Внеурочное занятие для3-4 класса "Что изучает экология?"
методическая разработка (4 класс)

Персикова Галина Сергеевна

ВВодное занятие из цикла внеурочных занятий по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия на тему:

Что изучает экология?

Цель: сформировать понятие об экологии как науке о взаимоотношениях в окружающем мире; создать обстановку заинтересованного изучения учащимися экологии.

Планируемые результаты:

- познакомить учащихся с понятием «экология»

- учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

- формирование положительного отношения и интереса к изучению природы;

- формирование способности к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя; формирование потребности выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;

- формирование экологических знаний и навыков, потребность в их расширении.

Оборудование:

- глобус;

- фотография земли из космоса;

 - мультимедийный проектор;

- экран для мультимедийного проектора;

- конверты с раздаточным материалом;

- карточки с названиями растений и животных.

- бумажный цветок-ромашка с заданиями.

Ход занятия:

Организационный момент (мотивационная часть).

 (звучит тихая музыка).

Учитель (держит в руках глобус):

Я обнял глобус – шар земной,

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

- Здравствуйте ребята! Вместе со мной вы сегодня узнаете: что изучает наука «экология», кто такой «эколог», что нужно знать и уметь, чтобы стать настоящим экологом-исследователем. Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по знаниям об этой науке. Ну что, начинаем!

Изучение нового материала (основная часть).

Учитель: - Ребята, как называется вещь, которую я держу в руках? (Глобус.)

Учитель: - Да, это глобус – модель нашей планеты земля. А теперь я покажу вам фотографию земли из космоса. (на экране проектора появляется фото Земли).

Учитель: - Скажите, а какого цвета наша планета? (Ответы детей).

Учитель: - Да, на глобусе и на фотографии нашей планеты мы видим, что наша Земля сине-зелёного цвета. Но ученые, сравнивая первые цветные снимки планеты и современные, заметили, что зеленого цвета стало меньше, а больше стали присутствовать жёлтый и коричневый цвета. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Учитель: - Давайте посмотрим небольшой видеоролик и потом вместе его обсудим.

Просмотр видео ролика «Истинная красота природы» (https://yandex.ru/video/preview/17027958795907296855).

Совместное обсуждение.

Учитель: - Ребята, а вы знаете, что такое «экология»? (Ответы детей). Термин «экология» в нашем XXI веке очень часто употребляется в средствах массовой информации. А что это за наука «экология»? Чем она занимается? (Ответы детей)

Учитель: - На самом деле, экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Термин «экология», введенный в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем – сочетание двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука, учение. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. А о какой «дом» имел ввиду Эрнст Геккель, давая название новой науке? (ответы детей)

Учитель: - Дом – это окружающая нас природа. Для одних организмов дом – это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, для других – широкое пространство материков и океанов. Мы с вами тоже жители этого дома. А знаете ли вы наших «соседей»? Сейчас мы это узнаем из ваших ответов на вопросы ромашки. (учащиеся отрывают лепестки ромашки, отвечают на вопросы)

- Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. Растение лекарственное. (Мать-и-мачеха)

- Есть на реках лесорубы, в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочие плотины. (Бобры)

- Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в своё жилище. (Верба)

- Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)

- Птица, барабанную дробь которой весной хорошо слышно в Подмосковных лесах. (дятел)

Учитель: - Итак, мы выяснили, что экология – это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов между собой и окружающей их средой. А как живые организмы могут взаимодействовать между собой? (Ответы детей). Один из видов взаимодействия живых организмов – это цепи питания. Как вы думаете, что это за цепи? (Ответы детей).

Учитель: - Да, цепь питания — это связь между организмами, где одни живые существа становятся пищей для других. А теперь следующее задание: у вас на столах лежат конверты с карточками. Попробуйте из данных карточек составить цепи питания. Всего должно получиться четыре цепи питания.

Работа в группах.

Сосна - жук-короед - дятел

водоросли – карась – щука

яблоня – яблоневая тля – божья коровка

рожь – мышь - змея

Учитель: - Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено. (Ответы детей).

Учитель: - Еще сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.

Учитель: - А что произойдет, если убить всех волков? (Ответы детей).

В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5-10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.

Учитель: - Но в природе не существует таких простых цепей питания, как мы с вами составили. На самом деле, в природе существуют сети питания или пищевые сети. Давайте попробуем вместе составить одну из таких пищевых сетей.

Совместное составление на доске сети питания из карточек с названиями растений и животных.

сова                                                                             лисица

                                              уж                                 ёж

                 синица           лягушка                             паук

белка      бабочка           слизень                             жук-короед

                                                       дуб

Закрепление изученного (заключение).

Учитель: - Конечно, мы предпочитаем жить в красивом и чистом «доме» - нашей природе. А от нас может зависеть благополучие нашей природы? (Ответы учащихся: да, может).

Учитель: - Человек может выступать в роли созидателя. При этом он сажает деревья, убирает бытовые отходы, не загрязняет окружающую среду. Большую помощь в данной работе оказывают экологи.

Учитель: - Сегодня на занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к науке экологии, и попробовали почувствовать себя юными исследователями природы. А насколько вы меня внимательно слушали, я узнаю, благодаря викторине.

(Учащиеся отвечают на вопросы)

Вопросы викторины:

1. С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка.)

2. На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

3. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

4. Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (Крот.)

 

5. За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

6. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке

Потому, что до темна

В норке прячется она. (Мышь.)

7. Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом,

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)

 

8. С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

9. Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка.)

 

10. Что за чудо? Вот так чудо:

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

11. Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети,

Кто расставил сети? (Паук.)

Учитель:

Посмотри мой новый друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы воздух и листва.

Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса,

Человек и время года -

Это все вокруг природа.

О, как природа-мать

Терпима и добра, но, чтоб её лихая

Участь не постигла, давайте сохраним

На стрежнях – осетра, касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте–ка мы все на век объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся.

Учитель: - Спасибо вам за внимание, до скорых встреч на занятиях "Юные экологи".



Предварительный просмотр:

ДУБ

(кора, древесина, листья, цветы, жёлудь)

БАБОЧКА

СЛИЗЕНЬ

ЖУК-КОРОЕД

БЕЛКА

ПАУК

ЧЁРНЫЙ ДРОЗД

ЁЖИК

ЛЯГУШКА

УЖ

ЛИСИЦА

СОВА

СИНИЦА

сосна

жук-короед

дятел

водоросли

карась

щука

яблоня

яблоневая тля

божья коровка

рожь

мышь

змея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"

Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»Тема занятия:  « Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

«Лента педагогических практик "Изучаем региональную и локальную историю"» Внеурочное занятие по изучению региональной и локальной истории. Суворов город мой

Внеурочное занятие о родном городе.Урок прошёл с увлечением « Всё дорого в тебе, Кругом родные лица- Знакомые, соседи и друзья, За всё, что есть, и что не повторится, Тебе, мой город, благодарна...