Сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Первая ступень в образовании школьника – это начальная школа, которая является важнейшим этапом в формировании и развитие личности. И прежде всего такой личности, которая сможет самостоятельно и успешно овладевать знаниями, навыками и компетенциями. В Концепции содержания общего образования мы видим, что только через формирование универсальных учебных действий идет развитие личности. ФГОС НОО включает коммуникативные действия в метапредметные результаты обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sushchnost_ponyatiya_kommunikativnye_universalnye_uchebnye_deystviya.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия
Первая ступень в образовании школьника – это начальная школа, которая является важнейшим этапом в формировании и развитие личности. И прежде всего такой личности, которая сможет самостоятельно и успешно овладевать знаниями, навыками и компетенциями. В Концепции содержания общего образования мы видим, что только через формирование универсальных учебных действий идет развитие личности. ФГОС НОО включает коммуникативные действия в метапредметные результаты обучения. Обратимся к словам Герберта Спенсера: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Отсюда и возникает проблема как у младшего школьника развивать коммуникативные УУД. Как научиться вступать в диалог с учителем, одноклассниками, убрать тревожность в беседе, в отстаивании своей позиции, особенно если твоя точка зрения отличается от других. При этом важно правильно формулировать свои мысли, следить за речевыми оборотами, уметь слушать и слышать своих собеседников. Проблемами взаимодействия между людьми, правильной организацией речевой деятельности занимались Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. По их мнению, вся работа с межличностными отношениями может быть только в системе, коммуникативная деятельность выступает не просто для формирования отдельных психических процессов, но и личности в целом .
Прежде чем говорить о развитии и формировании коммуникативных УУД у младших школьников, хотелось бы уточнить такие понятия как «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
Слово «общение» происходит от лат.соттипis, означающее общество, община, общий. Значит, чтобы научиться понимать друг друга, обмениваться информацией, надо правильно контактировать в этом обществе. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.
Как и любому виду деятельности, общению надо учить. Такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев рассматривают понятия «общение» и «коммуникации» близкие. Таким образом, коммуникативные умения подразумевают использования средств и приемов, которые лежат в основе коммуникации и общения в целом.
С.Л. Рубинштейн подразумевал под коммуникацией процесс, в котором происходит контакт между людьми, основанный на совместной деятельности, где происходит обмен информацией, работа над общей стратегией взаимодействия, умением понимать и принимать другую позицию. Коммуникация считается не состоявшейся, если не было достигнуто взаимопонимание, не было обратной связи, и понимания со стороны собеседника.
Чтобы научить младшего школьника строить грамотно свою речь, обсуждать и комментировать высказывания членов коллектива, воспринимать любую информацию, отличающуюся от своей собственной позиции необходимо создать условия для формирования коммуникативных умений. Рассмотрим несколько классификаций коммуникативных умений. А.В. Мудрик выделяет следующие коммуникативные умения: умение ориентироваться в партнерах, понимать их настроение, характер; умение разбираться в ситуации общения, следовать правилам, учиться устанавливать контакты; деятельностное сотрудничество, целеполагание, планирование, анализ достигнутого.
Б. Ломов выделяет целые группы коммуникативных умений: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.
Обратим также внимание на классификацию, предложенную А.А. Вахрушевым: 1) межличностная коммуникация: передача рациональной и эмоциональной информации; 2) межличностное взаимодействие: способность к установлению обратной связи; 3) межличностное восприятие: умение воспринимать позицию собеседника, слышать его.
Р.В. Овчарова, Е.А. Киянченко выделяют три группы умений: 1) гностические: умения, которые основываются на понимании партнера; 2) экспрессивные: умения сочувствовать, сопереживать; 3) интеракционные: умения влиять на партнеров, вступать в контакт с группой сверстников.
Оценить уровень развития коммуникативных умений достаточно сложно. Учитель должен опираться и на возрастные психологические особенности, и ориентироваться на Федеральный государственный стандарт, где прописаны «Планируемые результаты начального общего образования», в котором универсальным учебным действиям, в том числе коммуникативным, отводится одна из главных позиций, ведь умения формируются и совершенствуются в деятельности.
Сейчас наряду с понятием «коммуникативные умения», более принятым в психологии. В педагогической и методической литературе используется термин «коммуникативные универсальные учебные действия» (КУУД). Данный термин был введен в употребление после введения ФГОС НОО и описывает одну из групп метапредметных планируемых результатов. Анализируя данное понятие важно отметить, что универсальные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить цели, искать и использовать необходимые способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; данные действия создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечивают усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области.
