Методики и дидактический материал
учебно-методический материал (2 класс)

Наталья Ивановна Спиглазова

методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

        Методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностика пространственных представлений ребенка».

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения________________ возраст_________ОУ_________________ класс___________

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле

Инструкция: Закрой глаза и скажи, что у тебя находится

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

Что выше: голова или плечи

а) Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами  

б) Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем психолога – 

в) Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей собственным пальцем – 

г) Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо психолога или вертикально расположенное изображение лица – .

д) Выполняет задание, глядя в зеркало – 2б.

е) Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо – 

ж) Ребенок не выполнил задание – 0 б

Что ниже: глаза или нос

С боку от носа

Над глазами

Под носом

Над носом

Надо лбом

Под губами

Что находится между глазами и ртом

Какая часть тела находится над шеей

Какая часть тела находится под шеей

Какая часть тела находится под коленом

Что находится между коленом и стопой

Всего баллов

Инструкция: Покажи..

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

Какой рукой ты кушаешь, пишешь, рисуешь? назвать ее

а) Ребенок различает правые и левые части тела - 

б) Ребенок различает правые и левые части тела, но ему нужно время для ответа - 

в) Ребенок испытывает трудности определения правых и левых частей тела, помощь заключается в озвучивании сторонности части тела в начале опроса - 2б.

г) Ребенок не различает правые и левые части тела даже после озвучивания их взрослым – 

Показать левую/правую руку

Правую ногу

Левый глаз

Правое ухо

Левую ногу

Показать левой рукой правый глаз

Правой рукой показать левое ухо

Части тела у человека, сидящего напротив

Правую руку

Левый глаз

Левую ногу

Правое ухо

Всего баллов

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу)

Оборудование: книга (тетрадь), ручка, карандаш

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

Покажи, какой предмет находится справа от тебя

а) Ребенок различает право и лево в пространстве - 

б) Ребенок различает правые и левые части тела, но ему нужно время для ответа - 

в) Ребенок испытывает трудности определения «право»-«лево», помощь заключается в озвучивании направления - 2б.

г) Ребенок не различает понятия «право – лево» даже после озвучивания их взрослым - 

Покажи, какой предмет находится слева от тебя

Что находится впереди тебя

Что находится сзади тебя

Положи книгу справа от себя

Положи карандаш слева от себя

Положи ручку перед собой

(предметы должны быть справа или слева)

Где находится шкаф

Где находится окно

Где находится дверь

Всего баллов

Третий уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов

Уровень вербализации пространственных представлений

Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней карандашом/ручкой. Эти предметы называются.  (лист 35 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.Мили коробка и карандаш)

Инструкция.  Вот видишь, карандаш находится НА коробке. 

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой)? 

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос -

б) Ребенок испытывает трудности вербализации взаиморасположения объектов, помощь заключается в просьбе составить предложение с указанием объектов и их расположения -2б. (Скажи, где карандаш?)

г) Ребенок не выполняет задание - 

А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой)?

А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается МЕЖДУ ребенком и коробкой)?

А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается СПРАВА или СЛЕВА от коробки)?

А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ЗА коробкой (по отношению к ребенку).)?

Всего баллов

лист 34 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

Понимание предлогов

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 

б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в озвучивании направления в относительно тела ребенка - 2б.

г) Ребенок не выполняет задание 

Скажи, что ближе всего

Скажи, что дальше всего

Что перед квадратом

Что за квадратом

Что впереди круга

Что сзади круга

Употребление  предлогов

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос -

б) Ребенок испытывает трудности в вербализации взаиморасположения объектов, помощь заключается в просьбе составить предложение с указанием объектов и их расположения - 2б. (Вот крест, где круг?)

г) Ребенок не выполняет задание - 

Скажи, где находится круг по отношению к квадрату

Где находится ромб по отношению к кресту

Где находится квадрат по отношению к кругу и ромбу

Где расположен крест по отношению к остальным фигурам

Где расположен ромб по отношению к остальным фигурам

Всего баллов

лист 33 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

Понимание предлогов

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 

б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в определении понимания предлога - 2б.

г) Ребенок не выполняет задание - 

Что расположено выше треугольника

Что расположено ниже треугольника

Что расположено над звездой

Что расположено под звездой

Какая фигура расположена в верхнем ряду

Что расположено ближе к кресту

Что расположено дальше от креста

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 

б) Ребенок испытывает трудности в вербализации взаиморасположения объектов, помощь заключается в просьбе составить предложение с указанием объектов и их расположения - 2б. (Вот круг, где ромб?

