Внеурочное занятие для3-4 класса "Что изучает экология?"
методическая разработка (4 класс)
ВВодное занятие из цикла внеурочных занятий по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 37.34 КБ |
Приложение_Дидактический материал | 13.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия на тему:
Что изучает экология?
Цель: сформировать понятие об экологии как науке о взаимоотношениях в окружающем мире; создать обстановку заинтересованного изучения учащимися экологии.
Планируемые результаты:
- познакомить учащихся с понятием «экология»
- учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.
- формирование положительного отношения и интереса к изучению природы;
- формирование способности к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя; формирование потребности выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
- формирование экологических знаний и навыков, потребность в их расширении.
Оборудование:
- глобус;
- фотография земли из космоса;
- мультимедийный проектор;
- экран для мультимедийного проектора;
- конверты с раздаточным материалом;
- карточки с названиями растений и животных.
- бумажный цветок-ромашка с заданиями.
Ход занятия:
Организационный момент (мотивационная часть).
(звучит тихая музыка).
Учитель (держит в руках глобус):
Я обнял глобус – шар земной,
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
- Здравствуйте ребята! Вместе со мной вы сегодня узнаете: что изучает наука «экология», кто такой «эколог», что нужно знать и уметь, чтобы стать настоящим экологом-исследователем. Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по знаниям об этой науке. Ну что, начинаем!
Изучение нового материала (основная часть).
Учитель: - Ребята, как называется вещь, которую я держу в руках? (Глобус.)
Учитель: - Да, это глобус – модель нашей планеты земля. А теперь я покажу вам фотографию земли из космоса. (на экране проектора появляется фото Земли).
Учитель: - Скажите, а какого цвета наша планета? (Ответы детей).
Учитель: - Да, на глобусе и на фотографии нашей планеты мы видим, что наша Земля сине-зелёного цвета. Но ученые, сравнивая первые цветные снимки планеты и современные, заметили, что зеленого цвета стало меньше, а больше стали присутствовать жёлтый и коричневый цвета. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Учитель: - Давайте посмотрим небольшой видеоролик и потом вместе его обсудим.
Просмотр видео ролика «Истинная красота природы» (https://yandex.ru/video/preview/17027958795907296855).
Совместное обсуждение.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, что такое «экология»? (Ответы детей). Термин «экология» в нашем XXI веке очень часто употребляется в средствах массовой информации. А что это за наука «экология»? Чем она занимается? (Ответы детей)
Учитель: - На самом деле, экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Термин «экология», введенный в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем – сочетание двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука, учение. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. А о какой «дом» имел ввиду Эрнст Геккель, давая название новой науке? (ответы детей)
Учитель: - Дом – это окружающая нас природа. Для одних организмов дом – это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, для других – широкое пространство материков и океанов. Мы с вами тоже жители этого дома. А знаете ли вы наших «соседей»? Сейчас мы это узнаем из ваших ответов на вопросы ромашки. (учащиеся отрывают лепестки ромашки, отвечают на вопросы)
- Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. Растение лекарственное. (Мать-и-мачеха)
- Есть на реках лесорубы, в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочие плотины. (Бобры)
- Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в своё жилище. (Верба)
- Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)
- Птица, барабанную дробь которой весной хорошо слышно в Подмосковных лесах. (дятел)
Учитель: - Итак, мы выяснили, что экология – это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов между собой и окружающей их средой. А как живые организмы могут взаимодействовать между собой? (Ответы детей). Один из видов взаимодействия живых организмов – это цепи питания. Как вы думаете, что это за цепи? (Ответы детей).
Учитель: - Да, цепь питания — это связь между организмами, где одни живые существа становятся пищей для других. А теперь следующее задание: у вас на столах лежат конверты с карточками. Попробуйте из данных карточек составить цепи питания. Всего должно получиться четыре цепи питания.
Работа в группах.
Сосна - жук-короед - дятел
водоросли – карась – щука
яблоня – яблоневая тля – божья коровка
рожь – мышь - змея
Учитель: - Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено. (Ответы детей).
Учитель: - Еще сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.
Учитель: - А что произойдет, если убить всех волков? (Ответы детей).
В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5-10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.
Учитель: - Но в природе не существует таких простых цепей питания, как мы с вами составили. На самом деле, в природе существуют сети питания или пищевые сети. Давайте попробуем вместе составить одну из таких пищевых сетей.
Совместное составление на доске сети питания из карточек с названиями растений и животных.
сова лисица
уж ёж
синица лягушка паук
белка бабочка слизень жук-короед
дуб
Закрепление изученного (заключение).
Учитель: - Конечно, мы предпочитаем жить в красивом и чистом «доме» - нашей природе. А от нас может зависеть благополучие нашей природы? (Ответы учащихся: да, может).
Учитель: - Человек может выступать в роли созидателя. При этом он сажает деревья, убирает бытовые отходы, не загрязняет окружающую среду. Большую помощь в данной работе оказывают экологи.
Учитель: - Сегодня на занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к науке экологии, и попробовали почувствовать себя юными исследователями природы. А насколько вы меня внимательно слушали, я узнаю, благодаря викторине.
(Учащиеся отвечают на вопросы)
Вопросы викторины:
1. С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка.)
2. На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
3. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
4. Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (Крот.)
5. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
6. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке
Потому, что до темна
В норке прячется она. (Мышь.)
7. Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом,
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)
8. С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
9. Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка.)
10. Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
11. Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети,
Кто расставил сети? (Паук.)
Учитель:
Посмотри мой новый друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.
О, как природа-мать
Терпима и добра, но, чтоб её лихая
Участь не постигла, давайте сохраним
На стрежнях – осетра, касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте–ка мы все на век объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся.
Учитель: - Спасибо вам за внимание, до скорых встреч на занятиях "Юные экологи".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"
Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»
План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»Тема занятия: « Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»....
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
«Лента педагогических практик "Изучаем региональную и локальную историю"» Внеурочное занятие по изучению региональной и локальной истории. Суворов город мой
Внеурочное занятие о родном городе.Урок прошёл с увлечением « Всё дорого в тебе, Кругом родные лица- Знакомые, соседи и друзья, За всё, что есть, и что не повторится, Тебе, мой город, благодарна...