Классификация методов по Ананьеву Б.Г.
презентация к уроку

Хрычева Ольга Николаевна

Методы психологического исследования – специально разработанные инструменты для изучения психического.

В основу классификации психологических методов положены разные критерии: цели исследования, преобладание количественного и качественного анализа, этапов исследования и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 111.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПО АНАНЬЕВУ Б.Г. Хрычева Ольга Николаевна

Слайд 2

Методы психологического исследования – специально разработанные инструменты для изучения психического. В основу классификации психологических методов положены разные критерии: цели исследования, преобладание количественного и качественного анализа, этапов исследования и т.д.

Слайд 3

С точки зрения Б. Г. Ананьева , методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Слайд 4

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - советский психолог. Создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др. Окончил Горский пединститут (1928). Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).

Слайд 5

Ананьев Б.Г. считал, что индивидуальность складывается на основы взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Слайд 6

«Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens, как индивид, как человечество в его историческом существовании и личность как субъект, индивидуальность»,- отмечал Б.Г. Ананьев, подчёркивая сложность проблемной ситуации, сложившейся в человекознании к середине 70-ых г.

Слайд 7

Классификация методов психологического исследования Данная классификация была опубликована в 1977 году в монографии Б.Г.Ананьева �О проблемах современного человекознания�. В основу классификации была положена структурная организация психологического исследования, отражающая состояние психологии 50-70-х годов и не утратившая, на мой взгляд, актуальность и в настоящее время. Классификация включает в себя различные методы, необходимые для подготовки и проведения исследования, которые объединены в четыре группы.

Слайд 8

Классификация методов психологического исследования по этапам научного исследования (Ананьев Б.Г.) Группа методов Методы психологических исследований Организационные методы Сравнительный, лонгитюдный, комплексный Эмпирические методы Экспериментальные методы, психодиагностические методы, праксиметрические методы, обсервационные методы; биографические методы; моделирование Метод анализа (обработки данных) Количественный анализ; качественный анализ Интерпретационные методы Генетические методы; структурные методы

Слайд 9

Организационные методы: сравнительный метод – состоит в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых. лонгитюдный метод – когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет. комплексный метод – когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

Слайд 10

Эмпирические методы: экспериментальные методы ; психодиагностические методы ; праксиметрические методы ; обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение); биографические методы (анализ фактов дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств); моделирование (математическое, кибернетическое моделирование) Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов.

Слайд 11

Экспериментальные методы подразделяются на: полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному; лабораторный эксперимент - применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов; неестественный эксперимент - эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует; естественный эксперимент , в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия; формирующий или психолого-педагогический эксперимент.

Слайд 12

Психодиагностические методы подразделяются на: стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики; анкеты - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы; вопросники ; социометрия - метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе; интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.; беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Слайд 13

Праксиметрический методы подразделяются: оценка выборов и работ ; хронометрия - это «измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов». ; циклография - то метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек на перемещающихся частях его тела.; профессиография - метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях: систематизации профессий и специальностей; разработки системы требований (психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям;

Слайд 14

Интерпретационные методы: генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития. структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация. Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

Слайд 15

Методы анализа (методы обработки данных): методы количественного анализа – здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования. методы качественного анализа – дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

Слайд 17

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования – от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация методов и форм обучения - таблица.

Анализ урока  математике в специальной коррекционной школе 8 вида -  выбор методов и форм обучения....

методы классификации и их использование на уроках русского языка

Развитие мышления связано с развитием наблюдательности.Необходимо научить ребенка видеть предмет,слово,языковое явление во всем его многообразии...

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы качества образовательных технологий. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на...

Классификация методов воспитания

материал предназначенный для родителей...

Классификация методов обучения русскому языку

Метод обучения рассматривается как способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на достижение целей образования, воспитания и развития ...

Классификации методов обучения и методов воспитания

В статье приведены наиболее распространенные классификации методов обучения, принятые в педагогической практике настоящего времени....

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения по источнику получения знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности, на основе целостного подхода к процессу обучения и основанная на с...