Рабочие программы внеурочной деятельности"Шахматы", 1-4 классы
рабочая программа (1 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматы 1 класс | 38.37 КБ |
Шахматы 2 класс | 39.29 КБ |
Шахматы 3 класс | 40.17 КБ |
Шахматы 4 класс | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматы»
Учитель начальных классов
Парфентьева Анжела Рустамовна
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов
- занимаются шахматами пор руководством учителя;
- выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- выполняют элементарные задания в группе, команде.
Второй уровень результатов
- проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
- обладают положительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Третий уровень результатов
- выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
- сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;
- младший школьник имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
- обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
- умение работать в коллективе.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- уметь правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- уметь различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- уметь рокировать;
- уметь объявлять шах, мат;
- уметь решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности
1 класс (33 часа)
Содержание курса | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры (28 ч) | занятие-путешествие; занятие-практикум; беседа; практические и дидактические игры; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. | -ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; - правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; - различать горизонталь, вертикаль и диагональ; - рокировать; - объявлять шах, мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход. -работать в паре |
Спортивно-соревновательная деятельность (5 ч) | занятие-практикум; турнир; соревнования.
| -соблюдать правила безопасности в различных местах занятий: учебный кабинет, спортивный зал; -определять допустимый риск в игре, соревновании; -использовать оборудование и инвентарь для занятий шахматами. |
- Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
1 | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья. | 03.09 | ||
2 | Шахматная доска. | 10.09 | ||
3 | Горизонталь. | 17.09 | ||
4 | Вертикаль. | 24.09 | ||
5 | Диагональ. | 07.10 | ||
6 | Волшебная шахматная доска. | 08.10 | ||
7 | Ладья. | 15.10 | ||
8 | Слон. | 22.10 | ||
9 | Ферзь. | 29.10 | ||
10 | Конь. | 12.11 | ||
11 | Пешка. | 19.11 | ||
12 | Король. | 26.11 | ||
13 | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 03.12 | ||
14 | Ценность фигур. | 10.12 | ||
15 | Шахматная нотация. Проверочная работа | 17.12 | ||
16 | Шах и защита от шаха. | 24.12 | ||
17 | Мат. | 14.01 | ||
18 | Пат, ничья. | 21.01 | ||
19 | Рокировка. | 28.01 | ||
20 | Взятие на проходе. | 04.02 | ||
21 | Превращение пешки. | 11.02 | ||
22 | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 18.02 | ||
23 | Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | 04.03 | ||
24 | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 11.03 | ||
25 | Как начинать партию: дебют. | 18.03 | ||
26 | Ошибочные ходы в начале партии. | 25.03 | ||
27 | Тактические приёмы. | 08.04 | ||
28 | Правила поведения соперников во время игры. | 15.04 | ||
29 | История шахмат. | 22.04 | ||
30 | Три стадии шахматной партии. Проверочная работа. | 29.04 | ||
31 | Шахматный турнир. | 06.05 | ||
32 | Шахматный турнир. | 13.05 | ||
33 | Спортивно - шахматный праздник. | 20.05 |
Всего 33 часа
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматы»
Учитель начальных классов
Буриева Анжела Рустамовна
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов
- занимаются шахматами пор руководством учителя;
- выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- выполняют элементарные задания в группе, команде.
Второй уровень результатов
- проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
- обладают положительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Третий уровень результатов
- выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
- сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;
- младший школьник имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
- обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
- умение работать в коллективе.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты:
- уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
- разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
- Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности
2 класс (34 часа)
Содержание курса | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
Теоретические основы и правила шахматной игры (17 ч) | занятие-путешествие; занятие-практикум; беседа; практические и дидактические игры; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. | - знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; - знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться; - умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом; - соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Практико-соревновательная деятельность (17 ч) | занятие-практикум; турнир; соревнования.
| - расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения; - анализируют свои ответы и ответы своих сверстников; - с помощью тестового задания оценивают собственное выполнение; - умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени; - осваивают правила игры; - активно участвуют в играх и эстафетах; - общаются и взаимодействуют со сверстниками; - проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр; - регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими; - соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
- Календарно – тематическое планирование по шахматам во 2-е классе
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечание | |
по плану | по факту | |||
| ||||
1 | Единый урок исторических знаний «Югре – 900!». | 01.09 | ||
2 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 08.09 | ||
3 | Шахматные фигуры (повторение) | 15.09 | ||
4 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | 22.09 | ||
5 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) | 29.09 | ||
6 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 06.10 | ||
7 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | 13.10 | ||
8 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 20.10 | ||
9 | Тактический приём «двойной удар» | 27.10 | ||
10 | Тактический приём «связка» | 10.11 | ||
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 17.11 | ||
12 | Тактический приём «ловля фигуры» | 24.11 | ||
13 | Тактический приём «сквозной удар» | 01.12 | ||
14 | Мат на последней горизонтали | 08.12 | ||
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 15.12 | ||
16 | Тактический приём «открытый шах» | 22.12 | ||
17 | Тактический приём «двойной шах» | 12.01 | ||
| ||||
18 | Шахматный турнир | 19.01 | ||
19 | Шахматный турнир | 26.01 | ||
20 | Шахматный турнир | 02.02 | ||
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 09.02 | ||
22 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 16.02 | ||
23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 02.03 | ||
24 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 09.03 | ||
25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 16.03 | ||
26 | Основы анализа шахматной партии | 23.03 | ||
27 | Основы анализа шахматной партии | 06.04 | ||
28 | Основы анализа шахматной партии | 13.04 | ||
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 20.04 | ||
30 | Шахматный турнир | 27.04 | ||
31 | Шахматный турнир | 04.05 | ||
32 | Шахматный турнир | 11.05 | ||
33 | Шахматный турнир | 18.05 | ||
34 | Шахматный праздник | 25.05 |
Всего: 34 часа
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматы»
Учитель начальных классов
Парфентьева Анжела Рустамовна
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов
- занимаются шахматами под руководством учителя;
- выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- знают правила техники безопасности во время занятий;
- выполняют элементарные задания в группе, команде.
Второй уровень результатов
- проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
- обладаютположительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Третий уровень результатов
- выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
- сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;
- младший школьник имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
- обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
- принимают участие в соревнованиях;
- умеют работать в коллективе.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственногоздоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулироватьпроблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидетьреакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основесогласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вестидискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать иосуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- уметь правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- уметь различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- уметь рокировать;
- уметь объявлять шах, мат;
- овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
- понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;
- знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
- уметь решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности
3-й год обучения (34 часа)
Раздел | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
Теоретические основы и правила шахматной игры. (15 ч) | занятие-путешествие; занятие-практикум; беседа; практические и дидактические игры; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. | Изучают историю шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Практико-соревновательная деятельность (19 ч) | занятие-практикум; турнир; соревнования.
| Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
- Тематическое планирование по шахматам в 3-е классе
№ | Тема урока | Дата | Факт | Примечание |
Теоретические основы и правила шахматной игры. | ||||
1 | История возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. | 07.09 | ||
2 | Матование одинокого короля разными фигурами (повторение). | 14.09 | ||
3 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение). | 21.09 | ||
4 | Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах» (повторение). | 28.09 | ||
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 05.10 | ||
6 | Тактический прием «завлечение» | 12.10 | ||
7 | Тактический прием «отвлечение» | 19.10 | ||
8 | Тактический прием «уничтожение защиты» | 26.10 | ||
9 | Тактический прием «спёртый мат» | 09.11 | ||
10 | Сочетание тактических приемов. | 16.11 | ||
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 23.11 | ||
12 | Борьба за инициативу | 30.11 | ||
13 | Основы дебюта: атака на не рокировавшегося короля | 07.12 | ||
14 | Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля | 14.12 | ||
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 21.12 | ||
Практико-соревновательная деятельность | ||||
16 | Шахматный турнир | 11.01 | ||
17 | Шахматный турнир | 18.01 | ||
18 | Шахматный турнир | 25.01 | ||
19 | Шахматный турнир | 01.02 | ||
20 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план. | 08.02 | ||
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата. | 15.02 | ||
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом». | 22.02 | ||
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | 29.02 | ||
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой | 07.03 | ||
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата. | 14.03 | ||
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки. | 21.03 | ||
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 04.04 | ||
28 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | 11.04 | ||
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | 18.04 | ||
30 | Шахматный турнир | 25.04 | ||
31 | Шахматный турнир | 16.05 | ||
32 | Шахматный турнир | 23.05 | ||
33 | Шахматный турнир | 30.05 | ||
34 | Шахматный праздник |
|
Всего: 34 часа
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматы»
Учитель начальных классов
Парфентьева Анжела Рустамовна
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов
- занимаются шахматами под руководством учителя;
- выполняют упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- знают правила техники безопасности во время занятий;
- выполняют элементарные задания в группе, команде.
