Критерий 4.1. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
материал

Ким Арина Депониевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка» Выполнила: Ким А.Д., учитель начальных классов МБОУ СОШ пгт Вахрушев

Слайд 2

Актуальность исследования данной работы заключается в том, что орфографическая грамотность обучающихся является главной проблемой, стоящей перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.

Слайд 3

Параметры исследования Объект исследования: образовательный процесс младших школьников на уроках русского языка. Предмет исследования: развитие у обучающихся младших школьников орфографической грамотности. Цель исследования: обосновать систему упражнений, направленную на развитие орфографической грамотности у младших школьников.

Слайд 4

Цель работы определила следующие задачи: 1. Описать практическую работу по развитию орфографической грамотности младших школьников. 2. Оформить результаты исследования в виде методических рекомендаций, подвести итоги.

Слайд 5

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут найти применение на уроках русского языка для развития орфографической грамотности младшего школьника.

Слайд 6

Гипотеза исследования: я предполагаю, что систематическое использование упражнений по развитию орфографической грамотности, оказывает эффективное влияние на обучающихся. При этом необходимо учитывать следующие условия: 1. Поэтапная отработка орфографических правил. 2. Использовать на уроках работу обучающихся с различными типами словарей. 3. Детальная проработка словарных слов.

Слайд 7

Констатирующий этап

Слайд 8

Формирующий этап

Слайд 9

Орфографический словарь нужен для того, чтобы не допустить произвола в написании слов. Этимологический словарь необходим для выявления первоначальной структуры слова и основных этапов словоизменения. Орфоэпический словарь помогает правильно представить особенности произношения, ударения или образования грамматических форм. Толковый словарь помогает дать точное лексическое значение необходимого слова.

Слайд 11

Заключительный этап Рис. 6. Сравнительная диаграмма выявления уровня орфографической грамотности, на констатирующем и заключительном этапах

Слайд 12

В ходе исследования Цель: обосновать систему упражнений, направленную на развитие орфографической грамотности у младших школьников – достигнута. Гипотеза: систематическое использование упражнений по развитию орфографической грамотности оказывает эффективное влияние на обучающихся – подтвердилась.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие орфографической грамотности у детей младшего школьного     возраста на уроках русского языка». В секции: «Мой педагогический поиск»

Выполнила: Ким Арина Депониевна

 МБОУ СОШ пгт Вахрушев

учитель начальных классов.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Родной язык – главное средство обучения и формирования личности. Умение грамотно писать и говорить на родном языке – основная цель человека, который считает себя образованным. Вот почему одно из требований ФГОС НОО является воспитание заинтересованного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека [15, с.16].

Актуальность исследования данной работы заключается в том, что орфографическая грамотность обучающихся является главной проблемой, стоящей перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.

Орфографическая грамотность – это основа правописания.

Орфографически – правильное письмо предполагает умение находить узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма; умение анализировать слово с фонетической стороны; умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило [10, с. 63].

Особая роль в развитии орфографических навыков принадлежит начальным классам. Поэтому учитель должен научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Обучающийся должен понимать, что благодаря знаниям, через упражнения, осознавая каждый случай орфографии, действуя согласно правилам, он, наконец, приходит к овладению навыком.

На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности. А орфографическое комментирование – лучшее средство выработки зоркости и предупреждения ошибок [8, с. 309].

Исходя из вышесказанного, я выбрала и сформулировала следующую тему моего исследования: «Развитие орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка».

Объект исследования: образовательный процесс младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования: развитие  у обучающихся младших школьников орфографической грамотности.

Цель исследования: обосновать систему упражнений, направленную на развитие орфографической грамотности у младших школьников.

Цель работы определила следующие задачи:

1. Описать  практическую работу по развитию орфографической грамотности младших школьников.

2. Оформить результаты исследования в виде методических рекомендаций, подвести итоги.

Практическая значимость работы заключается  в том, что материалы исследования могут найти применение на уроках русского языка для развития орфографической грамотности младшего школьника.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что систематическое использование упражнений по развитию орфографической грамотности оказывает эффективное влияние на обучающихся. При этом необходимо учитывать следующие условия:

         1. Поэтапная отработка орфографических правил.

