Игры и игровые моменты на уроках обучения грамоте
статья (1 класс) на тему

Чистякова Светлана Юрьевна

Учить играя- это значит учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Данные игры можно использовать в период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_momenty_na_urokah_obucheniya_gramote.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые моменты на уроках  обучения грамоте

        Немаловажное значение на уроке отводится игре и игровым моментам.

        Игра не является развлекательным средством - это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

        На начальном этапе обучения достаточно активно применяются дидактические игры. Можно выделить следующие их виды:

1) игры-путешествия;

2) игры-предположения ( « что было бы…» );

При этом  активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

3) игры-загадки;

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, умению рассуждать, делать выводы.

4) игры-беседы

Они воспитывают умение слушать вопрос и ответ, дополнять сказанное, высказывать суждения.

        Уже с первого урока обучения грамоте можно использовать игровую ситуацию.

Так начиная знакомство с книгой таинственным голосом говорю: « Далеко-далеко на севере росла высокая и красивая ель. Все цветы, птицы и звери любовались ею. Однажды в лес пришли люди и срубили это дерево, но ель не погибла. У неё началась новая жизнь». Затем рассказываю что из этих деревьев сделали бумагу, из бумаги книги. « И вот теперь эти книги у вас на партах». Далее говорю об обращении с книгой.

Беседа, проведённая с введением сказочных элементов, даёт большой положительный результат. Она носит и познавательный, и воспитательный характер.

На дальнейших уроках обучения грамоте использую следующие игры:

( Звуки  [ в], [в, ])

  • На что похожа буква?

Снеговик, а с ним метёлка

Буквой  В стоят под ёлкой.

Можно сделать с детьми альбом с рисунками-ассоциациями и стихами.

  • Фонетическая зарядка

- Как воет зубоврачебная машина? (в-в-вввв)

- Как дует ветерок?( вью-вью)

  • Кто внимательный?

Чтение сказок, рассказов, просмотр мультфильмов, где встречается изучаемый звук. Дети должны найти как можно больше слов с этим звуком.

  • Доскажи словечко

Как зовут меня скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый …( василёк).

  • Звук заблудился

Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки. ( венки)

  • Слоговой аукцион

Слоги: Во   ( - ва, - сток и т.д.)

ВЕ ( - чер, - нок, - тер и т.д.)

  • Найди рифму

Вова -… ( слово)

Ворона- … ( корона)

Врач- … ( грач)

  • Отгадайте слово

Один из учеников выходит за дверь, учитель называет слово со звуком [ в ]. Дети составляют со словом предложения. Ученик входит в класс, внимательно выслушивает товарищей, находит общее слово.

  • Подбери пару

волосы                     весенний

вечер                        волнистый

ваза                           весёлый

волк                          вкусный

вода                          высокий

  • Узнай сказку

А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

  • Буквы потерялись

Написать слова с пропущенной буквой В.

  • Анаграммы

Весна ( навес), вес ( сев), враги ( грива) и т.д.

  • Найди слово в слове

Ветер ( веер), вдруг ( друг), волки ( вол) и т.д.

  • Найди лишнее слово
  • Головоломки
  • Ребусы   и д.р.

И ещё очень много игр, которые помогают усваивать буквы и звуки, понятия твёрдого и мягкого звука, звонкого и глухого.

        В дальнейшем на уроках русского языка игровые моменты можно применять почти на всех этапах урока. Можно использовать грамматические сказки и рассказы, весёлые стихи-запоминалочки, рифмованные упражнения, шарады, лингвистические задания, головоломки. Можно провести урок в форме игры - путешествия, где нужно выполнить разнообразные задания чтобы добраться до чего-либо.

        Учиться играя – результат напряжённых и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средст зажечь в их глазах огонёк жажды знаний.

        Учить играя - это значит учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах".

Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах"....

Игровые моменты на уроках обучения грамоте. Из личного опыта.

Описание дидактических игр, физминуток, используемых мною на уроках обучения грамоте....

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

игры и игровые моменты на уроках математики в начальных классах

Одним  из эффективных  средств активизации позновательной  деятельности смладших школьников  на уроках является дидактическая игра. Эффективность повышения  позновательной...

Игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.

В данном материале представлены игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте по УМК "Начальная школа 21 века"...

«Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе»

В.А.Сухомлинский писал: «...Нельзя требовать от ребенка невозможного. Любая программа по любому предмету - это определенный уровень, круг знаний, но не живой ребенок. К этому уровню, к этому кру...