Статья
статья
Применение современных цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
Автор: Яркова Елена Валентиновна
МОУ Подосинковская СОШ, Дмитровский г. о, Московская область.
Основная часть:
Процесс компьютеризации современного общества обуславливает необходимость использования информационных и компьютерных технологий в школьном образовании. Внедрение информационных технологий в работу учителей начальной школы способствует достижению главной цели модернизации образования: повышению качества образования, расширению доступа к образованию и обеспечению гармоничного развития личности. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся средних школ не только модернизирует учебный процесс, но и повышает его эффективность.
В современных условиях именно этот инструмент обучения является залогом эффективности учебного процесса и самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Урок в начальной школе должен быть ярким, образным, эмоциональным и, прежде всего, продуктивным.
Современное образование - это сочетание традиционных методов обучения, информационных и компьютерных технологий. Внедрение информационных технологий в процесс обучения младших школьников обеспечивает доступ к широкому спектру информационных ресурсов и помогает обогатить содержание обучения, делая его логичным и исследовательским.
Современные информационные технологии предлагают огромные возможности для развития образовательного процесса. Как отметил К. Д. Ушинский, "природа детей требует наглядности". Сегодня это уже не только схемы, таблицы и картинки, но и электронные образовательные ресурсы. Использование компьютеров в учебной и внеклассной деятельности младших школьников является одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации к обучению и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в классе. Экспериментально доказано, что при устном изложении материала ученик может воспринимать и обрабатывать до 1 000 договорных единиц информации в минуту, а при "подключении" органов зрения - до 100 000 единиц информации в минуту.
У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно сосредоточенным и интенсивным, когда им интересно, когда учебный материал яркий, образный и вызывает у детей положительные эмоции. В современных условиях вместо магнитов и кнопок, рисунков на картоне, мела на доске, появляется изображение на экране - медиапрезентация.
Медиапрезентации облегчают запоминание материала учащимися и делают урок более интересным и динамичным. Использование мультимедийных технологий развивает у учащихся наглядно-образное мышление, а возможность моделировать объекты и явления повышает познавательную активность и мотивацию к обучению. Эффективность процесса обучения повышается благодаря одновременному изложению преподавателем материала и очень наглядной демонстрации вводного материала. Активное использование информационных технологий в классе делает урок увлекательным и интересным, позволяет использовать нетрадиционные формы обучения и вовлекает ученика в сотрудничество. На разных этапах урока проводится исследование на основе информации на экране.
Использование ИКТ на самых разных уроках в начальной школе позволяет перейти от описательного и иллюстративного обучения к деятельности, в которой ребенок становится активным участником процесса обучения. Таким образом, очевидно, что эффективность использования медиа в классе при обучении очень высока. Медиа-урок предполагает использование мультимедийных средств: использование компьютера и мультимедийного проектора для показа компьютерных презентаций PowerPoint. [1]
Представление текста, графики, аудиовизуальной информации и анимации одновременно повышает качество учебной информации и успешность обучения. Эффективность компьютеризации в образовании зависит как от качества используемых педагогических инструментов, так и от их рационального и разумного применения в образовательном процессе. Можно выделить три аспекта компьютеризации образования в начальной школе:
-как объект обучения;
-как средства организации учебного процесса;
-как средства обучения. [7]
Перед учителем начальной школы стоит очень важная задача - заложить фундамент знаний, на котором будет строиться все образование ребенка. Это накладывает на учителя большую ответственность. Учителя должны не только обучать чтению, письму и арифметике, но и закладывать основы духовности ребенка, развивать его лучшие качества и учить учиться. Важно научить ребенка работать с информацией и учиться.
Процесс обучения в начальной школе должен укреплять познавательные способности учеников, способствовать успешному обучению, воспитывать желание учиться и поощрять самостоятельное стремление к знаниям.
Теперь у учителя есть возможность сделать урок более живым и интересным. Использование информационных технологий в учебном процессе является одним из способов повысить учебную мотивацию, способствовать развитию творческой личности ребенка, помочь реализации основных потребностей в общении, образовании, самореализации. Фраза академика А. П. Семенова "Научить человека жить в мире знаний - важнейшая задача современной школы" должна стать принципом работы каждого учителя.