         2. Использовать на уроках работу с обучающимися различные типы словарей.

         3. Детальная проработка словарных слов.

Проанализировав научную литературу по проблеме развития орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка, я пришла к выводу, что необходимо определить  уровень орфографической грамотности у обучающихся начальной школы.

В исследовании участвовал 3 класс МБОУ СОШ пгт.Вахрушев, в составе 13 обучающихся, возраст 9 – 10 лет, результаты успеваемости – среднего уровня.  Обучение ведётся по программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК «Школа России».

Весь эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.

Для определения исходного уровня орфографической грамотности младших школьников на уроке русского языка, в 3-ем классе был проведён диктант, после чего обучающиеся выполняли орфографическое задание. Проанализировав результаты написанного диктанта, я сделала вывод о том, что основными ошибками были – орфографические (безударные гласные в корне слова, правописание парных согласных в корне слова, непроверяемая гласная в корне слова, ЧА/ЩА, ЖИ/ШИ, ЧК/ЧН, разделительный ь знак). Результаты можно увидеть на диаграммах.

Развитие орфографической грамотности является одной из основных задач изучения русского языка, составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Следовательно, цель формирующего этапа заключалась в реализации работы по повышению уровня орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.

На формирующем этапе эксперимента я решала следующие задачи исследования:

- систематизировать и внедрить систему упражнений в педагогический процесс, направленную на повышение уровня орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка, а также проанализировать эффективность ее использования;

- способствовать усвоению структуры орфографического действия: развивать умения обнаруживать орфограммы, применять орфографические правила в процессе письма, осуществлять орфографический самоконтроль.

При составлении заданий на уроках русского языка особое внимание уделялось их содержанию. Я старались внести в этот комплекс занятий основные значимые темы, связанные с данными орфограммами. Расширить и углубить знания детей  и тем самым повысить уровень орфографической грамотности младших школьников.

На формирующем этапе я систематизировала и внедрила систему упражнений:

1. Работа с правилом. При изучении нового материла, уделяли достаточное внимание поэтапной отработке орфографических правил. Обучающиеся при помощи учителя формулировали цель и самостоятельно начинали поиск решения поставленной задачи, т.е. высказывали все возможные варианты. Такой способ изучения опирается на логический метод дедукции, когда обучающиеся от общего положения двигаются к частному: под руководством учителя разбирают формулировку правила, приводя примеры, а затем по правилу или «памятке», которая содержит алгоритм его применения, отрабатывают на специальном дидактическом материале.

2. Использование словарей. Свою работу я построила на использовании основных и часто употребляемых словарей (орфографический, толковый, этимологический, орфоэпический). Словари играют большую роль в развитии орфографической грамотности. Например:  орфографический словарь нужен для того, чтобы не допустить произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. Этимологический словарь необходим для выявления первоначальной структуры слова и основных этапов словоизменения. Орфоэпический словарь помогает правильно представить особенности произношения, ударения или образования грамматических форм. Толковый словарь помогает дать точное лексическое значение необходимого слова. В результате частого обращения к словарю также у обучающихся тренируется зрительная память.

Так как различные типы словарей развивают орфографическую грамотность, мы решили использовать их на уроках русского языка, при выполнении следующих упражнений:

- при написании словарного диктанта, обучающиеся при помощи словаря, проверяли работу соседа по парте;

- при знакомстве с новым словарным словом, дети, используя толковый словарь, определяли точное лексическое значение данных слов;

- выписывали из словаря имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

- используя словари, дети выполняли домашнее задание. Например: выписать из орфографического словаря 10 слов с непроизносимой согласной в корне слова; выписать из орфоэпического словаря 10 слов, в которых ударение падает на 3 слог и т.д.

3. Детальная проработка словарных слов. Работа заключалась в том, что  практически на каждом уроке проводили детальную проработку анализа словарных слов (орфографию, орфоэпию, лексическое значение, звуко-буквенный состав слова, деление на слоги для переноса, многозначность, пример употребления, выдержки из фольклора).

