Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_2_klass.docx | 56.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «___»_________ 2020г. Руководитель МО ___________ Л.А.Морозова | Согласовано заместитель директора по ВР
_______ Л.В.Корлюк «__» __________ 2020 г. | Утверждаю директор школы ________ Ю.А.Демус Приказ № ____ от «___» _________ 2020 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматы»
2 класс
2020-2021 учебный год
Базовый уровень
Составитель: Морозова Л.А.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
п. Мулымья, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся первых – четвёртых классов средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены авторами программы Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой ).
Нормативная база:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 26.07.2019г);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
6. Письма Минобрнауки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296;
7. Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
8. СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189) с изменениями (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10)
9. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях";
10 .Приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты–Мансийского автономного округа–Югры, реализующих программы общего образования»;
11. Приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.08.2011г. № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 № 99»;
12.Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018г № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
13. Основной образовательной программой основного начального образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2020-2021 учебный год; календарный учебный график на 2020-2021 учебный год);
14. Локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности».
Реализация образовательной программы по предмету «Шахматы» может осуществляться как в очной, так и в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель программы.
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
- формирование критического мышления;
- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
- овладение навыками игры в шахматы.
Развивающие:
- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
4. Предметные результаты освоения программы курса.
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
- разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Такие педагогические технологии, как:
– Технология развития критического мышления
– Технология разноуровневого обучения;
– Проблемное обучение;
– Метод проектов;
– Игровые технологии, приемы и методы;
- Кейс-технологии;
– Технология интегрированного обучения;
– Информационно-коммуникационные технологии (в частности дистанционное обучение) и другие.
Технология «Развитие критического мышления - это одна из технологий, наиболее отвечающих требованиям ФГОС, т.к. её применение позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Все эти задачи решаются через разнообразные способы и приемы работы с текстом.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология, которая дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже минимального, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Разноуровневое обучение предполагает не только дифференцирование знаний по степени сложности, но и дифференцирование целей урока для каждой группы обучающихся, а также заданий, выполнение которых предполагает достижений этих целей, условий выполнений этих заданий, а также форм контроля за его выполнением. При применении технологии разноуровневого обучения именно определение цели урока и подбор заданий и форм деятельности для одаренных учащихся чаще всего вызывают затруднения у учителя.
Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых. Проще всего технологию проблемного обучения применять на уроках открытия нового знания: на этапах фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения; построения проекта выхода из затруднения и на этапе реализации построенного проекта.
Метод проектов как элемент творческой деятельности учащихся сегодня прочно занял свое место среди современных педагогических технологий и широко применяется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для мотивации к говорению, т.е. стремление к реализации своих знаний в ситуации, приближенной к реальной коммуникации, развивает воображение, фантазию, мышление. В случае выполнения группового проекта развивается умение рационально разделить обязанности. Появляется чувство ответственности за свою часть работы. При достижении поставленной цели появляется удовлетворение от деятельности, нередко повышается самооценка. Поскольку при выполнении проекта отсутствует формализм официального занятия, работа над ним происходит в более комфортной эмоциональной обстановке.
Игровые технологии, приемы и методы. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка. Это универсальное средство, помогающее превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Технология интегрированного обучения – одна из наиболее востребованных технологий в логике требований ФГОС. Интегрированные уроки, как и выполнение интегрированных (межпредметных) социальных или научно-исследовательских проектов, развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Подготовка и проведение интегрированных уроков предлагает и самому учителю возможность самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию способностей не только обучающихся, но и педагога
Информационно-коммуникационные технологии и в частности возможности применения дистанционного обучения. Возможность использовать на уроке современное техническое оборудование (интерактивную доску, компьютеры с доступом в Интернет, систему дистанционного голосования (для тестирования), документ-камеру и многое другое) не только оптимизирует процесс обучения, но и делает его привлекательнее для современного обучающегося. Одной из главных возможностей дистанционного обучения является пересылка учащимся образовательных контентов. Учащиеся, которые по каким-либо причинам временно не посещают занятия, могут быть полностью информированы о том, что изучают в данное время их одноклассники, что им задается в качестве домашнего задания, могут задать вопросы учителю, что помогает им не «отстать». Также, имея в доступе материал, необходимый для усвоения, обучающийся может заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Очень удобным является также самостоятельная работа учащихся к восприятию нового материала или работа по закреплению изученного с использованием образовательных ресурсов Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Практика. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”. Игровая практика.
