспитания у младших школьников должны вырабатываться: сознательное отношение к учению, познавательная активность и первоначальные навыки культуры умственного труда. Именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются ее простые нормы и правила поведения. Особенно важно в младшем школьном возрасте формировать такие качества, как честность, правдивость, ответственность за свое учение и поведение, коллективизм, трудолюбие.
Особо следует подчеркнуть значение игры в учебной деятельности младших школьников. А.В.Луначарский вдохновенно говорил о детских играх, возражая тем, кто утверждал, что детская игра несерьезна. В учебной деятельности младших школьников дидактические, познавательные и другие игры признаны занять достойное место.
Прогрессивная педагогика во все времена высоко ценила игровые формы целенаправленной организации жизни детей. Так, К.Д.Ушинский писал: «...если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения... то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Л.С.Выготский назвал игру ведущим средством обучения и воспитания. Педагоги особо отмечают, что игра может выполнить « исключительную роль усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития». Нет учителя, который не использовал бы игру в своей работе. Сам принцип игры в обучении старше, чем человечество. Уже детеныши животных овладевают необходимыми им в последующей жизни умениями в игре. Следовательно, предрасположенность к игре у человека заложена на уровне инстинкта. Задача учителя - направить игру в нужное русло: помочь учащимся приблизиться к конкретным целям обучения.
Эмоциональность игры (в игре действуют только положительные эмоции, спонтанность и т.д.), позволяют включить учащегося в занятие не частично и не формально, а дают ему возможность проявить свои лучшие личностные качества в полной мере. Ученик получает удовольствие. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, внутреннее уравновешивание, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения улучшается психологическое состояние.
Игра позволяет даже трудный для учащихся материал представить в привлекательной для них форме. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приемами обучения: практически учитель имеет возможность неограниченного выбора, позволяющего максимально индивидуализировать учебный процесс, с учетом уровня и особенностей личности учащихся. Игра дает самому учителю огромное профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества.
Игра помогает учащемуся по- новому увидеть себя и партнера, а также предмет обучения, поэтому использование игры положительно влияет и на все остальные аспекты учебного процесса.
Игра - привычная стихия для ребенка. Именно в игре ему легче всего проявить свои способности и творческую активность. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисцип лине, настойчивости, выдержке - всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком. Игра расширяет кругозор, закрепляет знания, развивает находчивость, смекалку, побуждает интерес к различным областям науки, техники, искусства. Игра зажигает искру интереса к той или иной области знаний, вызывает цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создает ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.
Учебная игра для учителя - работа: он спокойно, сдержанно и серьезно формулирует задания, оказывает помощь при их выполнении, вдумчиво анализирует итоги игры. Игра всегда проблемна. Задачи, которые ставятся перед учащимися, не должны быть слишком простыми, но в то же время они должны быть посильными для них. Играм, содержащим сложные задачи, должны предшествовать более легкие.
Необходимость применения игры зависит от уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков, от степени сложности дидактических задач. Игра вступает в свои права, когда трудно, когда есть потребность создать дополнительный фон обучения, придать силы учащимся, влиять на ход и результат их деятельности. Обучая детей, в процессе игры нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Но не следует, я считаю, приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или ис пользуется для активизации внимания: веселые шутки - минутки, игры - путешествия в страну чисел или страну знаний.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то после освоения в игровых ситуациях элементов учебной деятельности игра превращается в дидактический прием.
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Главная из них: обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Можно провести классификацию игр с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:
- Игры, требующие от детей исполнительной деятельности.
С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу.
- Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, Направленных на формирование вычислительных навыков. ( «Молчанка», «Поднимись по лесенке» и т. д.)
- Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся
( «Контролер», «Зеленый, красный»)
- Игры, с помощью которых дети осуществляют
преобразующую деятельность.
(«Числа - перебежчики»).
- Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где
целью игры является формулирование учащимися по
рисунку, схеме и опорным словам.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности - исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разные цифры. Все это служит средством активизации детей в игре.
В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Ш.А. Амонашвили писал:
«... без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Нужно создавать на уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя.
На игру я отвожу всего несколько минут от 5 до 10. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Подбирая какую - либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие вопросы:
- Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
- Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
- Посильна ли она для учащихся моего класса?
- Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
- Подведение итогов игры, (оно должно быть четким и справедливым).
Литература
- Амонашвили Ш.А. "Педагогическая симфония"
- Арутюнов А.Р.,Чеботарёв П.Г., Музруков Н.Б. Игровые задания,
М.," Русский язык " 2003г.
- Моносзон Э.И. «Учитель и всестороннее разви тие школьника»
- Знание М.,2006г.
- Музрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение " Просвещение "
- М., 1996г.
- Начальная школа № 8,12 1999г.
- Подгорная Н.И., Бибик Н.М., "Дидактические иг ры и познавательные задания в 1 классе К.,1998г.
9. Харламов И.Ф. Педагогика " Высшая школа " М., 2000г.
10. Шмаков С.А. "Игры учащихся - феномен культу ры " М.," Новая школа" 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах".
Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах"....
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...
Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы
Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы...
«Использование игровых моментов на уроках в начальной школе»
Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятель...
Игры и игровые моменты на уроках обучения грамоте
Учить играя- это значит учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Данные игры можно использовать в период обучения грамоте....
игры и игровые моменты на уроках математики в начальных классах
Одним из эффективных средств активизации позновательной деятельности смладших школьников на уроках является дидактическая игра. Эффективность повышения позновательной...