ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
материал

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»                                             В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyneko_n.s._pravila_professionalnogo_takta.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Дейнеко Наталья Сергеевна,

                учитель начальных классов

МБОУ Ярцевская средняя школа №10

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»                                             В.А.Сухомлинский

Главными задачами классного руководителя являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

В беседе с родителями обучающихся необходимо учитывать следующее:

1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идёт жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнаёт, что в семье горе или серьёзные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребёнка, предъявляя претензии родителям. Всё это можно сказать при следующей встрече.

2. Начать разговор о ребёнке обязательно с хорошего. Уметь видеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить её продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребёнке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.

3. Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребёнке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своём ребёнке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.

4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.

5. С учётом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон личности.

6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить следующую встречу, если она прогнозируема.

Такую форму работы с родителями, как посещение семей, можно использовать только в зависимости от конкретной ситуации, заранее продумав вопросы, которые надо решить.

Не планировать визит больше чем на час. Не беседовать у двери, на ходу. Заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних, одежда) и будет поставлена в неудобное положение. Тогда психологический микроклимат будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не получится.

Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От нас требуется максимум тактичности и выдержки. Дело в том, что родители могут принять оборонительный или снисходительный тон. Не стоит забывать, что они – дилетанты во многих вопросах, а вы – педагог. Но надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.

Желательно продумать вопросы или основные пункты разговора. Беседа должна быть естественной и непринужденной. Записи делать нежелательно. Однако после посещения надо записывать все услышанное и выводы.

Сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят все-таки о нем. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Мы заранее обговариваем эти моменты

Не ходите в семью только с жалобой на ребенка.

Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.

Правила профессионального такта должны использоваться и при проведении родительского собрания.

Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинство родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.

Не следует превращать родительское собрание в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать.

Обсуждая на собраниях вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом воспитания родителей хорошо воспитанных детей.

Разнообразьте формы проведения родительского собрания, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы по вопросам воспитания.

Не навреди! Общаясь с родителями учащихся, обязательно думай о том, что будет после разговора с вами. При несоблюдении профессионального такта результат общения может оказаться прямо противоположным ожидаемым воспитательным целям педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями учащихся начальных классов.

Перспективный план работы с родителями составлен н весь период обучения в начальной школе ( с 1 по 4 класс)...

Формы работы с родителями учащихся начальных классов

-рассмотреть наиболее эффективные формы и методы работы с родителями-разнообразить формы, методы и приёмы ведения родительских собраний-повысить уровень сплочённости и заинтересованности родительского...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

доклад на МО "Правила профессионального такта в работе с родителями"

Правила профессионального такта в работе с родителями...

Статья. «Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями» для педагогов

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях учебного заведения является частью общей задачи организации работы с родителями. Через сплочение и мобилизацию совместн...

Статья "Формы работы с родителями учащихся начальной школы" (из опыта работы)

В статье материал  из опыта работы  по теме "Формы работы с родителями учащихся начальной школы"...