Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности обучающихся в УДО»
методическая разработка (1 класс)
Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности обучающихся в УДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_rekomendatsii.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности обучающихся в УДО»
Цель: Повышение педагогической компетентности в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
Закрепить и расширить знание педагогов о создании предметно – развивающей среды для детского экспериментирования.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей школьного возраста, формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Обогащается память ребенка, развиваются мыслительные процессы.
Идет речевое развитие ребенка, ведь он учится делать выводы, получая результаты опытов.
Формируются умственные или интеллектуальные умения.
Осуществляется процесс становления самостоятельных навыков у детей.
Обогащается эмоциональная сфера, усложняются трудовые навыки.
Детское экспериментирование проходит при определенных педагогических условиях
Рассмотрим их кратко.
Педагог при проведении детского экспериментирования сам должен быть увлечен экспериментом, получать удовольствие не меньшее, чем у дошкольников. Это эмоционально передается всем детям, как участникам экспериментирования. Ребенок, видя положительный настрой взрослого, сам увлекается и испытывает удовольствие от опыта.
Взрослый передает инициативу детям. Очень хорошо, когда дети заинтересованы, но чтобы они сами приняли участие в проведении эксперимента их необходимо к этому подтолкнуть, показать пример, показать, что они сами могут проводить несложные опыты.
Когда дети приступают к эксперименту, нужно их поддержать, помочь осуществить замыслы. Если что-то сделано неправильно, помочь найти ошибки, исправить их, преодолеть возникающие трудности. Не нужно настаивать продолжать эксперимент, если ребенок вдруг остановил опыт, можно предложить закончить уже начатое. Детское познавательное экспериментирование нельзя продолжать, если ребенок к нему не готов, не проявляет желания им заниматься.
Запрещено устанавливать продолжительный регламент организации опыта. Дошкольник должен заниматься им с удовольствием. Если ребенок сильно заинтересовался, не разрешается прерывать эксперимент.
Конечно же, дети не могут заниматься какой-либо деятельностью молча. Они всегда разговаривают увлеченно, возможно громко. Не следует заставлять детей прекратить разговоры. Пусть они беседуют в ходе эксперимента, делятся своими впечатлениями и замыслами. Просто нужно следить, чтобы при этом дети не нарушали дисциплину.
Всегда нужно помнить о правилах безопасности во время организации эксперимента. Когда дети увлечены, они часто забывают соблюдать личную безопасность. Поэтому воспитатель обязан следить за безопасностью дошкольников, когда проводит экспериментальную деятельность дошкольников.
Мотивируя познавательное развитие детей в ДОУ через экспериментальную деятельность детей, взрослый использует необычные объекты, выдает необходимость проведения опыта как некий сюрприз или тайну. Сначала дошкольники проводят исследования в специально организованных видах деятельности при непосредственном руководстве педагога. Потом опытные материалы и оборудование становятся частью оформления группового пространства, дети постоянно их видят. У них возникает любопытство, и дошкольники начинают понемногу самостоятельно исследовать. Но есть одно требование к объектам исследования и экспериментирования. Их безопасность для жизни дошкольников. То есть это не будут острые или горячие предметы.
Этапы работы:
Изучение теоретического материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создание уголка экспериментирования (мини – лаборатории) в группе.
Создание картотеки опытов и экспериментов.
Разработка перспективного план (Рабочей программы).
Непосредственно деятельность с детьми.
Сотрудничество с родителями.
Уголок экспериментирования.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, необходимо обдуманно и продуктивно определить её зоны.
В уголке экспериментальной деятельности (мини — лаборатории) должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки (мини музей, различные коллекции, тематические выставки).
2. Место для оборудования. К оборудованию относятся:
Приборы — помощники (микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты).
Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвоздики).
Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.)
3. Место для хранения природного (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.); и «бросового» материалов (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).
4. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
5. Место для дополнительного оборудования познавательная литература (энциклопедии, атлас), дневники фиксации опытов, карточки – схемы, специальная одежда (фартуки, колпачки)
6. Место для игротеки.
7. Место для проведения опытов. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон, при демонстрации проведения эксперимента.
При оборудовании уголка, а также при организации и проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие требования:
Соответствие развивающей среды возрастному составу детей.