г) Ребенок не выполняет задание - 

Употребление предлогов

Где находится ромб по отношению к кругу

Где находится ромб по отношению к треугольнику

Где находится круг по отношению к ромбу

Где находится звезда

Всего баллов

Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка) (данные задания даются ребенку с 7 лет)

лист 37 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Инструкция: Покажи, где…

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

перед ящиком бочонок

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 

б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в повторении задания - 2б. (четкое проговаривание предлога и окончаний)

г) Ребенок не выполняет задание - 

под бочонком ящик

в ящике бочонок

ящик на бочонке

перед бочонком ящик

Всего баллов

лист 38,42,43 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Инструкция: Покажи, где…

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

дочкина мама

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 

б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в повторении задания - 2б. (четкое проговаривание предлога и окончаний)

г) Ребенок не выполняет задание - 

мамина дочка

хозяин коровы

корова хозяина

Скатерть накрыта клеенкой

Мальчик спасен девочкой

Мужчина обижен женщиной

Перед грузовиком трактор

Книгой накрыта газета

Всего баллов

лист 44 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

1. Перед тем как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 

б) Ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в повторении задания - 

г) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в предоставлении бумаги и карандаша для решения задачи - 2б.

д) Ребенок не выполняет задание - 1б

2. Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?

3. Что длиннее - час или сутки?

4. Что короче - день или секунда?

5. Что длится меньше - перемена или урок?

6. Какое время года бывает перед осенью?

7. Какой день недели бывает перед средой?

8. После какого дня недели наступает пятница?

9. Какой месяц является первым месяцем зимы?

10. Какой месяц является последним месяцем весны?

Всего баллов

лист 45 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Вопрос

Отметка о выполнении

1. Маша старше Юли, кто из девочек младше?

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос - 

б) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в повторении задания - 

г) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в предоставлении бумаги и карандаша для решения задачи - 2б.

д) Ребенок не выполняет задание - 

2. Сережа выше Юры, кто из мальчиков ниже?

3. Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?

4. В корзине яблок  меньше, чем в ведре. Где яблок больше?

5. Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?

6. Я взял книгу у девочкиной мамы. У кого я взял книгу?

7. Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?

8. Мужчина обижен женщиной. Кто кого обидел?

9. На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?

10. Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым?

Всего баллов

лист 46 диагностического альбома Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Вопрос

Отметка о выполнении

Уровень выполнения

1. Сколько половинок может быть у яблока (конфеты, мандарина)? (вопрос задается с 6 лет)

а) Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос (правильна логика пополнения задания) - 

б) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в повторении задания - 

г) Ребенок испытывает трудности в понимании задания, помощь заключается в предоставлении бумаги и карандаша для решения задачи - 2б.

д) Ребенок не выполняет задание - 

2а. В корзине было 4 яблока, это на 3 яблока меньше, чем их было в ведре. Сколько яблок было в ведре?

2б. В корзине было 24 яблока, это на 13 яблок меньше, чем в ведре. Сколько яблок было в ведре?

За. На двух полках было 18 книг. На одной полке на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?

3б. На двух полках было 18 книг. На одной полке в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?

4. Арбуз и еще половина точно такого же арбуза весят вместе 9 кг. Сколько весит один арбуз?

5. Длина свечи 15 см. Тень от свечи длиннее свечи на 45 см. Во сколько раз тень длиннее свечи?

6. Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет сейчас отцу?

Всего баллов



Предварительный просмотр:

        ИГРА «ПОКАТАЙ ИГРУШКИ НА КАЧЕЛЯХ!»

Оборудование: один набор игрушек - мишка и ежик; второй - зайка и белка.

Ход занятия. Педагог говорит ребенку: «Вот эти игрушки хотят кататься на качелях: давай их рассмотрим внимательно, какие они». Дает ему в руки по очереди игрушки до парам так, чтобы ребенок мог сравнить их по весу. Затем педагог спрашивает ребенка: «Кто же будет кататься на качелях?» Ребенку дается возможность самому выбрать пару игрушек и посадить их на качели. Если он выбирает неправильно, ему дают возможность самому убедиться, кого с кем можно сажать на качели, т.е. выбрать пару игрушек, которых можно посадить на качели. В конце игры педагог уточняет: «Почему ты выбрал эту пару игрушек для качелей?» Он помогает ребенку понять, что для качелей надо подбирать пару игрушек, близких по весу.

ИГРА «ЗАКРОЙ ЯЩИК!»

Оборудование: игрушка-зайка, ящичек.

