Обобщение знаний о глаголе ("Пословица недаром молвится"). 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
УМК "Школа 2100". Данный урок проводится в рамках изучения темы "Глагол". Структура, приемы и методы урока подчинены задачам: обобщить знания о глаголе, развивать умения применять на практике полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ
Целеполагание:
- обобщить знания обучающихся о глаголе;
- развивать умение применять на практике теоретические сведения;
- способствовать обогащению словаря обучающихся;
- прививать интерес к родному языку, способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Оборудование: ПК, проектор, экран
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Какое слово в старину употребляли вместо современного слова «говорить»? (глаголить).
- Название какой части речи созвучно со словом «глаголить»? (глагол).
II. Актуализация знаний.
- Что мы знаем о глаголе? (Рассказ по плану, данному в учебнике стр. 106 - экран.).
Глагол:
- Это …(часть речи)
- Обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы …(Что делать? Что сделать?)
- Имеет начальную… –(неопределенную форму)
- Бывает …(I и II спряжения, совершенного и несовершенного вида)
- Изменяется …(по числам и временам, в настоящем и будущем времени изменяется по лицам и числам, в прошедшем времени в ед. числе – по родам.
- В предложении является … сказуемым
III. Постановка темы урока.
- О какой части речи мы говорим?
- Сегодня у нас последнее занятие по данной теме. Сформулировать тему урока. (Запись: «Обобщение знаний о глаголе»)
IV. Чистописание.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Прочитайте предложение. Что это за предложение?
- Что такое пословица? (Ответы детей)
(Справка из толкового словаря на экране: Пословица — сжатое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе ни беда.
И наша речь полна пословицами:
Давайте помнить их всегда
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)
V. Развитие умений – применение знания.
1. Упражнение в разборе глагола по составу.
- Спешите, разберите предложение по частям речи. (Комментирование с места)
Вспомните алгоритм разбора глагола по составу. Не забудьте сначала определить форму глагола. Если забыли, где можно найти интересующую нас информацию? (Учебник, стр.98 или в справочнике)
1 вариант: учиться
2 вариант: пригодится.
(Слабоуспевающие выбирают слово для разбора)
- Кому нужна помощь?
Самопроверка (сличают с образцом)
Уч и ть ся – глаг.,н.ф.
Пригодится – глагол, буд.вр., мн.ч.,3-е л.
- Кто допустил ошибки? Исправьте.
- Кто не смог выполнить задание?
2. Упражнение в определении спряжения глагола.
- Определите спряжение глаголов.
- Как определяли спряжение глагола?
- Какие глаголы относятся к I и ко II спряжению.
3. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов
Письмо по памяти.
(Пословицы на экране, для слабоуспевающих и детей с ослабленным зрением задание дано на карточках)
Тише едешь, дальше будешь.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Что посеешь, то и пожнёшь.
- Прочитайте пословицы. Запишите одну из пословиц по памяти (слабоуспевающие обучающиеся списывают пословицу). Определите спряжение глагола.
Самопроверка.
- Кто запомнил и написал без ошибок все пословицы.
- Кто допустил ошибки? Исправьте.
- Кто не смог выполнить задание?
-Что мы сейчас делали?
- Какую память мы тренировали
-Зачем надо уметь определять спряжение глагола?
Гимнастика для глаз
Выборочный слуховой диктант. (работа в парах)
- Выпишите глаголы, в которых личные окончания являются орфограммами. Выделите орфограммы в окончании глаголов. Можно советоваться с соседом по парте.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь - не приставишь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.
Добро и в огне не горит, и в воде не тонет.
Его гонят в окно, а он лезет в другое.
Одни уста и холодом, и теплом дышат.
Проверка:
- прочитайте глаголы I спряжения. Назовите глаголы исключения.
- как проверяли безударные личные окончания глаголов?
- какие глагольные орфограммы встретились в задании.
Физкультминутка.
Учитель называет глаголы. Если глагол I спряжения, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если глагол II спряжения, ученики приседают.
Любишь, возишь, решает, решишь, думают, несет, видит,
4. Запись предложений под диктовку.
- Подберите пословицу, как подбодрить робкого? (Глаза боятся, а руки делают.)
- Выполните синтаксический разбор предложения, начертите схему (комментированный ответ у доски).
5. Морфологический разбор глагола.
- Выполнить морфологический разбор глаголов по вариантам.
1 вариант: боятся
2 вариант: делают.
Два ученика выполняют задание на индивидуальных доскахдля дальнейшейпроверки работ всего класса.
5. Дидактическая игра «Собери пословицу» (работа в группах)
Каждая команда получает набор «кусков «пословиц. Собранные пословицы прикрепляем на доску.
1 группа: Слово не воробей …
не разгон_т голубей;
учительница не замет_т;
вылет_т – не пойма_шь
2 группа: Семь раз отмерь…
один раз выкинь;
и с температурой в школу не пойдёш_;
один отре_
3 группа: Не зная броду, не суйся…
к доске;
к директору;
в воду.
4 группа: Без труда не вытащ_шь и …
жвачку из волос;
меня из Интернета;
рыбку из пруда.
5 группа: Дарёному коню …
хвост не отрыва_т;
зубы не чист_т;
в зубы не смотр_т.
6 группа: Не имей сто рублей, …
а имей сто друзей;
а имей сто коней;
а имей тысячу подарков.
6. Работа над текстом.
- Прочитайте текст на карточке.
- Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто её автор?
Посадил дед репку. Выросла репка сладкa, крепкa, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
- Какая из собранных вами пословиц передает смысл этой сказки.
- Спишите текст. Найдите глаголы в форме прошедшего времени, определите их грамматические признаки.
Для слабоуспевающих: - Найдите и выпишите из текста глаголы в форме прошедшего времени, определите их число и род.
Проверка.
– Как определили форму времени глагола?
- Какие возникли трудности?
VI. Домашнее задание.
- Дома вы вновь продолжите работу над пословицами. Выберите вариант задания.
1 вариант – найти и записать 5 пословиц, содержащих глаголы. Разобрать один глагол как часть речи.
2 вариант – придумать небольшой рассказ или сказку, поясняющий смысл понравившейся пословицы. Рассказ (сказка) должен чему-то научить читателя и заканчиваться данной пословицей.
VII. Итог урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- А каковой пословицей можно выразить главную идею нашего урока? - Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
XIII. Рефлексия.
- Что было интересного?
- Какие пословицы запомнили?
- Что для себя открыли нового?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Пословица недаром молвится"
Интеллектуальная игра "Пословица недаром молвится".Развивает познавательный интерес к русскому языку...
Устный журнал "Пословица недаром молвится"
Устный журнал "Пословица недаром молвится" Занятие посвященно одному из видов УНТ - пословицам...

Пословицы недаром молвятся
Занятие проводится в виде турнира знгатоков,предлагаются конкурсные задания на развитие словесно-логического мышления с опорой на понятия,развивается познавательная активность,самостоятельная мыслител...

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...