Доступность оборудования для проведения опытов.
Безопасность развивающей среды.
Наличие схем проведения опытов.
Наличие картотеки опытов в группе.
Наличие оборудования, изготовленного детьми и воспитателями.
Рациональность размещения зоны или уголка эксперимента.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя либо персонажа — куклы, который возможно сделан своими руками и «живёт» в уголке.
Картотека опытов и экспериментов.
Целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Содержание картотеки взаимосвязано с содержанием перспективного плана.
Перспективный план («Рабочая программа»)
Составляется в соответствии с возрастом детей и направлениями исследовательской деятельности.
Деятельность с детьми.
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в следующих формах:
специально организованное обучение;
совместная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная);
самостоятельная деятельность детей (подготовка необходимого оборудования, упражнение в приобретённых навыках, воплощение собственных замыслов).
Методы, применяемые в работе с детьми:
наглядные (наблюдения, распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; наблюдения за изменением и преобразованием объектов; показ способов действия; рассматривание объектов, предметов, карт — схем);
словесные (объяснения, указания, пояснения, подсказки, советы, поисковые вопросы, провоцирующие рассуждения детей, словесная оценка результатов, анализ, формулирование гипотез и выводов);
проблемного обучения (учить находить решения на поставленные перед детьми задачи);
практические (обследование предметов, материалов, опыты, эксперименты, фокусы, игры).
Приёмы, обеспечивающие познавательную активность детей:
проблемные ситуации;
игры – эксперименты;
занимательные эксперименты, фокусы.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;
опыты с объектами неживой природы;
эксперименты, объектом которых является человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
2. По месту проведения опытов:
в групповой комнате;
на участке и в лесу т. п.
3. По количеству детей:
индивидуальные (1—4 ребенка);
групповые (5—10 детей);
коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
случайные, которые специальной подготовки не требуют;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические (проводимые от случая к случаю);
систематические.
6. По продолжительности:
кратковременные (от 5 до 15 минут);
длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
однократные;
многократные, или циклические.
8. По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
9. По месту в цикле:
первичные;
повторные;
заключительные и итоговые.
10. По характеру познавательной деятельности детей:
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат).
11. По способу применения в аудитории:
Демонстрационные — показывает воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:
Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).
Тайна, сюрприз.
Мотив помощи.
Познавательный момент (почему так?).
Последовательность детского экспериментирования
Проблемная ситуация.
Целеполагание — процесс выявления и постановки целей
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия-экспериментирования:
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Фиксирование результатов. (Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
составление рассказов (оформление книги); изготовление аппликаций в виде коллажа.)
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль воспитателя в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:
Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. Не сдерживайте инициативы детей.
Избегайте прямых инструкций ребенку. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.
Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.
Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.
Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.
Формы работы с родителями:
ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности (родительские собрания, анкетирование);
ознакомление родителей с методами и формами работы по данной программе (консультации, буклеты, памятки, книжки – раскладушки, информационный стенд, рекомендации);
популяризация исследовательской активности ребенка (фотовыставки, открытый показ совместной деятельности, видео и фотоматериалы);
организация сотрудничества с родителями (привлечение родителей к созданию и пополнению коллекций, семейные проекты, «домашние задания» по созданию домашних лабораторий, проведению экспериментов в домашних условиях, акции, создание альбома «Экспериментируем дома»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация экспериментальной деятельности, как средство повышения речевой активности у детей с ЗПР
Опыт работы по экспериментальной деятельности с детьми с ЗПР....
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
Методическая рекомендация: «Организация деятельности кружка художественно-эстетического направления «Художественная лепка как способ познания мира»
Представляю вашему вниманию проект организации деятельности кружка «Художественная лепка, как способ познания окружающего мира». Основная линия программы, декоративно-прикладно...
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных общественных организаций
Освященны вопросы и проблемы деятельности молодежных общественных организаций. Материал представлен в краткой и лаконичной форме на основе письма Минобразования России " Методические рекоме...
Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"
В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности само...
Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста"
Для формирования полноценной учебной деятельности и содержательной мотивации необходимо строить ее особым образом, выделяя структурные компоненты и раскрывая содержание каждого из них....
Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...