Характеристика универсальных учебных действий (УУД) дается в нескольких документах, поэтому задача учителя, прежде всего, заключается в том, чтобы определить практические способы формирования разных групп УУД в рамках конкретного предмета.
Более подробно остановимся на коммуникативных универсальных действиях. Как считает группа авторов «Концепции развития универсальных учебных действий» А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов, коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и слышать собеседника; в обсуждении проблем принимать активное участие; непосредственно интегрироваться в группу сверстников и взаимодействовать с ними, а также сотрудничать со взрослыми.
К видам коммуникативных действий относят умения:
- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
- Правильно ставить вопросы;
- Сотрудничать в поиске и сборе информации;
- Умение находить способы разрешения конфликтов;
- Оценивать, корректировать и контролировать действия партнеров;
- Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- Владеть монологической и диалогической речью.
Обратим внимание на три направления развития коммуникативных универсальных действий. Все они непосредственно связаны между собой. Это: коммуникация как интеракция (взаимодействие), коммуникация как кооперация (сотрудничество), коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно – речевые действия). Проанализируем каждую группу.
Приходя в школу, ребенок ориентируется только на свою точку зрения, ему трудно понять, что бывают и другие позиции, не всегда совпадающие с его собственной. Возрастные особенности откладывают отпечаток на его мышление и восприятие картины мира. Детский эгоцентризм искажает понимание ребенком взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Невозможно сразу младшего школьника избавить от эгоцентризма. Этот процесс будет достаточно долгий. Значит задача школы, учителя помочь сформировать и развить коммуникативные действия, которые будут направлены на учет позиции собеседника или партнера по деятельности. Это и будет первое направление, коммуникация как взаимодействие. Учащиеся будут учиться ориентироваться на свое мнение в том или ином вопросе, и понимать, и принимать позицию людей, которые их окружают. Они будут погружаться в условия уважительного отношения к иным точкам зрения.
Следующая группа КУУД – действия направленные на кооперацию, сотрудничество. Под сотрудничеством понимается осуществление совместной деятельности, где путем общих усилий, согласованности достигается поставленная цель. Еще будучи дошкольниками, дети способны участвовать в коллективных заданиях, в совместных играх. Они владеют простейшими умениями договариваться между собой, иногда просто подчиняясь более авторитетному сверстнику. Не настаивают на своем мнении, чтобы избежать дружеского разлада. В возрасте младшего школьника уже более осознанно происходит становление дружеских контактов. Дети более активно включаются в учебное сотрудничество, особенно если их интересы совпадают. Учащиеся начинают помогать друг другу. Не просто договариваются между собой для решения общей проблемы, или уступают по принципу кто сильнее тот и прав, но и начинают не бояться высказаться. Приводят аргументы, убеждают. Учатся правильной организации совместной деятельности. В условиях совместной работы правильно распределяют начальные действия и связанные с ними операции. Обмениваются способами действий для получения продукта совместной деятельности. Приходят к взаимопониманию со всеми участниками, вовлеченными в совместную работу. Планируют общие способы работы. Благодаря этапу рефлексии анализируют свои собственные действия по отношению к содержанию совместной работы.
И заключает коммуникативные универсальные действия группа, где коммуникация выступает как условие интериоризации. Это коммуникативно – речевые действия, которые служат средством передачи информации другим людям. Вступая в пору младшего школьного возраста, ребенок уже обладает минимальными речевыми умениями, строит предложения, умеет задавать вопросы, отображает в речи существенные признаки. Но ему необходимо создать условия для того, чтобы в совместной деятельности он мог не просто совершенствовать свои речевые навыки, а научиться выделять и отображать при помощи коммуникативно – речевых действий существенные ориентиры для собеседников.
Исходя из вышеизложенного, обратимся к групповой работе на уроках, чтобы проанализировать и обосновать её влияние на развитие и формирование КУУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные действия обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в ...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...
Понятие об универсальных учебных действиях
Презентация призвана помочь учителю в освоении ФГОС...
Понятие «регулятивные универсальные учебные действия»
Современная начальная школа переживает качественно новый этап в своем развитии, который связан с кардинальным изменением приоритетов обучения в начальной школе: на первое место выдвигается задача не ф...