Доклад по теме «Современные требования к качеству урока - ориентиры на обновление содержания образования».
материал
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. (В. А. Сухомлинский )
Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
Доклад по теме:
«Современные требования к качеству урока - ориентиры на обновление содержания образования».
Подготовила:
Зезюлина Надежда Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Доклад по теме:
«Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление содержания образования».
Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. (В. А. Сухомлинский )
Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Мы все понимаем, что урок не может не меняться.
Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. Актуальный [деятельный] , означает важный, существенный для настоящего времени. А еще действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут :
-Анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
-Отличаться мобильностью;
-Быть способны к сотрудничеству;
-Обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель, к которому предъявляются следующие требования:
1.во-первых, это профессионал, который
•демонстрирует универсальные и предметные способы действий
•инициирует действия учащихся
•консультирует и корректирует их действия
•находит способы включения в работу каждого ученика
•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
В чем же новизна современного урока в условиях компетентностно-ориентированного образования?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку?
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности
А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.
Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.
Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным.
Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».
Начало урока может быть таким:
Учитель вошел в класс, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:
— Сегодня урок будет необычный, — и добавил: — у нас сегодня будет очень интересный урок. Я сейчас каждому раздам листочки бумаги, на которых в конце урока поставите оценку мне, себе и самому уроку. Итак, мы начинаем…
ИЛИ - Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:
— Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что-то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта.
БЫВАЕТ И ТАК – Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил ему, кто-то — нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня…
Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.
Приведенное ниже описание деятельности учителя позволяет выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.
1.Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
2.Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).
3.Осознанность цели работы и ответственность за результат.
4.Реализация индивидуальных интересов учащихся.
5.Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
6.Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
7.Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).
8.Демонстрация учителем компетентного поведения.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Учителю всегда нужно помнить о своей миссии-формировать целостное мышление ученика.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Задача учителя - создание в классе развивающей среды.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Урок различают по его типу:
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Каждый учитель должен активнее и эффективнее использовать современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе, многие из которых опираются на системно-деятельностный подход, что является основой ФГОС, в частности — метод проектов;
Метод проектов хорошо прижился в школе. Проектов проходит много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.
Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”. С.И. Гессен.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам..
Структура технологической карты включает:
- название темы;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- основные понятия темы;
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
Преимущества технологической карты:
- Использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- Освобождается время для творчества учителя;
- Обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- Обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- Учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- Используются эффективные методы работы с информацией;
- Организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
В заключении.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- современный урок развивает у детей креативное мышление.
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные требования к качеству образования (материал для родительского собрания).
Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие "образование" рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее - только часть образования и...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
Современные требования к качеству урока. Ориентиры на обновления содержания образования.
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Урок должен быть насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них должна вызывать у учащихся ...
Доклад по теме:"Современные требования к планированию уроков СБО".
Социально-бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку детей к жизни....
Доклад "Современные требования к качеству урока"
Выступление на МО...
Современные требования к качеству урока в начальной школе в контексте обновлённых ФГОС 2021
31 мая 2021 года приняты обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – Стандарты) начального и основного общего образования....