проектная деятельность в школе
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Коркина Альбина Петровна

доклад по теме: "Проектная деятельность в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Осинская средняя школа №1»

Доклад

на тему:

«Проектная деятельность в начальной школе»

Выполнила:

 учитель начальной школы

 Коркина А.П.

С. Оса  2013г.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.

Метод проектной деятельности 

        Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности.

        Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. (Е.С.Полат) [90, с.66].

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) (Е.С.Полат).   В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к технологиям обучения.

     Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. 
    Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. 
     
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Стадии работы над проектом - это — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
    В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

*формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

*развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: 

*исследовательские, рефлексивные, самооценочные;


  1. формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  2. были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  3. реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,

  4. развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.

     Анализируя свою деятельность, педагоги начальных классов часто сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: 
*низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
*ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; 

*разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.  
Для разрешения этих и некоторых других проблем необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Т.о. урок перестает быть основной формой организации учебного процесса в школе. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач. 
       В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных научных исследований. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:


  1. личностно-ориентированный;

  2. обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  3. развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  4. формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  5. воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

  6. интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели общеучебные умения и навыки.

1.Интеллектуальные умения:
           - целеполагание
           - планирование

             - моделирование
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;

6.Презентационные умения и навыки: 
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:


  1. Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

  2. Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

  3. Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.

  4. У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.

  5. Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.

  6. Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.

  7. Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
  8. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

            Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и

отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

   Начав работу по ФГОС,  конечно же, необходимо изучить много нового материала, хотя это и не так уж и новое, скорее забытое старое. Метод проектов внедрен в учебную  программу и уже с первого класса дети делают первые шаги в проектной деятельности и исследовании, но, конечно же, не без участия нас взрослых и особенно родителей. Наши  первые шаги вместе с детьми мы начинали на уроках окружающего мира, тема: «Наше село», затем «Грибы», «Моя красная книга», был открытый урок-проект  по математике «Узоры и орнаменты на посуде».  Учащиеся совместно с учителем и родителями ставили проблему, проблемный вопрос   и какими путями можно эту проблему  решить, как можно представить свой материал, защитить данный проект. По продолжительности подготовки,  конечно, проект не превышает одной недели, в соответствии с возрастными особенностями детей. При оформлении своих проектов дети используют чаще всего бумажный вариант-это рисунки, небольшие тексты с информацией, фотографии, печатный вариант текстов и редко электронный вариант, презентацию (требуется помощь родителей). При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения. Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление,  совершенствовали свои познания  и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и через работу над проектами могли самовыражаться, самопризентоваться используя современные технологии, ставить самостоятельно проблему и решать ее, а  взрослый будет выступать как направляющий.

«Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?»

Во-первых,  главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это

  1. цель:
  2. цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
  3. а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
  4. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
  5. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
  6. В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
  7. Основными этапами проектной деятельности являются:
  8. •    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  9. •    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  10. •    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  11. •    Подготовка и защита презентации;
  12. •    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
  13. Этапы научного исследования:
  14. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  15. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  16. Определение объекта и предмета исследования.
  17. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  18. Описание процесса исследования.
  19. Обсуждение результатов исследования.
  20. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  21. В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану.
  22. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Паспорт проекта

Участники проекта – учащиеся 2 «Б» класса МБОУ «ОСОШ№1»

Руководитель: Коркина Альбина Петровна

Тема: Узоры и орнаменты на посуде

Учебный предмет: математика

Тип проекта: творческий

Участники: учащиеся и их родители

Продолжительность: одна неделя

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров.

расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов –  (формировать представление о новом использовании геометрических фигур, способность к  креативному, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки, умение составлять  узор и орнамент с использованием геометрических фигур

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- способствовать формированию культуры взаимодействия в семье через совместную деятельность детей и родителей.

- приобретение навыков трудолюбия, творчества

Задачи:

  1. способствовать формированию у родителей интереса к делам класса;
  2. развитие положительных эмоций;

Продукт: творческая работа

Область применения:

Защита учащимися проектов « Узоры и орнаменты на посуде» прошла на уроке математики.

Актуальность:

В ходе беседы на тему « Узоры и орнаменты на посуде»» дети пришли к выводу о том, что все, что  окружает  нас, мы можем украсить, а посуда, которой мы пользуемся или видим в разных местах приносит положительные эмоции, если она красиво оформлена. Сейчас мы не придаем значения узорам и орнаментам, как оберегам, но в современном мире посуда оформляется в соответствии с теми событиями, которые есть сейчас.

Основополагающий вопрос:

Почему люди стали украшать посуду?

Этапы проекта:

  1. Организационный этап (1 день)

Постановка задачи

  1. Основной этап (5 дней)

Совместная работа с родителями по созданию проекта своего узора на посуде.

  1. Заключительный этап (1 день)

Отчет учащихся о проделанной работе на  уроке математике.  

Групповая работа над созданием совместного орнамента на посуде(шаблоны посуды).    

                    

Участники проекта – учащиеся 2 класса

Руководитель: Коркина Альбина Петровна

Тема проекта: « Наше село»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный

Учебный предмет: окружающий мир

Продолжительность проекта: 7 дней

Область применения: 

  1. Проект проводится во внеурочное время, на одном из уроков окружающего мира ученики представляют результаты своего исследования.

Актуальность:

Наша Родина – это то место, где мы родились и живем.  У нас  есть места, которые нам очень нравятся, бываем там часто. Есть люди,  живущие рядом с нами, мы их очень любим и можем рассказать о них.

Основополагающий вопрос: Что мы знаем о своем селе?

Цели:

  1. учить работать самостоятельно
  2. учить находить ответ на поставленный вопрос
  3. учить пользоваться дополнительными источниками информации
  4. формировать навыки мыслительной деятельности

                                                                                                                                                                                          Задачи проекта:

  1. Организовать деятельность детей по сбору информации
  1. Как можно больше узнать о селе
  2. Сделать творческую работу: выполнить рисунок, аппликацию, фотомонтаж

Этапы проекта:

  1. Организационный этап (1 день)
  2. Основной этап (5 дня)

III. Заключительный этап (1 день)

Ход проекта:

Организационный этап:

  1. Проводится беседа, в результате которой ученики приходят к выдвижению гипотезы  «Много ли мы знаем о  своем селе?»
  2. Формулирование исследовательских вопросов /о чем хочется узнать/
  3. Каждый ученик выбирает одну из предложенных тем:
  1. Что у нас в селе есть для детей?
  2. Какие достопримечательности?
  3. Каких известных людей мы знаем!

Основной этап:

  1. Идет сбор информации по темам /самостоятельная работа/
  2. Анализ собранной информации /в школе с учителем/
  3. Оформление работ /самостоятельная работа/
  4. Выполняются творческие работы /самостоятельная работа/

Заключительный этап:

  1. Отчет о проделанной работе /на одном из уроков окружающего мира/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в школе

В статье дается теория работы с проектом в начальной школе....

Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"

Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...

Разработка по теме:"Проект и проектная деятельность в школе"

Адресная направленность разработки:максимально полезноым ресурс окажется для заместителя директора по учебно-воспитательной работы,учителям ,целенаправленно работающим по теме:"Проект и проектная деят...

научно-методический подход к проектной деятельности в школе

научно-методический подход к проектной деятельности в школе...

Проектная деятельность начальной школе.

Работая в школе  учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...

Организация проектной деятельности в школе

Организация   проектной деятельности в школе...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...