В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах урока.
Эти технологии я использую:
1. Помощь учащимся при формулировке темы урока.
2. Объяснение нового материала. Используют презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты.
3. Закрепление изученного материала. Стараются направить деятельность ученика на поиск, осознание, умение применять новые знания. Учитель руководит самостоятельной деятельностью учащихся, оказывает им нужную помощь и поддержку.
4. Использование компьютерных тестов повышает эффективность учебного процесса и улучшает познавательную деятельность учащихся. Тесты могут быть в виде карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетрадь.
С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:
- сделать учебный процесс более содержательным и интересным для детей;
-сделать учебную информацию для учеников более понятной за счет привлечения зрительных образов;
-повысить качество обучения, желания учиться;
-сделать урок наглядным, динамичным. [4]
Использование компьютерных тестов и игр в классе позволяет учителю за короткий промежуток времени получить объективную картину уровня обученности и своевременно внести коррективы. Уроки с использованием ИКТ помогают стимулировать процесс обучения и повышают мотивацию.
На уроках русского языка можно использовать компьютер для выполнения широкого спектра учебных упражнений, чтобы улучшить свои навыки правописания и заинтересовать учеников. Подходит для совершенствования языка и словарного запаса учащихся.
Использование компьютеров на уроках математики может помочь решить проблему отсутствия мобильной видимости, поскольку дети работают на мониторе под руководством учителя, решая геометрические фигуры, анализируя отношения, решая задачи и учась считать.
Применение ИКТ на уроках окружающего мира, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства.
Использование тестов не только поможет сэкономить время учителя, но и позволит учащимся самим оценить свои знания и способности. Тесты - это задания, состоящие из серии вопросов и нескольких вариантов ответа на них, чтобы выбрать правильный в каждом конкретном случае.
С их помощью можно:
- проверять большой объем знаний небольшими частями;
- быстро диагностировать усвоение материала большим количеством учащихся. [2]
ИКТ помогают интенсифицировать (передавать большие объемы учебной информации) процесс преподавания и обучения на всех уровнях, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества учебного процесса с помощью средств ИКТ;
- предоставление стимулов (раздражителей) для стимулирования когнитивной деятельности;
- углубление междисциплинарных связей за счет использования современных средств обработки информации, включая аудиовизуальные средства, для решения проблем в различных областях.
ИКТ позволяют учителям:
1.организовать различные формы работы:
-групповую,
-парную,
-индивидуальную;
2.увеличивать объем выполняемой работы на уроке;
3.обеспечивать высокую степень дифференциации обучения.
4.расширять возможность самостоятельной деятельности;
5.обеспечивать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. [6]
ФГОС вносит серьезные изменения в начальное образование, касающиеся целей, содержания, технологий и форм контроля знаний учащихся. В современном обществе дети с раннего возраста окружены цифровыми инструментами. Поступая в первый класс, дети с гордостью говорят, что умеют пользоваться компьютером. Однако при дальнейшем разговоре выясняется, что вся работа заключается, в лучшем случае, в освоении отдельных развивающих игр.
Одна из главных задач учителя начальной школы - научить детей учиться в школе. Если в прошлом роль учителя начальных классов часто понималась узко, как обучение детей знаниям по предмету и основным навыкам обучения, то сегодня эта роль расширилась. Основная педагогическая функция заключается в управлении процессом преподавания и обучения.
Один из ключевых принципов преподавания в начальной школе - визуализация - предполагает использование в классе интерактивных досок. Интерактивная доска, независимо от ее назначения и этапа урока, на котором она используется, является визуальным средством представления данных (следует помнить, что в начальной школе преобладает визуальное и изобразительное мышление). Учителям не нужно тратить время на изменение наглядного материала при использовании интерактивной доски, им не нужно рисовать линии, чтобы показать буквы или цифры, или писать новые упражнения в первом классе, и им не нужно тратить время на очистку доски, как это было раньше. В результате больше времени может быть потрачено на изучение или закрепление нового материала, что ускоряет темп урока.
Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:
-позитивная динамика изменения мотивации учащихся:
-позитивная динамика показателей знаний обучающихся
-позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня. [3]
В начальной школе ИКТ рассматриваются не только как объект изучения и средство овладения, но и как средство оптимизации учебной деятельности с помощью компьютера. Ученики начальной школы - визуальные ученики, и им необходим широкий спектр высококачественного иллюстративного материала, который вовлекает их в процесс постижения новых предметов не только через зрение, но и через слух, эмоции и воображение. Обладая навыками компьютерной грамотности, можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и стимулируют учащихся к успеху.
ИКТ гармонично вписываются в образовательный процесс:
Активизируют познавательную деятельность учащихся:
WebQuest – это компьютерный вариант обучения, который позволяет детям работать в группах или самостоятельно. Учащиеся используют Интернет для поиска информации по определенной теме. Игра заставляет учащихся развивать навыки мышления более высокого уровня и решать проблемы.
сайт https://www.matific.com с математическими играми. По мнению некоторых учителей, это лучший ресурс для автоматизации многих знаний в математике и геометрии. Задания разной степени сложности предназначены для детей от дошкольного возраста до шестого класса. Ученики с удовольствием играют на уроках и на переменках на этом сайте.
Bubbl.us -сервис для построения карт знаний (ментальных карт, интеллект - карт).
Повышают объем выполняемой работы на занятиях:
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.
Google-форма, Google-презентация, Google-таблицы, Google- документы позволяют не только быстро провести опрос, но и составить список гостей, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки и даже провести викторину, тесты.
SpiderScribe представляет собой интернет – карты ума и Мозговой инструмент. Позволяет организовать идеи, подключив заметки, файлы, события календаря в свободной форме карты.
Усиливают мотивацию учащихся:
Lino it и Padlet, – это бесплатные сервисы, работающие в режиме web, как интернет-площадки использую для организации идей, обмена ими с другими пользователями и потому прекрасно встраиваются в технологию проведения онлайн мозгового штурма.
ThingLink представляет собой интерактивную медиа-платформу, которая позволяет педагогам, блогерам создавать контент, фотографии, карты, плакаты добавляя мультимедийные ссылки на фото и видео.
Внедрение ИКТ в учебный процесс привело к появлению и развитию новых форм и видов обучения (видеоуроки для закрепления, изученного в школе, занимательные игры, аудиофайлы, мультфильмы и видеоклипы и т.д.), качественному изменению традиционной деятельности учащихся - самостоятельной, познавательной и обучающей, учебно-игровой, экспериментальной и исследовательской. Эти мероприятия направлены на активное использование ИКТ учителями и учениками как средства познания и самопознания, на самостоятельное представление и поиск знаний, а также на "микрооткрытия" в изучении окружающего мира.
Использование ИКТ позволяет перейти на третье поколение федеральных государственных стандартов общего образования и, в том числе, на новую парадигму в образовании. ИКТ повышают качество результатов обучения с точки зрения практических навыков, навыков мышления, креативности и самостоятельности в решении проблем.
Школа и учитель должны идти в ногу со временем и активно использовать возможности, которые предоставляет среда ИКТ для преподавания и обучения. [5]
Таким образом, использование ИКТ является средством развития личности учащихся. Учебная деятельность учеников становится более интенсивной. Во время уроков ученики больше концентрируются, их мышление становится более интенсивным, память лучше работает, они способны правильно и логично выражать свои мысли.
Список литературы
1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2017. Бобко И.М., Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2017.
2. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / О.Ф. Брыксина, Е.С. Га- ланжина, М.А. Смирнова. — М.: Академия, 2017. — 208 с.
3. Водопьян Г.М. О построении модели процесса информатизации школы [Текст] / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров. — М.: Издатель, 2018. — 424 с.
4. Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств [Текст]: учеб, пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. — 2-е изд. перераб. и доп. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. — 204 с.
5.Захарова И.Г. Информационные технологии обучения и развитие учебных навыков / И.Г. Захарова // Открытое образование. 2020. №1. С. 24-30.
6.Молокова А.В. О проекте <Информатизация школьного образовательного пространства> // Психолого-педагогические аспекты внедрения ИТ в образовательный процесс. Сб. научных трудов. / Под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск - Новокузнецк: НГПУ, 2019. С. 11-16.
7. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра [Текст]: метод, пособие / А.Ю. Уваров. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.- 484 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...