Статья «Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС»
статья (3 класс)

Кузнецова Наталья Мироновна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_0.docx51.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование инновационных педагогических технологий на уроках  в начальной школе  в соответствии с ФГОС»

                                Содержание

 Введение

    Глава 1. Современные педагогические технологии

  1. Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии

    Глава 2. Использование педагогических технологий на уроках

               в начальной   школе как средство повышения

               качества обучения.

       2.1.  Технология развития критического мышления через чтение

               и  письмо.                                                                                                                      

     2.2   Технология  проблемно-диалогового метода обучения

                 в рамках программы «Школа России .

     2.3.   Информационно - коммуникативные технологии .

     2.4.   Проектные технологии .

     2.5.   Игровые технологии .

     2.6.  Здоровье сберегающие технологии.

     2.7.  Технология оценивания учебных достижений.

 Заключение.

 Список используемой литературы

 Приложение.

 

                     

Цель моей педагогической деятельности - воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, создание условий для развития гармоничной, нравственно-совершенной, социально-активной и саморазвивающейся личности.

  • Преподавание веду на основе государственных программ и стандартов образования. УМК "Школа России".
  • Обучение провожу через систему специализированных заданий, при использовании  различных педагогических приемов: активное слушание, проблемных ситуаций, использование ИКТ. Развитию логического мышления способствует исследовательская деятельность, применяемая на уроках и внеурочной деятельности.
  • Применяю: групповую работу, игровые технологии, метод проектов, т. к, именно они позволяют ученику проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Технологии проектного и исследовательского обучения вызывают необходимость взаимодействия учащихся в ходе решения учебных проблем, следовательно, способствует формированию коммуникативных качеств личности. Диалоговая технология активизирует процесс обучения, развивает коммуникативные способности: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения; организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться  различными источниками информации

                                         Введение

        Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

     Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.                          

           Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические  технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология»  и  в его употреблении до сих пор существуют разногласия.                                          

               Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.

        Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов  обучения (И.П.Волков).

                Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, и следовательно повышению качества обучения.

         

 Цель: 

раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.

Задачи:

  •  создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих

         каждому ученику проявить  инициативу, самостоятельность,  

         творчество;

  •  активизировать познавательную деятельность учащихся;
  •   содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого

        ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке;

  •  повышать учебную  мотивацию.
  • обеспечивать деятельностный  характер учения через включение учащихся в  самостоятельное познание окружающего мира, овладение

        практическими способами работы с информацией;

  •  стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных

       способов выполнения заданий без боязни ошибиться

        получить неправильный ответ.

Предполагаемые результаты:

  • Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.
  • Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира.
  • У школьников развиваются такие способности как самостоятельность,
  • творчество, инициативность.
  • Повышение динамики качества обучения.

                 

Глава 1. Современные педагогические технологии

  1. Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии»

             Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

           В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.

                       Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

               Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином

обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

              Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса

Глава 2. Применение  современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

   

    2. 1. Технология  развития критического мышления через чтение и письмо

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:

умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны  явлений и т.п.

Критическое мышление — это поиск  здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом,  как своей точки зрения, так и других мнений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности  при решении проблем.

Что важно:

  • выявить предубеждения;
  • передать знания друг другу;
  • влияние данных знаний для решения данной проблемы.

Критически мыслящий человек задается вопросами:

·         Что я знаю?

·         Что я узнал нового?

·         Как изменились мои знания?

·         Что я буду с этим делать?

 Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.

                       Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и  эффективно читать и писать. Речь идёт о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. 

Преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно -насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • дети становятся  более  восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения.

Я веду занятия по культуре   речи – 1 час в неделю

Мною разработана программа по данному курсу «Тайны слов»

 ( 34 часа в год)  .

  

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать богатство и разнообразие языка; способствовать осознанию языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения и тформированию позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.

        Задачи:

  • создание условий для осознания языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
  • формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
  • ознакомление с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического
  • использования знаний;
  • формирование потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия.

2.2. Технологии проблемного обучения

Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий,  предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам»  говорил Сократ, для того чтобы он «додумался», захотел учиться нужна положительная мотивация.

Формирование мотивации – это не  «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На  практике  формирование мотивов учения - это создание таких  условий, при которых  появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как  развивается  мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и технологий.

В своей работе для формирования учебно-познавательной мотивации  учащихся начальных классов я использую технологию проблемного диалога. Опыт использования данной технологии я изучала в работе  Занкова Л.В.(несколько лет я преподавала по по этой системе).

Он отмечал, что  умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством  усвоенных знаний,  но  и  структурой мыслительных  процессов,   системой   логических операций и умственных действий, которыми владеет.  