Тема 2. История развития шахмат.
Теория. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Тема 3. Шахматная нотация.
Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Практика. Дидактические игры и задания: “Назови вертикаль”; “Назови горизонталь”; «Назови диагональ», “Какого цвета поле?”, “Кто быстрее”, “Вижу цель”. Игровая практика.
Тема 4. Ценность шахматных фигур.
Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Практика. Дидактические игры и задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”, «Выигрыш материала», “Защита”. Игровая практика.
Тема 5. Техника матования одинокого короля.
Теория. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Практика. Дидактические, игры и задания: “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король” и др. Игровая практика.
Тема 6. Достижение мата без жертвы материала.
Теория. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Практика. Дидактические игры и задания: “Объяви мат в два хода”, “Защитись от мата”. Игровая практика.
Тема 7. Шахматная комбинация.
Теория. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Практика. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика. “Выигрыш материала”. Игровая практика. Дидактическое задание “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика. “Сделай ничью”. Игровая практика. «Проведи комбинацию».
Тема 8. Итоговое занятие.
Практика. Проведение внутреннего турнира по итогам учебного года.
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Практические работы | Контрольные работы | Тестовые работы | ….. | ….. | Итого за период обучения |
1 четверть | ---- | ---- | ---- | |||
2 четверть | ---- | ---- | 1 | |||
3 четверть | ---- | ---- | ---- | |||
4 четверть | ---- | ---- | 1 | |||
Итого | 2 | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятий | Характеристика учебной деятельности учащихся | |
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. |
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | 1 | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”). “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”). “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. |
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | 1 | |
Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | 1 | |
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. |
Достижение материального перевеса | 1 | |
Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 | |
Защита. | 1 | |
Две ладьи против короля. | 1 | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания |
Ферзь и ладья против короля. | 1 | |
Ферзь и король против короля. | 1 | |
Ладья и король против короля. | 1 | |
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания |
Цугцванг. | 1 | |
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | |
Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | |
Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. |
Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | |
Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | |
Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | |
Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 | |
Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | 1 | |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 | |
Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | |
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 | |
Тема превращения пешки. | 1 | |
Сочетание тактических приемов. | 1 | |
Патовые комбинации. | 1 | |
Комбинации на вечный шах. | 1 | |
Типичные комбинации в дебюте. | 1 | |
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 | |
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 | |
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 | |
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 | |
Всего: | 34 часа |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование уроков по внеурочному занятию «Шахматы» 2 класс.
п\п | Дата | Тема занятий | Характеристика учебной деятельности учащихся | |
план | факт | |||
1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. | ||
2. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”). “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”). “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. | ||
3. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | |||
4. | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | |||
5 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. | ||
6 | Достижение материального перевеса | |||
7 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | |||
8 | Защита. | |||
9 | Две ладьи против короля. | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания | ||
10 | Ферзь и ладья против короля. | |||
11 | Ферзь и король против короля. | |||
12 | Ладья и король против короля. | |||
13 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания | ||
14 | Цугцванг. | |||
15 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | |||
16 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | |||
17 | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. | ||
18 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | |||
19 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | |||
20 | Тема разрушения королевского прикрытия. | |||
21 | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | |||
22 | Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | |||
23 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | |||
24 | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | |||
25 | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | |||
26 | Тема превращения пешки. | |||
27 | Сочетание тактических приемов. | |||
28 | Патовые комбинации. | |||
29 | Комбинации на вечный шах. | |||
30 | Типичные комбинации в дебюте. | |||
31 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | |||
32 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | |||
33 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).Решение шахматных задач. | |||
34 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...