ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
рабочая программа
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_2019-2022.docx | 104.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от 30.08.2019 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Составитель: учитель начальных классов
Кузьменко А.Н., 1 квалификационная категория
м. Сольба
Введение
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальном звене важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в в ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».
Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта («Интеллектуальная одарённость»);
- дети с высоким уровнем творческих способностей («творческая одарённость»);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (Юные музыканты, художники, математики, и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одарённость»);
- дети с ярко выраженными лидерскими способностями.
Одарённые дети всегда разные, но какие-либо способности у них должны быть выше среднего уровня; всё, что они делают, делают с удовольствием, предпочитая сложное простому.
Актуальность проблемы
Цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Цели
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности;
- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- разработка индивидуальных форм работы;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- организация системы исследовательской работы учащихся;
- обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
- индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская работа;
- творческие мастерские.
Работа проводится в 4 этапа:
- Диагностический
- Разработка образовательного маршрута и организация работы
- Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
- Анализ результатов, коррекция проводимой работы
I ЭТАП
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1
| Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | Школьный психолог |
2 | Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Классный руководитель |
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» Цель: определение сферы интересов. | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог |
4 | Тест школьной тревожности Филлипса Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. | 3-4 неделя ноября | Школьный психолог |
5 | Социометрия. Автор - Дж.Морено. Цель: диагностика межличностных отношений. | 3-4 неделя декабря | Школьный психолог |
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие группы одаренности
Классификация учащихся по видам одаренности
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие виды одаренности
I. Oбщая интеллектуальная одаренность:
Лебедева Ксения
Мальцева Нина
Литвинчук Валентина
II. Творческая одаренность:
Верхотурова Ксения
Литвинчук Валентина
Мальцева Нина
III. Спортивная одаренность:
Балашова Елена
II ЭТАП
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Индивидуальный план развития учащихся является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
1 | Разработка маршрута одаренных детей. | 1 неделя октября | Классный руководитель |
2 | Корректировка календарно – тематического планирования с учётом выявления одаренности | 1 неделя октября | Классный руководитель |
3 | Составление учебного плана во внеурочной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, физической культуре | 1 неделя октября | Классный руководитель |
4 | Выбор темы исследовательских работ по интересующим предметам. | 2 неделя октября | Классный руководитель |
5 | Подбор материала | 2 неделя октября | Классный руководитель |
6 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Классный руководитель |
«Интеграция с другими специалистами» | |||
Составление карты познавательной деятельности детей психологом, классным руководителем. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. | |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителем. | октябрь | Образовательный маршрут | |
Прохождение тестов, предметных олимпиад, посещение кружков. | учебный год | Расписание посещений занятий | |
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, классным руководителем. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями | |
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель | раз в четверть | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. |
Планируемый результат: Вследствие проделанной работы ожидается повышение интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся, что будет отражено в итогах проведения олимпиад, конкурсов, внутришкольного мониторинга, результативность участия во Всероссийской проверочной работе.
III ЭТАП
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.
А также, рабата с одаренными детьми необходима для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность. Проблема решения комплекса свойств личности, входящих в понятие “творческие способности” требует длительной работы. Для этого на каждом уроке нужно создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию творческих способностей воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развивается настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.
На уроках русского языка и чтения предлагаются задания, направленные на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу, продолжить рассказ, составить рассказ на основе собственных впечатлений. Все виды работ должны быть продуманы так, чтобы ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока.
На уроках чтения учащиеся оценивают не только процесс и результаты работы, но и поступки героев произведения, характер рассказа, отношение автора к описываемым событиям. Вопросы ставятся так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например, чей план, из написанных на доске, более удачный. Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Например, при озаглавливании рассказа или частей рассказа половина класса предлагает различные варианты названий, а остальные ученики привлекаются к анализу и оценке предложенных заголовков, принимают или отвергают их.
Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученики аргументируют свой ответ. Задачу добиваться творческого подъема в классе решаются с помощью таких видов творческих заданий, которые предлагаюся детям на этом этапе работы с текстом после чтения:
1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами текста.
2. Серия рисунков к одному тексту (проиллюстрировать только одно предложение или один абзац произведения). После этого рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.
3. Портрет героя. Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем в классе проходит конкурс «Кто точнее».
4. Защита фантастических проектов
5. Составление писем и телеграмм от имени героев.
6. Изобрази, как представляешь.
7. Проектная деятельность.
Данное задание используется обычно после чтения произведений о природе. Ученики пробуют писать стихи, сказки. Работы потом использую на уроках - обобщения. Все свои работы ребята оформляют. Особое место в системе развития творческих способностей школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка.
