Особенности учебных задач и подходы к их разработке
статья
Учебная задача - один из главных компонентов учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_2021_goda_tvor_gruppa.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС 2021 года: содержание, механизмы реализации. Особенности учебных задач и подходы к их разработке
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности учебных задач и подходы к их разработке
Учебная задача – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации или проблеме. Учебная задача – задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических заданий.
Следует отличать практическую задачу от учебной. Практическая задача нацелена на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить …, доказать …, собрать …, проанализировать … и др.). Практическая задача отвечает на вопрос «что нужно делать». Пример практической задачи. У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Слово «всего» – прямое указание на ход решения, оно содержит ограничение поиска. Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», то есть происходит освоение способа решения сходных задач.
Решение учебной задачи – это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Пример учебной задачи. У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения.
Отличие практических и учебных задач
Практическая задача | Учебная задача |
«Закрытая» учебная задача | «Открытая» учебная задача |
Формирует «эффект ленивого мозга» | Обеспечивает познание как открытие истины |
Результат: неспособность обучающегося мыслить, рассуждать, строить гипотезы | Результат: интеллектуальное развитие |
Анализируя представленную таблицу можно сделать вывод, что практическая задача направлена на получение результата, связанного с объектом действий. При решении практической задачи обучающийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Пример практической задачи: разобрать предложение. Результат решения практической задачи: указаны члены предложения и части речи (измененный объект).
Целью учебной задачи является овладение обучающимся общим способом решения всех задач данного вида. При решении учебной задачи обучающийся производит своими действиями изменения в объектах, результат – изменения в самом действующем субъекте. Примером результата изменения субъекта может быть овладение способом проверки проверяемых безударных гласных в корне слова.
Решение учебных задач формируют у обучающихся умения анализировать, рассуждать, самостоятельно изучать новый материал, фиксировать результат в виде схемы, модели, текста. Обучающиеся приобретают опыт творческого мышления, чувствуют радость познания. Завершается решение каждой учебной задачи фазой самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности. Учебная задача имеет определенную структуру:
1) целеполагающая часть, которая способствует мотивации, постановке цели и планированию;
2) содержательная часть, состоящая из условия в виде различной информации и вопроса, связанного с определенными учебными действиями;
3) критерии оценки, которые мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения задания.
Приведем пример учебной задачи в виде игровой ситуации на уроке окружающего мира по теме «Что у нас под ногами?». Учебная задача предлагается методистами издательства «Просвещения». Содержательная часть: Мудрая Черепаха решила познакомить Муравья Вопросика со своей коллекцией камней. Но Муравьишка не захотел знакомиться с коллекцией камней. Он сказал: «Зачем изучать камни, это неинтересно, все камни одинаковые и от них нет никакой пользы». Мудрая Черепаха просит помочь переубедить Муравья Вопросика, доказать ему, что все камни разные, что люди широко используют их, можно узнать о камнях много занимательного и интересного. Целеполагающая часть: переубедить Муравья Вопросика, доказать ему, что все камни разные, их интересно изучать. Критерии оценки: мотивация – желание помочь Черепахе, заинтересовать Муравьишку; эталон выполнения – знать название некоторых камней и их использование человеком.
При разработке учебных задач необходимо учитывать, что задача должна:
1) затрагивать интересы обучающихся;
2) иметь эмоциональную окраску (содержать занимательные примеры, опыты, парадоксы);
3) обеспечивать коммуникацию обучающихся;
4) соответствовать учебным и возрастным возможностям младших школьников;
5) находиться в зоне ближайшего развития обучающихся.
Для достижения требуемых образовательных результатов при изучении темы, раздела, необходимо конструировать не отдельные учебные задачи, а систему учебных задач. Система учебных задач должна обеспечивать достижение не только ближайших целей (например, конкретного урока), но и всего курса.
Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы в процессе ее решения, формировались искомые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные). Для составления учебных заданий предлагаем воспользоваться конструктором по формированию универсальных учебных действий (см. приложение).
Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам примерной рабочей программы:
∙ предметные образовательные результаты;
∙ метапредметные образовательные результаты;
∙ личностные образовательные результаты;
∙ тематическое планирование (в части – основные виды деятельности обучающихся).
При постановке учебных задач необходимо учитывать следующие условия:
1. Необходимо создание учебной ситуации, в которой обучающийся обнаруживает недостаточность своих знаний для решения возникшей задачи. 2. С помощью схем, моделей, наглядных пособий следует зафиксировать интерес учащихся к учебной задаче.