В ходе проведения формирующего этапа обучающиеся воспроизводили полученные знания орфографии в различных ситуациях, т.к. выполнение данных заданий предполагает применение всех орфографических умений (обнаружение, классификация и дифференциация, владение правилом, орфографический самоконтроль).

Третьим этапом был контрольный эксперимент. Он включает описание результатов осуществления экспериментальной системы мер; характеристику условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты. Целью контрольного эксперимента является повторное выявление уровня развития орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Для достижения этой цели, обучающимся были предложены задания, по сложности близкие к тем, что проведены на констатирующем этапе эксперимента.

Проанализировав результаты написанного диктанта и выполненного к нему грамматического задания, можно сделать следующие выводы о том, что проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой мной гипотезы, т.е. систематическое использование упражнений направленных на поэтапную отработку орфографических правил и использование лингвистических словарей на уроках русского языка, повышает уровень развития орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста. Также результаты написанного диктанта можно увидеть на сравнительных диаграммах.

В моей работе были рассмотрены только  некоторые приемы, методы и виды работ, которые способствуют развитию орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка.

Главное – работа над развитием орфографической грамотности обучающихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.

По результатам диагностики на заключительном этапе исследования было видно, что разработанная мною система заданий является эффективной, так как 3 класс улучшил свои показатели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическое использование различных типов лингвистических словарей, поэтапная отработка орфографических правил и детальная проработка словарных слов, повышает уровень развития орфографической грамотности. Но, следует отметить, что данная работа должна вестись умело и направлять эту деятельность, создавая благоприятные условия для её осуществления.

Считаю, что цель: обосновать систему упражнений, направленную на развитие орфографической грамотности у младших школьников – достигнута.

Гипотеза: систематическое использование упражнений по развитию орфографической грамотности оказывает эффективное влияние на обучающихся –подтвердилась.

Список используемой литературы

1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. 158 с.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в начальных классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. М., 2003. 288 с.

3. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – 5-е изд. М.: ВАКО, 2019. 384 с.

4. Жажева Д. Д. Орфографическая грамотность учащихся начальных классов и условия ее формирования // Новые технологии. 2010. № 3. С. 38 – 46.

5. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977.

6. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Просвещение, 2004. 190 с.

7. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2017. 160 с.

8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 464 с.

9. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 2000. 361 с.

10. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. 431 с.

11.Савельева Л. В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе. – // Начальная школа №1 2008.

12.Селезнёва М. С. Работа по развитию орфографической зоркости / М. С. Селезнева // Начальная школа. 1997. №1. С.81

13. Сычева Г. Н. Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку. 3 класс. Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 64 с.

14. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. Москва, 1978.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33с.

16. Шушарина Г. И. Списывание со вставкой пропущенных букв как прием обучения орфографии. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М.,1967. 24 с.

17. Инфоурок [Электронный ресурс].URL:https://infourok.ru/analiz-uchebno-metodicheskogo-komplekta-perspektiva-2680509.html

18. Образовательная система [Электронный ресурс]. URL: http://garmoniya.a21vek.ru 

19. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс].URL:https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/23/metody-intensivnogo-obucheniya-orfografii


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

Аттестация-2017 г. 3.1.-3.4. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

3.1.-3.4. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияЭкспертные листы оценивания, протоколы посещения открытых уроков№ПредметКлассТема урокаДата проведения...

Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности. (см. альбом "приказы")

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе.Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период...

Форма 3 «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности»

Результаты трансляции опыта практических результатов профессиональной деятельности (п. 3.1)Результаты участия педагогического работника в экспертной и организационно-методической деятельности по разли...

Форма №3 " Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

4.Результаты участия педагогического работника в зкспертной и организационно-методической деятельности по различным направлениям(п.3.3)...

Критерий 4. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Личный вклад педагогического работника в повышение качества образованияСмотреть документы о публикациях на сайте infourok   https://infourok.ru/user/pudova-tatyana-anatolevna1/progre...