ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ДВИЖЕНИЕ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Наталья Александровна Чернова

Актуальность. Развитие современного дополнительного образования определяет ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания стоит личность обучающегося, активизация его познавательной, поисковой и исследовательской деятельности, расширение сферы его интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одна из них - квест-технология.

Цель: познакомить детей с наукой бионикой, диапазоном исследований ученых, возможностями в техническом прогрессе; заинтересовать обучающихся изучением тайн живого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ДВИЖЕНИЕ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Чернова Наталья Александровна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара

Аннотация. Актуальность. Развитие современного дополнительного образования определяет ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания стоит личность обучающегося, активизация его познавательной, поисковой и исследовательской деятельности, расширение сферы его интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одна из них - квест-технология.

Цель: познакомить детей с наукой бионикой, диапазоном исследований ученых, возможностями в техническом прогрессе; заинтересовать обучающихся изучением тайн живого.

Ключевые слова: квест, игра, экология, бионика, дополнительное образование, биология, техника.

Развитие современного дополнительного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность обучающегося, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности учащегося, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одной из таких технологий является квест-технология [1].

Квест - игровой жанр компьютерных и салонных игр, связанный с выполнением заданий, решением головоломок [2].

Выражаясь простыми словами, квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо [3].

Первые квесты появились в Японии в 2007 году, затем стали открываться в США, перекочевали в Европу и в 2013 году добрались до России. Они были максимально простыми и нацеленными только на поиск спрятанных ключей от навешенных повсюду замков. Такие квесты были простыми в прохождении. О логичности заданий речи даже не шло. Вскоре в квестах стали появляться логические задачки, это вызвало новую волну интереса и пошло, поехало. Квесты стали быстро развиваться. Это мощная встряска для мозгов квесты на большое количество людей или наоборот на одного-двух человек. Меняется и тайминг квеста и сам формат. Эмоции от прохождения квеста, как правило, очень сильные [4].

Некоторые считают, что это всего лишь развлечение, приятное времяпрепровождение. И напрасно: формат игры – это еще и инструмент познания нового, утрачиваемый при взрослении. Доказано, что мозг создает новые нейронные связи с каждым новым действием, но зрелый человек производит их все меньше, ограничиваясь «привычным набором» – в отличие от ребенка [3].

При применении данной технологии, обучающиеся также проходят полный цикл мотивации к учебной и познавательной деятельности, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет обучающимся не только исследовать, развивать логическое и критическое мышление, но и осознанно строить новые концепции в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость [1].

Позитивные стороны использования квестов в образовании:

- избавление от ощущения повседневной рутины;

- шанс испытать себя в нетипичных обстоятельствах;

- развитие внимания, смекалки, интуиции;

- возможность провести время без мобильного телефона и гаджетов;

- анализировать ситуацию в целом и совершенствование способности замечать мелкие детали;

- оттачивание умения работать в команде, вырабатывая совместные решения и добиваясь общей цели [3].

Экологический квест «Природа знает лучше»

Целевая аудитория – обучающиеся 10 – 14 лет

Цель: познакомить детей с наукой бионикой, показать диапазон исследовательской деятельности ученых и возможности науки по решению сложных задач технического прогресса; заинтересовать обучающихся изучением тайн живого.

Задачи:

воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

воспитывать бережное отношение к природе;

обучающие: развитие познавательного интереса к предметам естественно - научного цикла; включение обучающихся в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков по бионике;

развивающие: развивать аналитическое мышление, умения выделять существенные признаки, умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;

развитие личностных свойств – коммуникативности, самостоятельности, ответственности, активности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога.

– Характерной чертой современной науки является интенсивное взаимопроникновение идей, теоретических подходов и методов, присущих разным дисциплинам. Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований.

Например, все знают, что стрекоза способна зависать в воздухе, передвигаться в боковом направлении или резко подаваться назад. Причем все маневры она проделывает на большой скорости. Однако мало кому известно, что подъемная сила стрекозы втрое больше, чем у современного самолета. Используя особенности аэродинамики стрекозы, ученые полагают, что можно значительно повысить эффективность и безопасность летательных аппаратов. Самолеты, разработанные с учетом способностей стрекоз, смогут совершать более крутые развороты и будут менее восприимчивы к порывам ветра, которые, к сожалению, еще бывают причиной аварий.

