ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
методическая разработка
В статье рассматривается опыт, который одной из личностно-ориентированных технологий является метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике. Он введен еще в начале прошлого столетия. В настоящее время наблюдается новая волна интереса к технологии метода проекта в личностном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_mr.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в школе
В настоящее время современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. В этой ситуации возвращение духовности как ценностного основания воспитания подрастающего поколения в образовательную практику является актуальным.
Актуальность проблемы воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности своего народа, общества, страны, в которой он живет, стала следствием разработки в лицее «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Одной из личностно-ориентированных технологий является метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике. Он введен еще в начале прошлого столетия. В настоящее время наблюдается новая волна интереса к технологии метода проекта в личностном образовании. Почему? В условиях перехода школы на ФГОС технология проектирования из разряда инновационных переходит в группу базовых образовательных технологий, по крайней мере в лицее № 101. По нашему мнению, использование метода проектов в какой-то мере позволяет учителю быть не просто преподавателем, а педагогом широкого профиля в разных ролях: энтузиаста-мотиватора, специалиста-консультанта, руководителя-координатора, эксперта, старшего товарища. Именно в таких ролях выступает учитель на разных этапах проектирования.
Эффективная работа учащихся на каждом этапе проектирования создает основу для формирования универсальных учебных действий разных видов: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Является коллективным членом Ассоциации культуротворческих школ России, а также опытно-экспериментальной площадкой Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), за последние три года коллективом начальных классов были реализованы следующее проекты:
- «Что за прелесть наши сказки»,
- «По тропинкам народной мудрости (Кладовая народного творчества)»,
- «Там, на неведомых дорожках…»,
- «Масленица»,
- «Взаимодействие семьи и школы в условиях ФГОС».
На региональном семинаре «Пушкинская эпоха», был представлен заключительный этап работы над проектом «Там на неведанных дорожках…»
Авторы проекта:
Баранова Людмила Юрьевна - учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101
Лёгкая Лариса Алексеевна - учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101
Мартынова Елена Владимировна – методист, учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 Цель проекта: развить интерес к творчеству А.С. Пушкина, к литературе
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
• обогащать и расширять словарный запас детей;
• обобщить полученные знания о сказках Пушкина и применить их на практике;
Метапредметные:
• формировать устойчивый познавательный интерес к чтению;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
• развивать у детей познавательную активность;
• развивать умение обобщать полученные знания, применять их на практике;
• формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
• развивать ИКТ-компетенции учащихся;
• умения работать в коллективе;
• формировать навыки поисково-исследовательской деятельности
Воспитание личности:
• способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
• развивать художественный эстетический вкус;
• совершенствовать ораторское искусство;
• формировать навыки сотрудничества и трудолюбия
Тип проекта:
По количеству участников – групповой.
По характеру результата - проблемно – ориентированный с элементами исследовательской деятельности.
По характеру участия учителей в детском проекте - открытая координация преподавателя.
По продолжительности: среднесрочный (11.01. – 05.03. 2015)
Возрастная категория: 4 классы (10-11 лет).
Предметные области:
Литературное чтение
Изобразительное искусство
Технология
Музыка
Форма представления продукта проекта: фестиваль презентаций газет по сказкам
А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
Главная идея проекта: направленность учебно – познавательной деятельности четвероклассников на результат, получаемый при решении практической и теоретической проблемы. Это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Формы организации учебной деятельности детей:
индивидуальная работа;
парная работа;
групповая работа.
Используемые технологии:
- исследование;
- информационные технологии;
- театрализация;
- игровые технологии;
- технология сотрудничества;
- технология оценивания;
- совместное творчество;
- проблемный диалог;
- технология критического мышления.
Формы промежуточных мини продуктов проектной деятельности:
- иллюстрации к сказкам;
- инсталляции к сказкам;
- инсценировки фрагментов сказок;
- составление книги с иллюстрациями по сказке «сказка о царе Салтане…»;
- составление презентаций о творчестве и жизни А.С. Пушкина;
- выпуск газет «жизнь и творчество Пушкина»;
- организация выставки творческих работ в электронном виде (презентация);
- итоговые индивидуальные эссе по итогам реализации проекта.
Способ объединения результатов:
Фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
Продукт – Газета «Там, на неведомых дорожках…»
Культурные универсалии: культурное наследие, совместный труд, декоративное творчество.
Планируемые результаты обучения
- умение реагировать эмоционально на произведение жанра сказка;
- умение оценивать свою работу и работу товарищей;
- умение слушать, уважать мнение товарища;
- умение работать индивидуально, в парах, в группе;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- определять и формулировать цель деятельности на внеклассном занятии, задачи и планируемые результаты;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и действовать по плану;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- рассуждать над характерами героев, их поступками, соотносить с собственной жизнью;
- пользоваться справочной литературой;
- осуществлять анализ и синтез;
- выражать свои мысли в форме связной грамотной речи;
- инсценировать фрагмент произведения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- определение задачи (проблемы), формулирование темы проекта, обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление плана работы;
- определение участников проекта, их роли в реализации проекта.
Основной (технологии:
Раздел программы | Тема занятия | Ответственный |
Литературное чтение |
|
классные руководители 4-х классов |
Внеурочная деятельность |
А.С. Пушкина
| |
Технология | Инсталляция к сказкам Пушкина | |
Изобразительное искусство Внеурочная деятельность | Иллюстрирование сказок Пушкина | учитель изобразительного искусства классные руководители |
Музыка | Слушание произведений:
|
учитель музыки |
Заключительный:
- оформление выставки творческих работ в электронном виде;
- Фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
Продукт – Газета «Там, на неведомых дорожках…»;
- рефлексия;
- награждение активных участников проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в школе
В статье дается теория работы с проектом в начальной школе....
проектная деятельность в школе
доклад по теме: "Проектная деятельность в школе"...
Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"
Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...
Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"
Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...
научно-методический подход к проектной деятельности в школе
научно-методический подход к проектной деятельности в школе...
Проектная деятельность начальной школе.
Работая в школе учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...
Организация проектной деятельности в школе
Организация проектной деятельности в школе...