Научно-исследовательский проект "Пословица недаром молвится"
проект (1 класс)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОРОССИЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НПК «Эврика»
Секция: Литературоведение
Пословица недаром молвится
Автор:
Бохан Виктория Сергеевна
ученица 2в класса
ЧОУ «Гимназия №1»
г.Новороссийска
Руководитель:
Кармаза Ирина Викторовна
учитель начальных классов
г Новороссийск, 2018г
Содержание Введение……………………………………………………………………
1. Основная часть………………………………………………………….
1.1.Обзор литературных источников…………………..………………
1.1.1 Определение понятия «пословица». ………………………………
1.1.2. Откуда берутся пословицы? ……………………………………
1.1.3 Рождение пословиц в речи . ………………………………………….
1.2. Методика и результаты исследования ………………………….......
1.2.1. Анализ пословиц……………………………………………………
1.2.2. Анкетирование………………………………………………………..
2. Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение А………………………………………………………………
Приложение Б ………………………………………………………………
БОХАН Виктория Сергеевна
Краснодарский край г. Новороссийск
ЧОУ «Гимназия №1» 2 «в» класс
ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ
Научный руководитель: Кармаза Ирина Викторовна, учитель начальных классов, ЧОУ «Гимназия №1»
Введение
Актуальность выбранной темы: Когда я пришла в школу в первый класс, на уроках чтения мы с ребятами стали работать по книге «Азбука». К тому времени я уже умела немного читать. Изучая страницы моей первой учебной книги, я заинтересовалась краткими изречениями. Так я познакомилась с пословицами. Я задумалась над вопросами: «Для чего нужны пословицы? Почему пословицы есть почти на каждой странице «Азбуки»? К сожалению, современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, способность мыслить, формирует жизненные ценности. Так возник проект «Пословица недаром молвится».
Я выдвинула следующую гипотезу: У пословиц есть ответы на жизненные вопросы.
Цель исследования: показать, как пословица может помочь найти ответы на многие жизненные вопросы.
Задачи исследования:
-Узнать значение слова «пословица» в разных словарях и научных трудах.
-Проанализировать пословицы из учебника «Азбука».
- Изучить знание пословиц учащимися нашей школы;
-Проявить себя в литературном творчестве.
Объект исследования: пословица.
Предмет исследования: пословица как верный помощник.
Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы не только показать ценность пословиц, но использовать накопленный материал на уроках литературного чтения, во внеклассной работе.
Мною были использованы следующие методы:
* метод анализа литературы, информационных ресурсов по теме работы;
* анкетирование
БОХАН Виктория Сергеевна
Краснодарский край г.Новороссийск
ЧОУ «Гимназия №1» 2 «в» класс
ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ
Научный руководитель: Кармаза Ирина Викторовна, учитель начальных классов, ЧОУ «Гимназия №1»
1. Основная часть
1. 1. Обзор литературных источников по теме
1.1.1.Определение понятия «пословица»
Толковый словарь Д.Н.Ушакова:
Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.(1)
Толковый словарь С. И. Ожегова:
Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.(2)
Толковый словарь В. И. Даля:
Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.(3)
1.1.2. Откуда берутся пословицы?
А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:
-В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.
-В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.
-В профессиональной деятельности: Без закваски хлеба не месят.
- В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Пословицы также могли быть итогом
-Наблюдения за явлениями природы: Яблочко от яблоньки недалеко падает.
- Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу.
1.1.3. Рождение пословиц в речи
Источник возникновения пословиц - сама жизнь. Ученые говорят о нескольких путях появления пословиц в языке.
В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Вы, наверно, уже заметили, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить три группы пословиц:
1группа. Эти пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле: Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
2группа. Эти пословицы имеют два плана: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): Кашу маслом не испортишь.
3группа. Эти пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: Лучше поздно, чем никогда.
1.2. Методика и результаты исследования
Мною были использованы следующие методы:
-метод анализа литературы, информационных ресурсов по теме работы;
-анкетирование;
1.2.1. Анализ пословиц
Проанализировав все пословицы из учебника «Азбука», я сгруппировала их по темам и соотнесла некоторые из них с литературными произведениями:
Слово, речь, язык.
- Сначала подумай, потом скажи.
- Золотые слова и вовремя сказаны.
- Говори внятно, чтобы было понятно.
- Не бросай слова на ветер. («Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкин. Царь Дадон, желая отблагодарить мудреца за золотого петушка, пообещал выполнить первую волю звездочёта. Однако позже царь Дадон отказался подарить мудрецу шамаханскую царицу, за что и был наказан: петушок клюнул в темя обманщика – царя, и Дадон умер.)