Союз биологии, техники и математики позволяет надеяться, что наука проникнет туда, куда не проникал еще никто, и увидит то, чего не видел еще никто. Эта наука называется бионика. Она родилась в 1960 году.

Бионика - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками - электроникой, навигацией, связью, морским делом и др.

Бионика - наука об использовании в технике знаний о конструкции, принципе и технологическом процессе живого организма.

Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи. Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы.

У бионики есть символ: скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла, объединяющий их.

На доске прикреплены картинки и высказывания великих людей о бионике, а также записаны четыре закона Коммонера, один из которых «Природа знает лучше». Именно его дети должны собрать из букв, которые написаны на обратной стороне карточек с картинками. Но дети не знают, какой именно закон они должны составить из букв. Они придут к этому, выполняя последовательно шаги квеста.

Педагог раздает детям картинки (карточки) с изображением различных предметов - изобретений человека и картинки с изображением их природных прототипов. (Например: Парашют – паутина. Стебель лианы – веревка. Акваланг – водяной жук.).

На обратной стороне каждой картинки крупным шрифтом написаны буквы, образующие фразу «Природа знает лучше» (закон Коммонера). Причем буква на карточке с изображением изобретений человека красного цвета, а там, где изображен объект живой природы, буква зеленого цвета.

Шаг 1. Первое задание обучающимся: встать в одну линию тем, кому достались картинки с изображением изобретений человека, а напротив них, в другую линию, тех, кому достались картинки с изображением объектов живой природы.

Шаг 2. Второе задание обучающимся: найти свою пару, то есть того, у кого картинка с природным прототипом данного изобретения.

Шаг 3. После того, как все пары определены, педагог дает третье задание: собрать из букв фразу, которая подтвердит слова великого Цицерона: «Нет ничего более изобретательного, чем природа». Фраза даст ответ на вопрос: Почему это выражение верно?

Шаг 4. Педагог дает пояснения: буквы каждой пары картинок стоят в зашифрованном выражении рядом, причем первой всегда в каждой паре идет буква зеленого цвета. Дети должны встать в пары и на первом месте встает тот, у кого буква зеленого цвета.

Шаг 5. Педагог дает пояснения: всем нужно встать в одну линию, чтобы по парам букв можно было прочитать один из законов Коммонера. Обучающиеся, общаясь, все вместе выстраиваются в одну линию, составляя из пар букв выражение «Природа знает лучше».

Рефлексия.

Педагог говорит обучающимся, какие они молодцы, отлично справились с задачей и предлагает мысленно проанализировать мероприятие и ответить на вопрос: Узнал ли ты сегодня что-то новое и интересное. Если ответ «Да», то нужно сделать шаг вперед, при ответе «Нет» нужно сделать шаг назад. Педагог сразу оценивает, для какой части детей мероприятие оказалось более полезным и поучительным, делает выводы.

Обобщая все вышесказанное, педагог произносит слова: «Природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей!» и предлагает детям подумать над вопросами:

- Все ли тайны природы раскрыты?

- Какими естественными изобретениями оснащены животные и растения?

-        Смог ли человек воспользоваться ими при создании искусственных устройств?

А также обучающимся предлагается написать эссе на тему «Природа знает лучше». Педагог благодарит детей за хорошую совместную работу и назначает дату сдачи эссе.

Список литературы и источников:

  1. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-kvest-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-3469674.html
  2. https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82
  3. https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kvest-chto-ehto-takoe.html
  4. https://xn--80atcmh.xn--p1ai/chto_takoe_kvest

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологический квест "Заповеди природы"

Цель игры: обратить внимание учащихся на места для сохранения дикой природы - заповедники, дать возможность детям проявиьть ,себя в качестве защитника природы, подумать о вреде, наносимом человеком пр...

Экологический квест «Знатоки природы» для детей и родителей старшей группы

Экологическийквест«Знатоки природы»для детей и родителейстаршей группы...

Положение и сценарий игры "Экологический квест" для 1-2 классов

         Игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций.Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

экологический квест

экологический квест на основе пособия "Экосити 2018"...

экологический квест

Квест - путешествие для учащихся начальных классов, направлен на экологическое воспитание. Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе. Задачи: - формировать...