И от того, насколько грамотно используются инновационные технологии  в  начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.

               Проблемно-диалогическая технология

Цель: научить самостоятельно решать проблемы.

Средство: открыть знания вместе с детьми

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

1.Тема: «Сегодня мы будем изучать…»

1. Постановка проблемы:

«С  одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?» Какой возникает вопрос? Что надо узнать?..»

2.Объяснение учителя:

«Итак, слушайте внимательно…»

2.Поиск и нахождение решения:

«Определите сами…» «Сделайте вывод…»

«Как мы можем ответить на наш вопрос?..»

3.Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи…», «Повтори…»

3.Создание продукта:

«    Придумай схему…»

«   Зарифмуй правило …»

    Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

   В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

 

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами  обучения: групповой, парной, фронтальной. Например,

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Литературное чтение. 3 класс

Постановка проблемы  (даётся практическое задание)  Написать сценарий праздника «Первый снег»

 - Вы смогли выполнить задание?

 - Нет. Мы не умеем писать сценарии,

 - Что вызвало затруднение?

 - Какой возникает вопрос?

 -  Как   составить план  праздника, если мы  ещё не выполняли подобного задания.

Решение проблемы                                                                 (Приложение  1)

Проблемный урок сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят это «учение с увлечением», значительно снижающее нервные   нагрузки.

         Результативность:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления.

«Образование вне диалога превращается

в искусственную,  мёртвую систему».           М. М. Бахтин

Вести диалог – значит искать истину.

 Учебный диалог - это не только форма, но и    способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, сопереживание.

         Использование проблемно-диалогической технологии при введении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Но всё это окупается тем, что данная технология является результативной, поскольку обеспечивает глубокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей.

2.3. Информационно - коммуникативные технологии

             

    Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  1. создание презентаций к урокам;
  2. работа с ресурсами Интернет;
  3. использование готовых обучающих программ;
  4. разработка и использование собственных авторских программ

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Повысить эффективность урока за счет наглядности (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), конечно, можно,  но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

      Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации и электронное приложение к учебникам данного курса.

Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.   Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

    Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

( индивидуально подойти к ученику, применяя  разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества обучения

Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестал быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром ребёнка в процессе обучения.

                               

        2. 4. Тестовые технологии

             Быстро и качественно проверить знания и умения школьников помогают мне тестовые технологии. Результаты выполнения тестов показывают полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить ещё раз и с кем именно, т.е. видны направления для индивидуальной работы.

  В этом году я пополнила свою педагогическую копилку  по всем основным предметам. Разработала систему оценивания тестов. Ознакомила  с ними учащихся. И теперь ученики сами оценивают  свои работы. Их самооценка почти всегда совпадает с оценкой учителя.

                 

    2.5. Проектные технологии

      Эта тема  на сегодняшний день считается актуальной, ведь необходима переориентация обучения, о чём и говорится в стандартах второго поколения. Проектная деятельность в начальной школе - это одно из направлений  современных педагогических технологий.

                       Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа  Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».   Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. К изучению этой технологии я подходила долго и упорно. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения. Эта деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. К творческой деятельности учащихся надо готовить. Творчеству надо учиться с самого  раннего возраста и этому можно научиться. На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

   Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Эта деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом.

         

 В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

  • мотивационный      

( учитель создаёт   положительный мотивационный настрой;

     ученики обсуждают, предлагают свои идеи);

  • подготовительный 

(определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий)

  • информационно-операционный 

(ученики собирают материал, работают  с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный 

(ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

     Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.

            Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

      Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии. А уже в 3-4 классах учащиеся должны выполнять довольно сложные проекты. Темы детских проектных работ я выбираю  из содержания учебных предметов.   

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Я считаю, что нужно  на родительских собраниях разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект».

     Первые  проекты  моих первоклассников были  посвящены темам «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Моя семья», «Мои домашние питомцы». Защита проходила в присутствии своих одноклассников. Дети очень волновались.  Проекты оформляли по - разному, кто - то в бумажном варианте, а кто-то использовал страницы  печатной рабочей тетради. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.  После изучения алфавита мы начали создавать "свою" азбуку, т.е. готовиться к коллективному проекту «Город букв». Дети делали портрет любимой буквы. Они делали  её из пластилина, бумаги, ткани, проволоки. Подбирали слова на эту букву, придумывали предложения. Каждый из них представил свою букву.

Очень интересным был проект «Загадки». Ребята провели работу по сбору загадок. Каждый оформил свой отдельный  альбом. Загадки сопровождались рисунками - подсказками.  Некоторые ребята представили загадки собственного сочинения. И им это удалось

В своей работе я использую следующие типы проектов:  

творческие, ролевые, игровые, информационные, исследовательские, социальные.