Второй уровень результатов
- проявляют интерес к интеллектуальным играм, используют их в свободное время;
- обладаютположительными качествами личности, нормами коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Третий уровень результатов
- выработана потребность к систематическим занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми;
- сформировано начальное представление о культуре шахматной игры;
- младший школьник имеет устойчивую мотивацию к интеллектуальным занятиям;
- обобщение и углубление знаний об истории шахмат;
- принимают участие в соревнованиях;
- умеют работать в коллективе.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственногоздоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулироватьпроблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидетьреакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основесогласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вестидискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать иосуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- уметь правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- уметь различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- уметь рокировать;
- уметь объявлять шах, мат;
- овладеть новыми элементами шахматной тактики: «мельница», «перекрытие», «рентген»;
- понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;
- знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
- уметь решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности
4-й год обучения (34 часа)
Раздел | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
Теоретические основы и правила шахматной игры. (15 ч) | занятие-путешествие; занятие-практикум; беседа; практические и дидактические игры; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. | Изучают историю шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Практико-соревновательная деятельность (19 ч) | занятие-практикум; турнир; соревнования.
| Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
- Тематическое планирование по шахматам в 4-Е классе
На изучение шахмат в 4 классе отводится 34 часа. Программа может реализовываться очно аудиторно и опосредованно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
№ | Тема урока | Дата | Факт | Примечание |
Теоретические основы и правила шахматной игры. | ||||
1 | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | 05.09 | ||
2 | Основные принципы игры в дебюте | 12.09 | ||
3 | Перевес в развитии фигур | 19.09 | ||
4 | Атака на короля | 26.09 | ||
5 | Перевес в пространстве | 03.10 | ||
6 | Оценка позиций | 10.10 | ||
7 | План игры | 17.10 | ||
8 | Выбор хода | 24.10 | ||
9 | Открытые дебюты | 26.10 | Внеаудит. Приказ № 172 от 24.07.2020г. | |
10 | Полуоткрытые дебюты | 27.10 | Внеаудит. Приказ № 172 от 24.07.2020г. | |
11 | Закрытые дебюты | 28.10 | Внеаудит. Приказ № 172 от 24.07.2020г. | |
12 | Гамбиты | 07.11 | ||
13 | Тактический прием «мельница» | 14.11 | ||
14 | Тактический прием «перекрытие» | 21.11 | ||
15 | Тактический прием «рентген» | 28.11 | ||
Практико-соревновательная деятельность | ||||
16 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 05.12 | ||
17 | Анализ шахматной партии: выбери ход | 12.12 | ||
18 | Шахматный турнир | 19.12 | ||
19 | Шахматный турнир | 09.01 | ||
20 | Шахматный турнир | 16.01 | ||
21 | Шахматный турнир | 23.01 | ||
22 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 30.01 | ||
23 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 06.02 | ||
24 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 13.02 | ||
25 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 20.02 | ||
26 | Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю | 27.02 | ||
27 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | 06.03 | ||
28 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 20.03 | ||
29 | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом | 10.04 | ||
30 | Шахматный турнир | 17.04 | ||
31 | Шахматный турнир | 24.04 | ||
32 | Шахматный турнир | 22.05 | ||
33 | Шахматный турнир | 29.05 | ||
34 | Шахматный праздник |
Всего: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; реализует общеинтеллектуаль...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы составлена с учётом требований ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 2 класс
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с программой И.Г. Сухина "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011г.)Программа внеурочной деятельно...