Творческие работы - миниатюры стали обязательной частью уроков.
Например, на уроках математики используются различные задания повышенной трудности, с которыми легко ребята из группы общей интеллектуальной одаренности
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, поэтому я и уделяю особое внимание в подготовке учащихся, как к предметным, так и дистанционным Всероссийским олимпиадам.
IVЭТАП
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, КОРРЕКЦИЯ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ
Год участия | Название мероприятия | Уровень (образовательной организации, муниципальный, региональный, федеральный) | Результат участия | |
Количество участников | Количество победителей, лауреатов, призеров (1, 2, 3-е место) | |||
2021-2022 | Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку | Образовательная организация | 6 чел | Победитель – 6 чел. |
Всероссийская олимпиада школьников по математике | Образовательная организация | 6 чел | Участники | |
Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры | Образовательная организация | 5 чел | Диплом IIcт. – 2 чел. Диплом IIIcт. – 1 чел. | |
Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры | Муниципальный | 5 чел | Диплом IIcт. – 3 чел. | |
Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» | Образовательная организация | 6 чел | Диплом IIcт. – 1 чел. Диплом IIIcт. – 2 чел. | |
Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» | Муниципальный | 3 чел | Диплом IIcт. – 2 чел. Диплом IIIcт. – 1 чел | |
Общероссийская олимпиада школьников по основам религиозных культур и светской этики. | Образовательная организация | 5 чел | Диплом Icт. – 3 чел. Диплом IIcт. – 1 чел | |
Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» | Муниципальный | 3 чел. | Победитель – 1 чел. Призеры – 1 чел. | |
Лыжные соревнования «Сольбинская лыжня - 2022» | Образовательная организация | 5 чел. | Призеры – 2 чел. | |
2020-2021 | Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» | Образовательная организация | 5 чел | Диплом IIcт. – 1 чел. Диплом IIIcт. – 2 чел. |
Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» | Муниципальный | 5 чел | Диплом IIcт. – 1 чел. Диплом IIIcт. – 2 чел | |
Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» | Муниципальный | 3 чел. | Призеры – 1 чел | |
2019-2020 | Олимпиада «Азы православия» | Образовательная организация | 6 чел. | Диплом Icт. – 4 чел. Диплом IIcт. – 2 чел. |
Международный игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» | Образовательная организация | 6 чел. | Призеры – 2 чел | |
Международный природоведческий игра-конкурс по естествознанию «Астра-природоведение для всех» | Муниципальный | 6 чел. | Призеры – 2 чел | |
2018-2019 | Международный природоведческий игра-конкурс по естествознанию «Астра-природоведение для всех» | Муниципальный | 4 чел. | Победитель – 1 чел. Призеры – 2 чел |
Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» | Муниципальный | 2 чел. | Призеры – 1 чел |
Учителя начальных классов работают индивидуально с каждым ребенком, развивая у них нестандартное мышление, что в будущем поможет детям справляться с тестовыми заданиями при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.
Особая форма работы с одарёнными детьми - это театрализованные праздники, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Ученики класса принимают активное участие в общешкольных мероприятиях.
Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять также психомоторную или спортивную одаренность.
Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Вывод
Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.
В заключение, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми.
1) Безусловное понимание одаренного ребенка и уважение к его личности.
2) Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.
3) Следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легкоранимы.
4) От учителя больше всего требуются качества личностные, душевные.
5) Сотворчество учителя и ученика.
Литература
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
- Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
- Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004
- Internet
Приложение
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающейся 2 класса
Лебедевой Ксении
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуального маршрута для работы с отдельными учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Фамилия, имя ребенка – Лебедева Ксения.
Возраст – 9 лет
Вид одарённости – предметная
Склонности - математика, русский язык, окружающий мир
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – учитель начальных классов Кузьменко Александра Николаевна
- Актуальность ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предметам, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации во 2 классе и успешного обучения в 3 классе
- Данный образовательный маршрут составлен для ученицы 2 класса ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» Лебедевой Ксении
Цель: создание условий для расширения возможности реализации его интеллектуальных, творческих способностей, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
- Формирование мотивации для успешного обучения в 4классе
- Расширение сферы знаний в области математики, русского языка.
- Подготовка к успешному прохождению аттестации
- Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал
- Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:
- Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.
- Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
2.Профессионализмом педагога;
3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
4.Возможностями материально- технической базы ОУ.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ
1.Углубленное изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР
2.Овладение навыками самостоятельной работы
3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация.