Ход занятия. Педагог дает ребенку маленькую игрушку-зайку и предлагает ему придумать загадку и загадать ее своему сверстнику, который скоро должен войти в учебную комнату. Чтобы сверстник не увидел зайку, его надо спрятать в ящик. Незаметно для ребенка педагог заранее вставляет в пазы, в которые задвигается крышка ящичка, палочку, мешающую закрыть его. Ребенок, пытаясь закрыть ящик, сталкивается с тем, что крышка не задвигается. Он должен осознать, что ему что-то мешает, и найти причину помехи, а затем устранить ее.

Примечание. Определение причины нарушения привычного хода явления уже есть элемент логического мышления, хотя и проявляется в практическом плане. Постепенно педагог доводит до сознания детей последовательность действий в определенной ситуации.

Важно подчеркнуть, что в процесс решения проблемных практических задач поэтапно должна включаться речь ребенка. На начальном этапе речь педагога помогает ребенку действовать целенаправленно по отношению к заданию, дает ему возможность осознавать собственные действия. Затем ребенок должен сделать отчет о своих действиях. В случае затруднения организуется наблюдение ребенка за действиями своего

сверстника, а затем он составляет рассказ о последовательных действиях сверстника. В дальнейшем ребенок рассказывает о своих предстоящих действиях в решении наглядно-практической задачи, т.е. у него формируются элементы планирующей речи.

Таким образом, развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка, необходимо активно формировать основные функции его речи. Такой подход позволяет сформировать взаимосвязь между действием и словом, подготовить предпосылки для развития наглядно-образного мышления, так как слово помогает детям закрепить опыт действия, а затем и обобщить способ этого действия, что способствует формированию полноценных образов- представлений.

Глава II

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Раздел 1

Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках

У ребенка дошкольного возраста появляется возможность решать наглядно-образные задачи благодаря сформированным к этому времени: представлениям о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей; умению анализировать задачу; зрительной ориентировке в условиях практических проблемных задач; основным функциям речи - фиксирующей, сопровождающей, планирующей. Все это формируется у проблемных детей благодаря целенаправленной коррекционной работе по развитию восприятия и наглядно-действенного мышления.

В методике по развитию наглядно-образного мышления детей важное место занимает формирование тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

В процессе формирования наглядно-образного мышления иепользуются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление на фланелеграфе сюжета соответственно прочитанному тексту; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др.

мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. После организации практической ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - банка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Около стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

ЗАДАНИЕ «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. Недалеко стоит мальчик и смотрит на птичку (см. рис. 6).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку. Педагог объясняет: «Птичка хочет пить. Мальчик не знает, как ее напоить. Расскажи мальчику, как это сделать». В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и поднести к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентрировать его внимание на целостном восприятии ситуации: «Давай рассмотрим, что здесь нарисовано». Педагог жестом указывает на птичку, потом на тесемки, тарелочку и говорит: «Подумай, как можно приблизить птичку к тарелочке? А теперь расскажи мальчику, как надо достать птичку».

Серия 1

Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению

На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуация мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт.

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На полу, на ковре, сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу ручками (рис. 12).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи

ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - банка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Около стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

ЗАДАНИЕ «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. Недалеко стоит мальчик и смотрит на птичку (см. рис. 6).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку. Педагог объясняет: «Птичка хочет пить. Мальчик не знает, как ее напоить. Расскажи мальчику, как это сделать». В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и поднести к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентрировать его внимание на целостном восприятии ситуации: «Давай рассмотрим, что здесь нарисовано». Педагог жестом указывает на птичку, потом на тесемки, тарелочку и говорит: «Подумай, как можно приблизить птичку к тарелочке? А теперь расскажи мальчику, как надо достать птичку». 

ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один - цветущий, другой - увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой (рис. 13).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

Примечание. Прием наблюдения за реальными действиями сверстника помогает ребенку узнать в изображенной ситуации реальную, только что им наблюдаемую, а следовательно, осуществить перенос с предметных действий на действия с образами-представлениями.

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ ШАРИК!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой стоит высокий шкаф, на нем - воздушный шарик с веревочкой. Девочка стоит на ковре и смотрит на шарик. Недалеко находятся две скамейки - высокая и низкая (рис. 14).

Рис. 14

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что там изображено. Затем просят: «Помоги девочке, расскажи ей, как достать шарик». В случае затруднения педагог помогает ребенку рассмотреть и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. В этих целях педагог задает ему следующие вопросы: «Как ты думаешь, что хочет девочка? А где находится шарик? А какой шкаф? Девочка какого роста? Что поможет девочке достать шарик? Какую скамейку ей надо взять? Куда эту скамейку надо поставить? А что потом девочке надо сделать, чтобы достать шарик? Теперь расскажи девочке все по порядку, как достать шарик».