- Пустые слова - что орех без ядра.
- Тот в слове стоит твёрдо, кому слово дорого.
- Одно теплое слово и в мороз согреет.
Страх.
- У страха глаза велики. («Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Бесы испугались Балды, который хитростью победил бесёнка, и отдали полный оброк.)
Приметы, времена года.
- У зимы морозы, а у лета грозы.
- Лето – припасиха, зима – подбериха.
Труд, работа.
- Каков мастер, такова и работа. Сам пилит криво, а винит пилу.
- Играй, играй, да дело знай.
- Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Жадность.
1.Жадность – всякому горю начало. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Старуха приказала старику просить у золотой рыбки сначала нового корыта, потом – избы. Однако на этом жадная старуха не остановилась: захотела быть столбовою дворянкой, вольной царицей и владычицей морскою. Золотая рыбка не выполнила последнего желания сварливой бабы и оставила её с разбитым корытом.)
О Родине.
- Наш городок – Москвы уголок.
- Всякому мила своя сторона.
- Где кто родится, там и пригодится.
Добро.
- Добро помни, а зло забывай. ( С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Падчерица пожалела Королеву, учителя и солдата, подарила им шубы, разрешила им сесть в свои сани, несмотря на то что Королева, желая увидеть место, где росли подснежники, обидела её: забрала у неё шубку, бросила колечко Падчерицы в воду.)
- Жизнь дана на добрые дела. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина. Царевич выстрелил из лука в коршуна, чтобы спасти лебедь, хотя этим мог обречь себя и мать на голод, но царевна лебедь отплатила ему потом добром.)
- Учись доброму – так худое на ум не пойдет.
- Худо тому, кто добра не делает никому. (Шарль Перро «Подарки феи»
Фаншон была наказана феей за грубость и бессердечность: каждое слово, которое произносила девушка, стало превращаться в змею или жабу.)
Развлечения.
- Игры да скороговорки скуку гонят.
Ученье, наука.
- Сначала «аз» и «буки» - потом все науки.
Счастье, несчастье.
1.Не было бы счастья, да несчастье помогло.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина. Злые сёстры молодой царицы, повариха и ткачиха, решили извести сестру: оклеветали её, подменили царскую грамоту с приказом ждать царёва возвращенья на грамоту с веленьем бросить царицу с сыном в море. Это несчастье в дальнейшем привело к счастью: мать и сын спаслись; в конце сказки сын Салтана, князь Гвидон, обрел и жену, царевну Лебедь, и отца.)
Хлеб.
- Хлеб – всему голова.
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Гостеприимство.
Не красна изба углами, красна пирогами.
О маме.
При солнышке тепло, при матери добро.
- Анкетирование
Цель: выяснить отношение учащихся начальных классов к пословицам
Ребятам начальных классов было предложено ответить на следующие вопросы:
- Какую пословицу вы чаще всего слышите?
- Какая пословица вам больше всего нравится?
Я выяснила, что учащиеся хорошо знают русские народные пословицы, отличают пословицы от поговорок и фразеологизмов. Лишь некоторые ребята ошибочно приняли фразеологизмы за пословицы или исказили пословицы. Результаты опроса я оформила в виде таблицы.
Какую пословицу вы чаще всего слышите? | Какая пословица вам больше всего нравится? |
1.Повторенье – мать ученья. (6 чел.) | 1. Повторенье – мать ученья. (4 чел.) |
2. Хлеб –всему голова. (3 чел.) | 2. Семь раз примерь, один раз отрежь. (4 чел.) |
3. Поспешишь – людей насмешишь. (3 чел.) | 3. Сделал дело – гуляй смело. (3 чел.) |
4. Сделал дело – гуляй смело. (3 чел.) | 3. Поспешишь – людей насмешишь. (2 чел.) |
5. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (3 чел.) | 4. Тише едешь – дальше будешь. (2 чел.) |
6. Тише едешь – дальше будешь. (2 чел.) | 5. Соловья баснями не кормят. (1 чел.) |
7. Семь раз примерь, один раз отрежь. (3 чел.) | 6.Старый друг лучше новых двух. (2 чел.) |
8. Хорошая книга – лучший друг. (1 чел.) | 7. Сердце матери лучше солнца греет. (1 чел.) |
9. Больше дела, меньше слов. (1 чел.) | 8. Ехал в Казань, а заехал в Рязань. ( 1 чел.) |
10. Делу время – потехе час. (1 чел.) | 9 . Тяжело в учении, легко в бою. (1 чел.) |
11. Младшим надо помогать, а старших надо уважать. (1 чел.) | 10. Хлеб – всему голова. (1чел.) |
12. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. (1 чел.) | 11. Сначала подумай, потом скажи. (1 чел.) |
13. Сколько волка ни корми, он все равно в лес глядит. (1 чел. ) | 12. Язык иглы острее. (1 чел. ) |
13. Человек без друзей что дерево без корней. (1 чел.) | |
14. Ребенок без матери – что стол без скатерти. (1 чел) | |
15. Расти большой,да не будь лапшой. (1 чел.) |
Интересно, что на оба вопроса большая часть опрошенных ребят ответила одинаково: «Повторенье – мать ученья».