Цели и  задачи проектной деятельности:

  • вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
  • -развивать умение проектировать свою деятельность;
  • развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать фантазию, воображение;      
  • воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим;                                                                            
  • привлечь к участию в школьной жизни членов семьи.    

      Творческие проекты   позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности.  

Например,  проекты « Орнаменты и узоры на посуде»  (математика 2 класс), «Дом, в котором я хочу жить» (Технология 3 класс).    «Семья слов» (русский язык.3класс), «Сочинение волшебной сказки» (чтение  3 класс), «Математические сказки».

        Там, где находится место сказке, там всегда царит хорошее настроение. Творческий процесс, знакомый ребенку с раннего детства, и умение работать, создают условия, так необходимые для успешной учебы в школе. Даже самые маленькие достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Это позволяет привить ребенку вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию мышления, и стимулирует мыслительный процесс.

Информационные проекты

Работая над сообщением, дети обращаются к различным источникам информации: словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте,  у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят  дети, был  им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.

 

Исследовательские проекты направлены на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышлении (проекты « Моя родословная» ( окр. мир. 2 класс), «Богатства, отданные людям (3 класс)-долгосрочные.

 « В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.  Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».      В.А. Сухомлинский.    

      

2.5. Игровые технологии

         Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная  и  вместе с тем необходимая. В современной педагогике игра, дидактическая игра  используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

            Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Методика разработки и проведения игр предусматривает выделение четырёх этапов:

    1.Подготовительный этап: ознакомление с правилами игры,  с темой, проблемой.

2. Игровой этап: «включение» в проблему, осознание проблемной  ситуации.

3. Заключительный этап: выработка решения проблемы.

4. Анализ результатов игры: степень активности, уровень знаний и умений, рекомендации по совершенствованию игры.

 Разработанные  и проведённые мною уроки, мастер-классы, мероприятия позволили реализовать на практике призыв известного педагога  В.А. Сухомлинского  « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы  хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит  весь его дальнейший путь к знаниям.  Давайте же подниматься, дорогие коллеги, на эту ступеньку так, чтобы дети  не чувствовали  усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлётом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами!»

 2.6. Здоровьесберегающие технологии

        Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход

прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

           Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как  сохранить и укрепить здоровье?

 Для этого  использую приемы здоровьесберегающих технологий:

  1 Проведение утренней зарядки

  2. Создание ситуации выбора и успеха.

   3.Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

 4.Использование приемов рефлексии.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем хочется поразмышлять?

- Какой совет дали бы себе?

- Кому захотелось сделать комплимент?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

   5.  Проведение физкультминуток.

   6.На родительских собраниях обсуждаю темы « Телевизор и компьютер в жизни ребенка», «Как предупредить переутомление?», « Режим дня».

  7.  Учащиеся всегда принимают участие в Днях здоровья

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших

школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению

их здоровья

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».   Ж.-Ж. Руссо    

 

 2.7 Технология оценивания учебных достижений.

 В настоящее время большую популярность приобретает образовательная  технология оценивания учебных достижений. 

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих достижениях.

              Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.  

1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

  • результаты обучения ученика по четвертям и за год;
  • отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских  конкурсах.
  • самооценку школьника своей учебной деятельности.

2 часть. Участие в делах класса и школы.

Включает в себя:

  • результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
  • отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
  • спортивные достижения учащихся;
  •  оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу
  • Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников)  «Достижения», куда помещаются  грамоты, благодарности и т.п.

«Портфолио» -это способ фиксирования, накопления  и оценки индивидуальных достижений школьников.

    Портфолио не только является современной формой оценивания, но и   помогает решать важнейшие педагогические задачи:

          Наиболее оптимальной формой организации, при которой учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в усвоении программ.

                                        Заключение

                 Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества  этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности    технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

       Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Широкое внедрение инновационных технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.

  Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать

свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика» Шарлотта Бронте

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я  привлекаю учащихся к участию в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.

      

   Литература

1.Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С.Бадиев //Учитель.-2008. №6.-С.7-9
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
3.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.
4.Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
5.Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
6.Хуртова Т.В. Инновационные технологии обучения / Т.В. Хуртова //Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения/ Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7.Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? Вестник Ассоциации "Развивающее обучение". 1997. №2
8.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. М.: Педагогика, 1989. С. 60-77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе

Методические рекомендации по использованию педагогических технологий на уроках в начальной школе...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.Среди основных побуди...

Статья «Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, наход...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС

Данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личн...