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Оборудование; сюжетная картинка: в комнате стоит мальчик, в руках у него игрушка, напротив, на гвоздике, высоко висит ключик. Недалеко от мальчика стоят две лавки -большая и маленькая (рис. 15).

Рис. 15

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать ключик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик».

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ ДОСТАТЬ ИГРУШКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка - в комнате стоит мальчик, в руках у него ключик, напротив, на гвоздике, высоко висит прозрачный пакетик с машинкой. В углу, далеко от мальчика, стоят два стула - большой и маленький (рис. 16).

Ход занятия. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и говорит: «Мальчик хочет поиграть с машинкой, завести ее, но не знает, как ее достать. Подскажи мальчику, как достать машинку». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: « Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать машинку? Почему ему надо взять большой стул? Куда он его поставит? А потом что он будет делать?» Если подсказки не помогают ребенку, воспитатель использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушки, когда они находились высоко. А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы он достал машинку».

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ ДЕТЯМ УКРАСИТЬ ЗАЛ!»

Оборудование: сюжетная картинка: в детском саду, в зале, воспитатель держит много шаров в руках и смотрит вверх, на высокую планку. Около воспитателя стоят дети, у них в руках по одному шарику, они тоже смотрят вверх на планку. Вдали стоят две скамейки - высокая и низкая (рис. 17).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Скоро праздник, воспитатель и дети хотят украсить зал, повесить воздушные шары. Их надо укрепить на планке. Но воспитатель и дети не знают, как это надо сделать. Расскажи им, как укрепить шары на планке».

В случае затруднения педагог задает вопросы: «Какого роста воспитатель? А где находится планка? Может ли воспитатель повесить шар, стоя на полу? А что ему может помочь? А какую скамейку он возьмет? А дети как будут вешать шарики? Почему им нужна высокая скамейка?» Если это не помогает ребенку, используется прием припоминания: «Вспомни, как ты вешал шарики в зале? А теперь расскажи все по порядку, что надо сделать воспитателю и детям, чтобы повесить шарики?»

ЗАДАНИЕ «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»

Оборудование: сюжетная картинка: в комнате, на ковре сидит задумчивый мальчик, а перед ним стоит паровоз и три вагончика с кубиками, отдельно друг от друга. У паровозика и вагончиков видны сцепления (колечки), недалеко■ находятся винтики, которыми надо укрепить эти сцепления. Рядом с ними лежат предметы, имитирующие орудия труда - молоток, гаечный ключ, отвертка (рис. 18).

Рис. 18

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать мальчику, как присоединить вагончики между собой и присоединить к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.

ЗАДАНИЕ «КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»

Оборудование: сюжетная картинка: две девочки, одна из которых сидит на ковре и собирает большую пирамидку, надевает колпачок на пирамидку; другая заглядывает под шкаф, туда закатился колпачок от ее пирамидки. Рядом лежат обруч, клюшка, кукла, кубик (рис. 19).

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане.

Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа.

Серия 2

Задания на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов

Здесь важно научить ребенка устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала ребенку надо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено.

ЗАДАНИЕ «В ПЕСОЧНИЦЕ»

Оборудование: сюжетная картинка: лето, около песочницы стоит девочка, рукой тянется к песку. Внизу изображены предметы: сачок, совочек, удочка, ведерко (рис. 20).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что

девочка хочет поиграть? Что ей для этого нужно? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки. Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке, чтобы делать куличики?»

ЗАДАНИЕ «ВЕСНА»

Оборудование: сюжетная картинка: весна, ряд маленьких, только что посаженных молодых саженцев. Рядом стоит мальчик с саженцем в руке. Внизу изображены предметы: топор, совочек, молоток, ножницы, лопата, палочка, пила (рис. 21).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Какое время года нарисовано? Что хочет сделать мальчик? Что ему надо взять, чтобы посадить деревце?» В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем уточняющими вопро-

сами подводит его к пониманию ситуации, изображенной на картинке: «Что весной делают с молодыми саженцами? Что мальчик хочет сделать с этим деревцем? Что надо ему сделать сначала, чтобы посадить деревце?»