3. Важно осуществить переход от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Приложение
Конструктор учебных заданий по формированию универсальных учебных познавательных действий
Формирование базовых логических действий
∙ выявите существенные признаки объектов (явлений);
∙ охарактеризуйте существенные признаки объектов (явлений);
∙ установите существенный признак классификации;
∙ установите основание для обобщения и сравнения;
∙ выявите закономерности и противоречия в фактах, данных и наблюдениях;
∙ предложите критерии для выявления закономерностей и противоречий;
∙ выявите дефициты информации, необходимой для решения поставленной задачи;
∙ выявите причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
∙ сделайте выводы на основе умозаключений; сформулируйте гипотезы о взаимосвязях;
∙ выберите способ решения учебной задач.
Формирование базовых исследовательских действий
∙ сформулируйте проблемный вопрос, направленный на поиск ответа;
∙ сформулируйте вопрос, фиксирующий противоречие между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта;
∙ сформулируйте гипотезу, истинность которой можно проверить в ходе исследования;
∙ составьте план проведения исследования;
∙ проведите несложное исследование (эксперимент) по установлению особенностей объекта изучения;
∙ оцените достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
∙ сформулируйте выводы по результатам проведенного исследования (эксперимента);
∙ спрогнозируйте возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Формирование умений работы с информацией
∙ примените различные методы (инструменты, запросы) при поиске искомой информации;
∙ выберите (проанализируйте, систематизируйте, интерпретируйте) информацию различных видов и форм представления;
∙ найдите аргументы (подтверждающие/ опровергающие идею, версию) в различных информационных источниках;
∙ выберите оптимальную форму представления информации;
∙ проиллюстрируйте решаемые задач схемами, диаграммами;
∙ оцените надежность информации по критериям;
∙ сформулируйте критерии для оценки надежности информации.
Конструктор учебных заданий по формированию универсальных учебных коммуникативных действий
Формирование умения общаться
∙ сформулируйте суждение в соответствии с целями и условиями общения;
∙ выразите устно (письменно) свою точку зрения;
∙ проведите переговоры;
∙ распознайте, какие эмоции выражает собеседник;
∙ распознайте предпосылки конфликтных ситуаций;
∙ сформулируйте свои возражения собеседнику в корректной форме;
∙ задайте вопросы по существу обсуждаемой темы;
∙ выскажите идеи, нацеленные на решение задач;
∙ сопоставьте свои суждения с суждениями других участников диалога;
∙ публично представьте результаты выполненной работы;
∙ выберите формат выступления, учитывая особенности аудитории. Формирование умения осуществлять совместную деятельность
∙ обоснуйте необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
∙ спланируйте организацию совместной работы, распределите роли, обсудите процесс и результат совместной работы;
∙ проявите готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
∙ оцените качество своего вклада в решение общей задачи по критериям;
∙ сравните результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов.
Конструктор учебных заданий по формированию универсальных учебных регулятивных действий
Формирование умения самоорганизации
∙ выявите проблему, возникающую при решении жизненных/учебных ситуаций;
∙ выберите способ решения учебной задачи с учетом ресурсов и собственных возможностей;
∙ составьте и аргументируйте алгоритм решения учебной задачи. Формирование умения самоконтроля
∙ дайте оценку ситуации и предложите план ее изменения;
∙ адаптируйте учебную задачу к новым условиям;
∙ объясните причины достижения/недостижения результатов деятельности;
∙ дайте оценку приобретенному опыту, найдите его позитивные стороны;
∙ внесите коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
∙ оцените соответствие полученного результата цели и условиям. Формирование эмоционального интеллекта
∙ выявите и проанализируйте причины собственных эмоций и эмоций другого человека;
∙ поставьте себя на место другого человека, поймите мотивы и намерения другого;
∙ регулируйте выражения отрицательных и положительных эмоций. Формирование умений принятия себя и других
∙ отнеситесь к другому человеку, его мнению осознанно;
∙ признайте свое право и право другого на ошибку;
∙ примите себя и других, не осуждая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе
В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
В статье рассмотрены результаты проведенных исследований по изучению особенностей овладения младшими школьниками регулятивным учебным действием принятия учебной задачи, цели учебной деятельности...
Решение задач. Разные подходы
Урок математики в 1 классе...
Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников
О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...
Особенности реализации системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе широко применяются на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный – системно-де...
Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе
Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении....
Разработка учебных задач на урок кубановедения, 4 класс
Моя разработка для уроков кубановедения в 4 классе....