Классификация методов по Ананьеву Б.Г.
презентация к уроку
Методы психологического исследования – специально разработанные инструменты для изучения психического.
В основу классификации психологических методов положены разные критерии: цели исследования, преобладание количественного и качественного анализа, этапов исследования и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы психологического исследования – специально разработанные инструменты для изучения психического. В основу классификации психологических методов положены разные критерии: цели исследования, преобладание количественного и качественного анализа, этапов исследования и т.д.
С точки зрения Б. Г. Ананьева , методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - советский психолог. Создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др. Окончил Горский пединститут (1928). Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).
Ананьев Б.Г. считал, что индивидуальность складывается на основы взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.
«Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens, как индивид, как человечество в его историческом существовании и личность как субъект, индивидуальность»,- отмечал Б.Г. Ананьев, подчёркивая сложность проблемной ситуации, сложившейся в человекознании к середине 70-ых г.
Классификация методов психологического исследования Данная классификация была опубликована в 1977 году в монографии Б.Г.Ананьева �О проблемах современного человекознания�. В основу классификации была положена структурная организация психологического исследования, отражающая состояние психологии 50-70-х годов и не утратившая, на мой взгляд, актуальность и в настоящее время. Классификация включает в себя различные методы, необходимые для подготовки и проведения исследования, которые объединены в четыре группы.
Классификация методов психологического исследования по этапам научного исследования (Ананьев Б.Г.) Группа методов Методы психологических исследований Организационные методы Сравнительный, лонгитюдный, комплексный Эмпирические методы Экспериментальные методы, психодиагностические методы, праксиметрические методы, обсервационные методы; биографические методы; моделирование Метод анализа (обработки данных) Количественный анализ; качественный анализ Интерпретационные методы Генетические методы; структурные методы
Организационные методы: сравнительный метод – состоит в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых. лонгитюдный метод – когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет. комплексный метод – когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
Эмпирические методы: экспериментальные методы ; психодиагностические методы ; праксиметрические методы ; обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение); биографические методы (анализ фактов дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств); моделирование (математическое, кибернетическое моделирование) Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов.
Экспериментальные методы подразделяются на: полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному; лабораторный эксперимент - применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов; неестественный эксперимент - эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует; естественный эксперимент , в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия; формирующий или психолого-педагогический эксперимент.
Психодиагностические методы подразделяются на: стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики; анкеты - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы; вопросники ; социометрия - метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе; интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.; беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Праксиметрический методы подразделяются: оценка выборов и работ ; хронометрия - это «измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов». ; циклография - то метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек на перемещающихся частях его тела.; профессиография - метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях: систематизации профессий и специальностей; разработки системы требований (психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям;
Интерпретационные методы: генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития. структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация. Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.
Методы анализа (методы обработки данных): методы количественного анализа – здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования. методы качественного анализа – дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования – от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация методов и форм обучения - таблица.
Анализ урока математике в специальной коррекционной школе 8 вида - выбор методов и форм обучения....
методы классификации и их использование на уроках русского языка
Развитие мышления связано с развитием наблюдательности.Необходимо научить ребенка видеть предмет,слово,языковое явление во всем его многообразии...
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы качества образовательных технологий. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на...
Классификация методов воспитания
материал предназначенный для родителей...
Классификация методов обучения русскому языку
Метод обучения рассматривается как способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на достижение целей образования, воспитания и развития ...
Классификации методов обучения и методов воспитания
В статье приведены наиболее распространенные классификации методов обучения, принятые в педагогической практике настоящего времени....
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения по источнику получения знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности, на основе целостного подхода к процессу обучения и основанная на с...