ЗАДАНИЕ «РЫБОЛОВ»

Оборудование: сюжетная картинка: мальчик, задумавшись, сидит около водоема, одна рука его тянется к воде, а другая держится за голову. Около него стоит ведро. Внизу изображены предметы: палочка, палочка с веревочкой, сачок, удочка, палочка с колечком, скакалка (рис. 22).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что он хотел делать около реки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы ловить рыбу». В случае затруднения, педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем задает уточняющие и дополнительные вопросы: «Что мальчик хотел делать около реки? Зачем ему ведро? Что он забыл взять? Чем люди ловят рыбу? Расскажи мальчику, что ему надо взять для рыбалки ».

ЗАДАНИЕ «ЗИМОЙ»

Оборудование: сюжетная картинка: зимний пейзаж, мальчик в лыжном костюме с лыжными палками в руках, стоит на снегу. Внизу изображены предметы: скакалка, санки, лыжи, удочка, детская машинка, велосипед (рис. 23).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и просят помочь мальчику: «Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься». В случае затруднения ребенку указывают на предметные картинки и задают уточняющие вопросы: «Какое время года здесь изображено? Что мальчик держит в руках? Что он хотел делать? Что он забыл взять? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься по снегу».

ЗАДАНИЕ «ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»

Оборудование: сюжетная картинка: детский домик, вокруг которого мальчик пытается строить забор из колышков. Внизу изображены предметы: камень, молоток, зонтик, ножницы, гаечный ключ (рис. 24).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь мальчику: «Расскажи мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предметные картинки.

В случае затруднения педагог использует прием припоминания: «Чем удобно забивать колышки, гвозди? А чем ты забиваешь гвозди? Ты видел, чем забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить забор».

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ РЫБКАМ!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой стоит девочка и смотрит на аквариум. В аквариуме - водоросли и камешки. Недалеко от аквариума стоит банка с водой и рыбками. На столе, возле банки, лежат палочки с рабочими концами - крючком, сачком, колечком, вилкой (рис. 25).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам. Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает, как это сделать.

Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать задачу практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок рассказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.

ЗАДАНИЕ «КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, на ковре двое детей - маленький мальчик сидит около желобка и приготовился ловить шарик, а около стола стоит задумчивая девочка и смотрит на шарик в банке с водой. Недалеко от банки лежат разные предметы: палочка с крючком, сачок, палочка с колечком, вилка, ложка (рис. 26).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть ситуацию, изображенную на картинке, и рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображен-

 ную на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что хочет мальчик? Во что дети хотят поиграть? Что хочет достать девочка? Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки ». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием припоминания или наблюдения за действиями сверстников.

ЗАДАНИЕ «ДОРИСУЙ!»

Оборудование: у педагога две картинки. На одной изображены различные предметы: палочка, веревочка, полукруг, круг, веточка, треугольник. На другой - мальчик или девочка, в руке палочка или веревочка (рис. 27).

Ход занятия: Педагог показывает картинку и объяс-

 няет: «Художник нарисовал мальчика (девочку), который (которая) идет на прогулку, но он не успел дорисовать то, что у

[ него (у нее) в руках». Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, на картинке изображен мальчик с палочкой, можно сказать, что он идет на прогулку с лопаткой, цветком, шариком. Затем пред-

лагает детям нарисовать тот предмет, который забыл нарисовать художник. Каждому ребенку дают лист бумаги, на котором изображена часть предмета. Ребенок дорисовывает тот предмет, который назвал. Педагог расставляет детские рисунки на полотне рядом с изображением персонажа.

Примечание. Занятие можно проводить неоднократно, меняя картинки, на одном занятии дают 2-3 картинки. При этом можно предложить детям вначале нарисовать предмет, а потом его назвать.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В подводном мире. Дидактический материал по методике преподавания естествознания. 1 класс. Окружающий мир по программе Поглазовой О. Т.

       Рыбы тоже спали зимой.         Плотва, язь, елец, ерш и щука большими стаями зимовали в самых глубоких местах....

Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах

Здесь вы можете найти примеры разных дидактических игр для разнообразия работы на уроках маематики....

Методика изучения геометрического материала на уроках математики

Методика изучения геометрического материала на уроках математики у младших школьников....

Коммуникативные УУД (работа в "группах-вертушках" по методике Г.С.Шаталовой). Дидактический материал к уроку чтения в 3 классе по теме "Серая звёздочка" (2015-2016 уч.г.)

Дидактический материал состоит из кроссворда, карточек для работы в группах и парах по произведению "Серая звёздочка"....

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...

Дидактический материал (раздаточный материал)

Карточки с заданиями на повторение английского алфавита, буквосочетаний, новых слов....