Так же ребята чаще всего слышат такие пословицы:
Хлеб – всему голова.
Поспешишь – людей насмешишь.
Сделал дело – гуляй смело.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Фразеологизмы, ошибочно принятые учащимися за пословицы.
Авгиевы конюшни, как об стенку горох, сломя голову, не вешай нос, заруби себе на носу, сидеть как на иголках, вешать лапшу на уши.
Искаженные пословицы.
- К каждому обеду ложка хороша.
- Сто раз отмерь, один раз отрежь.
- Два новых друга не лучше одного старого друга.
- Сто раз подумай, один раз напиши.
Результатом моего исследования является сборник «Пословица недаром молвится», в него вошли сочиненные мною рассказы: «У страха глаза велики», «Сначала подумай, потом скажи», «Каков мастер, такова и работа», «Играй, играй, да дело знай», «Ученику – удача, учителю – радость».
Мои рассказы помогут ребятам лучше понять смысл некоторых пословиц.
Вывод:
-в ходе исследования я узнала значение слова «пословица»;
- проанализировала и сгруппировала пословицы из учебника «Азбука»;
- изучила знание пословиц учащимися нашей школы;
- проявила себя в литературном творчестве, сочинила рассказы:
Теперь я точно знаю, что «пословица недаром молвится». У пословиц есть ответы на все случаи жизни.
2.Заключение
Моё исследование подтверждает гипотезу:
У пословиц есть ответы на все случаи жизни.
В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много пословиц, узнала значение непонятных слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы и из Интернета многое о пословицах. Соотнесла пословицы с литературными произведениями. Мне очень понравилось также анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать интересные открытия.
Список использованной литературы
- Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н.Ушакова.-М.: Гос. ин-т «Сов. Энцикл.»; ОГИЗ;Гос. из-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.(4 т.)
- Толковый словарь русского языка:Ок. 100000 слов,терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов;Под ред. проф. Л.И.Скворцова.-М.: Мир и Образование,2016.
- Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т./В.И.Даль.-М.: Русский язык, 1980.
- Русские пословицы и поговорки/Сост. А.И.Соболев.-М.: Сов.Россия,1983.
- Азбука. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч./Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева.-М.: Просвещение, 2017.
- Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений/Составитель И.В.Ефимова.-М.: эксмо,2013.
Приложение А
Словарь терминов:
Ступа-сосуд в котором растирают, измельчают вещества (например-зерно)
Помело- метла
Пест-продолговатый инструмент для растирки чего-либо в ступе
Лапти- низкая обувь , распространенная на Руси
Кичка- древнерусский женский головной убор с рогами
Тридевятое царство- иная , далекая , чужая , волшебная земля
Кощей- Колдун , злой чародей
Приложение Б
Сборник сказок «Сказка на ночь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Пословица недаром молвится"
Интеллектуальная игра "Пословица недаром молвится".Развивает познавательный интерес к русскому языку...
Устный журнал "Пословица недаром молвится"
Устный журнал "Пословица недаром молвится" Занятие посвященно одному из видов УНТ - пословицам...
Пословицы недаром молвятся
Занятие проводится в виде турнира знгатоков,предлагаются конкурсные задания на развитие словесно-логического мышления с опорой на понятия,развивается познавательная активность,самостоятельная мыслител...
Обобщение знаний о глаголе ("Пословица недаром молвится"). 4 класс
УМК "Школа 2100". Данный урок проводится в рамках изучения темы "Глагол". Структура, приемы и методы урока подчинены задачам: обобщить знания о глаголе, развивать умения применять на практике по...
Пословица недаром молвится
Определение пословицы, интересные задания, "Мишуткина академия"....
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...
Конкурс "Пословица недаром молвится"
Конкурс "Пословица недаром молвится" в начальных классах...