проектная деятельность в школе
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
доклад по теме: "Проектная деятельность в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_v_nachalnoy_shkole_doklad.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Осинская средняя школа №1»
Доклад
на тему:
«Проектная деятельность в начальной школе»
Выполнила:
учитель начальной школы
Коркина А.П.
С. Оса 2013г.
Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Метод проектной деятельности
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности.
Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. (Е.С.Полат) [90, с.66].
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) (Е.С.Полат). В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к технологиям обучения.
Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Стадии работы над проектом - это — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
*формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
*развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
*исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,
развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.
Анализируя свою деятельность, педагоги начальных классов часто сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
*низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
*ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
*разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Для разрешения этих и некоторых других проблем необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Т.о. урок перестает быть основной формой организации учебного процесса в школе. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач.
В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных научных исследований. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
личностно-ориентированный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели общеучебные умения и навыки.
1.Интеллектуальные умения:
- целеполагание
- планирование
- моделирование
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.- Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Начав работу по ФГОС, конечно же, необходимо изучить много нового материала, хотя это и не так уж и новое, скорее забытое старое. Метод проектов внедрен в учебную программу и уже с первого класса дети делают первые шаги в проектной деятельности и исследовании, но, конечно же, не без участия нас взрослых и особенно родителей. Наши первые шаги вместе с детьми мы начинали на уроках окружающего мира, тема: «Наше село», затем «Грибы», «Моя красная книга», был открытый урок-проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде». Учащиеся совместно с учителем и родителями ставили проблему, проблемный вопрос и какими путями можно эту проблему решить, как можно представить свой материал, защитить данный проект. По продолжительности подготовки, конечно, проект не превышает одной недели, в соответствии с возрастными особенностями детей. При оформлении своих проектов дети используют чаще всего бумажный вариант-это рисунки, небольшие тексты с информацией, фотографии, печатный вариант текстов и редко электронный вариант, презентацию (требуется помощь родителей). При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения. Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление, совершенствовали свои познания и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и через работу над проектами могли самовыражаться, самопризентоваться используя современные технологии, ставить самостоятельно проблему и решать ее, а взрослый будет выступать как направляющий.
«Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?»
Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это
- цель:
- цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
- а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
- Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
- Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
- В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
- Основными этапами проектной деятельности являются:
- • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- • Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
- • Подготовка и защита презентации;
- • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
- Этапы научного исследования:
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
- В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану.
- Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Паспорт проекта
Участники проекта – учащиеся 2 «Б» класса МБОУ «ОСОШ№1»
Руководитель: Коркина Альбина Петровна
Тема: Узоры и орнаменты на посуде
Учебный предмет: математика
Тип проекта: творческий
Участники: учащиеся и их родители
Продолжительность: одна неделя
Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров.
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о новом использовании геометрических фигур, способность к креативному, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- способствовать формированию культуры взаимодействия в семье через совместную деятельность детей и родителей.
- приобретение навыков трудолюбия, творчества
Задачи:
- способствовать формированию у родителей интереса к делам класса;
- развитие положительных эмоций;
Продукт: творческая работа
Область применения:
Защита учащимися проектов « Узоры и орнаменты на посуде» прошла на уроке математики.
Актуальность:
В ходе беседы на тему « Узоры и орнаменты на посуде»» дети пришли к выводу о том, что все, что окружает нас, мы можем украсить, а посуда, которой мы пользуемся или видим в разных местах приносит положительные эмоции, если она красиво оформлена. Сейчас мы не придаем значения узорам и орнаментам, как оберегам, но в современном мире посуда оформляется в соответствии с теми событиями, которые есть сейчас.
Основополагающий вопрос:
Почему люди стали украшать посуду?
Этапы проекта:
- Организационный этап (1 день)
Постановка задачи
- Основной этап (5 дней)
Совместная работа с родителями по созданию проекта своего узора на посуде.
- Заключительный этап (1 день)
Отчет учащихся о проделанной работе на уроке математике.
Групповая работа над созданием совместного орнамента на посуде(шаблоны посуды).
Участники проекта – учащиеся 2 класса
Руководитель: Коркина Альбина Петровна
Тема проекта: « Наше село»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный
Учебный предмет: окружающий мир
Продолжительность проекта: 7 дней
Область применения:
- Проект проводится во внеурочное время, на одном из уроков окружающего мира ученики представляют результаты своего исследования.
Актуальность:
Наша Родина – это то место, где мы родились и живем. У нас есть места, которые нам очень нравятся, бываем там часто. Есть люди, живущие рядом с нами, мы их очень любим и можем рассказать о них.
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о своем селе?
Цели:
- учить работать самостоятельно
- учить находить ответ на поставленный вопрос
- учить пользоваться дополнительными источниками информации
- формировать навыки мыслительной деятельности
Задачи проекта:
- Организовать деятельность детей по сбору информации
- Как можно больше узнать о селе
- Сделать творческую работу: выполнить рисунок, аппликацию, фотомонтаж
Этапы проекта:
- Организационный этап (1 день)
- Основной этап (5 дня)
III. Заключительный этап (1 день)
Ход проекта:
Организационный этап:
- Проводится беседа, в результате которой ученики приходят к выдвижению гипотезы «Много ли мы знаем о своем селе?»
- Формулирование исследовательских вопросов /о чем хочется узнать/
- Каждый ученик выбирает одну из предложенных тем:
- Что у нас в селе есть для детей?
- Какие достопримечательности?
- Каких известных людей мы знаем!
Основной этап:
- Идет сбор информации по темам /самостоятельная работа/
- Анализ собранной информации /в школе с учителем/
- Оформление работ /самостоятельная работа/
- Выполняются творческие работы /самостоятельная работа/
Заключительный этап:
- Отчет о проделанной работе /на одном из уроков окружающего мира/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в школе
В статье дается теория работы с проектом в начальной школе....
Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"
Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...
Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"
Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...
научно-методический подход к проектной деятельности в школе
научно-методический подход к проектной деятельности в школе...
Проектная деятельность начальной школе.
Работая в школе учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...
Организация проектной деятельности в школе
Организация проектной деятельности в школе...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...