Классификация методов обучения
статья
Классификация методов обучения по источнику получения знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности, на основе целостного подхода к процессу обучения и основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и учащегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_metodov_obucheniya.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения (греч.«путь к чему-либо») – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач, является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения.
Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.
Метод обучения зависит:
- от цели урока;
- от этапа урока;
- от содержания обучения;
- от наличия учебных пособий;
- от личности учителя;
Функции методов, приемов и средств обучения:
- Обучающая;
- Мотивационная;
- Развивающая;
- Воспитательная;
- Организационная
Классификация методов обучения:
АВТОР | ПРИЗНАК | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ |
Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Петровский, Д.О.Лордкипанидзе | по источнику получения знаний | словесные; наглядные; практические. |
М.А.Данилов, Б.П.Есипов | по дидактическим целям | методы сообщения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки ЗУН. |
И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин | по характеру познавательной деятельности | объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский. |
Ю.К.Бабанский | на основе целостного подхода к процессу обучения | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. |
М.И.Махмутов | сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося | методы преподавателя; методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый). |
Классификация по источнику получения знаний.
- Словесные методы обучения:
Применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
1. РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.
Ведущая функция – обучающая. Занимать 10-15 минут.
Педагогические требования:
- Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:
- С целью изложения нового материала.
- С целью обобщения.
- С целью закрепления материала.
- С целью подготовки к восприятию материала.
- Содержать только достоверные и научно проверенные факты.
- Быть эмоциональнее.
- Иметь четкую логику изложений.
- Излагаться простым и доступным языком.
- Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.
Структура:
- Начало.
- Развитие событий.
- Кульминационный момент.
- Финальная часть.
- Широкое использование наглядности.
2. БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.
Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
- Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
- В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.
- Вопросы не должны содержать ответа.
- Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.
- Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.
- Не ставить длинные или двойные вопросы.
- Не должно быть «подсказывающих» вопросов.
- Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.
Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
- Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.
- Последовательное изложение материала.
- Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):
- Элементы беседы.
- Показ приемов работы, порядка действий.
- Проверка качества усвоения материала.
4. ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
5. ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
6. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
- Конспектирование.
- Составление плана текста.
- Тезирование.
- Цитирование.
- Аннотирование.
- Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).
- Составление базовых понятий по теме, разделу.
- Составление матрицы идей различных авторов.
Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.
Педагогические требования:
- Отбирать посильный для учащихся труд.
- Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.
- Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.
- Работа с учебником не должна занимать в начальной школе 10-15 минут.
- Факторы, определяющие эффективность:
- Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное.
- Умение выделять главное в изучаемом материале.
- Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.
7. ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.
II. Наглядные методы обучения:
способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Цель:
Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.
Развитие наблюдательности.
Изучение конкретных свойств предметов.
Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность:
• Естественная (гербарий,минеральные камни).
• Рисунковая.
• Объемная.
• Звуковая (аудиозаписи).
• Графическая
1. НАБЛЮДЕНИЕ:
- Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.
- Наблюдение в классе.
Задачи:
- Развить интерес к окружающей жизни.
- Научить анализировать природные и социальные явления.
Педагогические требования:
- Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).
- Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.
- Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).
2. ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.
Педагогические требования:
- Наглядность применять в меру.
- Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.
- Должна соответствовать возрасту.
- Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
- Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
- В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.
- При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.
3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.
Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.
4. ВИДЕОМЕТОД
III. Практические методы обучения.
Назначение: формирование умений и навыков.
1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
- Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
- Письменные: закрепление знаний, их применение.
- Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.
- Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.
В зависимости от учащихся:
- Воспроизводящие.
- Тренировочные.
- ворческие.
Педагогические требования:
- Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.
- Знание правил выполнения действий.
- Системность проведения упражнения.
- Учет достигнутых результатов.
Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.
2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.
Могут проводиться:
- В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.
- В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.
В начальной школе игры по правилам.
Функции:
- Активизирует познавательные процессы.
- Воспитывает интерес и внимание детей.
- Развивает способности.
- Учит действовать детей по правилам.
- Закрепляет знания и умения.
- Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.
Элементы дидактической игры:
- Игровая ситуация.
- Упражнение.
- Приём.
Компоненты дидактической игры:
- Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.
- Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.
- Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.
Классификация методов обучения по типу,
характеру познавательной деятельности.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД
Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.
Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД
Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют — решают сходные задачи, работают по образцу, составляют планы, работают по инструкции. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проблемное обучение рассматривается как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами.
Учебная проблемная ситуация характеризуется:
а) типом противоречия, выявляемого преподавателем совместно с учащимися;
б) наличием известных способов решения подобных проблем;
в) дефицитом новых данных или теоретических знаний;
г) возможностями обучаемых при выполнении поставленного задания.
Разделяют две тактики построения проблемной ситуации:
а) «от знаний к проблеме». Движение к проблеме от предметного содержания знания («потребление» готовых достижений науки) недостаточно способствует выработке у студентов умений и навыков самостоятельного научного поиска;
б) «от проблемы к знаниям». Движение от субъективного опыта аудитории, включаемого в логику решения научной проблемы, побуждая искать пути и средства ее решения, целенаправленно формирует активного субъекта познавательной деятельности.
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД.
Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик.
Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги часто порознь, усилиями разных учеников. Каждый из шагов или большинство их требуют проявления каких-то черт творческой деятельности, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.
Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения
Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
- логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
- гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов относятся:
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения включает две группы методов:
- - методы преподавания (информационпо-сообщающие, объяснительные, инструктивно-практические, объясни- тельно-побуждающие, побуждающие);
- - методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично поисковые, поисковые).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
Классификация методов и форм обучения - таблица.
Анализ урока математике в специальной коррекционной школе 8 вида - выбор методов и форм обучения....
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы качества образовательных технологий. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на...
Классификация методов воспитания
материал предназначенный для родителей...
Классификация методов по Ананьеву Б.Г.
Методы психологического исследования – специально разработанные инструменты для изучения психического.В основу классификации психологических методов положены разные критерии: цели исследования, ...
Классификация методов обучения русскому языку
Метод обучения рассматривается как способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на достижение целей образования, воспитания и развития ...
Классификации методов обучения и методов воспитания
В статье приведены наиболее распространенные классификации методов обучения, принятые в педагогической практике настоящего времени....