Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС
методическая разработка

Апаликова Наталия Александровна

Данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся. Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании. Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

 Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности при решении проблем. Что важно:

 ∙ выявить предубеждения;

∙ передать знания друг другу;

 ∙ влияние данных знаний для решения данной проблемы.

Критически мыслящий человек задается вопросами:

· Что я знаю?

· Что я узнал нового?

· Как изменились мои знания?

· Что я буду с этим делать?

 Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Преимущества данной технологии:

- работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

 - совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно - насыщенного текста;

 - есть возможность повторения, усвоения материала;

 - усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

- появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

 - дети становятся более восприимчивы к опыту других детей. Совместная работа - это единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания.

Проблемно-диалогическая технология.

Цель: научить самостоятельно решать проблемы.

Средство: открыть знания вместе с детьми.

Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках чаще всего предпочтение отдаю побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников, обеспечивают учебную мотивацию.  

 Информационно - коммуникативные технологии.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

 Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

 1. создание презентаций к урокам;

2. работа с ресурсами Интернет;

3. использование готовых обучающих программ;

 4. разработка и использование собственных авторских программ.

 Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, следовательно, запоминающимся.

Тестовые технологии быстро и качественно проверить знания и умения школьников помогают мне тестовые технологии. Результаты выполнения тестов показывают полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить ещё раз и с кем именно, т.е. видны направления для индивидуальной работы.

Проектные технологии.

Проектная деятельность в начальной школе - это одно из направлений современных педагогических технологий. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения. Эта деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Эта деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, взрослыми. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Игровые технологии.

 Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Здоровьесберегающие технологии.

 Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности:

1. Проведение утренней зарядки.

2. Создание ситуации выбора и успеха.

3. Использование приемов рефлексии.

4. Проведение физкультминуток.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Технология оценивания учебных достижений.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология оценивания учебных достижений. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих достижениях.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе

Методические рекомендации по использованию педагогических технологий на уроках в начальной школе...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.Среди основных побуди...

Статья «Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, наход...