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Лебедева Ксения по итогам предыдущего года обучения имеет отличные оценки. Девочка достаточно общительная. Отношения с учителями и с учащимися доброжелательные. На замечания и критику реагирует адекватно.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков достаточно высокий: умеет выделять главное, планировать свою работу, самостоятельно работает с книгой. Все письменные работы отличаются особой аккуратностью. Внимание устойчивое, объём внимания высокий. Степень развития наблюдательности средняя. Уровень развития логичности мышления, а также мыслительных операций отвлечения и обобщения высокий.
В достижении целей целеустремлен, решительный, но выдержан, старается все сделать самостоятельно, в работе организован и проявляет настойчивость.
Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.
Развертывание содержания по математике и русскому языку осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающимся:
- индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
- дополнительные занятия с Денисом; подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
- участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Поисковый метод;
- Проектный метод;
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
Принципы педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы организации: Общение с учителем; самообразование (работа с дополнительной литературой); посещение кружков «Занимательная математика», «Чистописание».
Формы контроля и отчета.
Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников
График и время посещения занятий
Понедельник, четверг 14 00 ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи.
Результаты: Систематизация основных типов вопросов по лингвистическим дисциплинам; способность решать задачи повышенного уровня сложности; погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления, аналитические навыки; успешная подготовка к олимпиадам.
Приложение
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающейся 2 класса
Мальцевой Нины
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуального маршрута для работы с отдельными учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Фамилия, имя ребенка – Мальцева Нина.
Возраст – 7 лет
Вид одарённости – предметная
Склонности - математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – учитель начальных классов Кузьменко Александра Николаевна
1.Актуальность ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предметам, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации во 2 классе и успешного обучения в 3 классе.
2.Данный образовательный маршрут составлен для ученицы 2 класса ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» Мальцевой Нины.
Цель: создание условий для расширения возможности реализации его интеллектуальных, творческих способностей, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
- Формирование мотивации для успешного обучения в 4классе
- Расширение сферы знаний в области математики, русского языка.
- Подготовка к успешному прохождению аттестации
- Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал
- Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:
- Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.
- Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
2.Профессионализмом педагога;
3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
4.Возможностями материально- технической базы ОУ.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ
1.Углубленное изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР
2.Овладение навыками самостоятельной работы
3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация.
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Мальцева Нина по итогам предыдущего года обучения имеет отличные оценки. Девочка достаточно общительная. Отношения с учителями и с учащимися доброжелательные. На замечания и критику реагирует адекватно.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков достаточно высокий: умеет выделять главное, планировать свою работу, самостоятельно работает с книгой. Все письменные работы отличаются особой аккуратностью. Внимание устойчивое, объём внимания высокий. Степень развития наблюдательности средняя. Уровень развития логичности мышления, а также мыслительных операций отвлечения и обобщения высокий.
В достижении целей целеустремлен, решительный, но выдержан, старается все сделать самостоятельно, в работе организован и проявляет настойчивость.
Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.
Развертывание содержания по математике и русскому языку осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающимся:
- индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
- дополнительные занятия с Денисом; подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
- участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Поисковый метод;
- Проектный метод;
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
Принципы педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы организации: Общение с учителем; самообразование (работа с дополнительной литературой); посещение кружков «Занимательная математика», «Чистописание».
Формы контроля и отчета.
Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников
График и время посещения занятий
Понедельник, четверг 14 00 ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи.
Результаты: Систематизация основных типов вопросов по лингвистическим дисциплинам; способность решать задачи повышенного уровня сложности; погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления, аналитические навыки; успешная подготовка к олимпиадам.
Приложение
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающейся 3 класса
Лебедевой Ксении
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуального маршрута для работы с отдельными учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Фамилия, имя ребенка – Лебедева Ксения.
Возраст – 10 лет
Вид одарённости – предметная
Склонности - математика, русский язык, окружающий мир
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – учитель начальных классов Кузьменко Александра Николаевна
- Актуальность ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предметам, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации в 3 классе и успешного обучения в 4 классе
- Данный образовательный маршрут составлен для ученицы 3 класса ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» Лебедевой Ксении
Цель: создание условий для расширения возможности реализации его интеллектуальных, творческих способностей, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
- Формирование мотивации для успешного обучения в 4классе
- Расширение сферы знаний в области математики, русского языка.
- Подготовка к успешному прохождению аттестации
- Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал
- Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:
- Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.
- Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
2.Профессионализмом педагога;
3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
4.Возможностями материально- технической базы ОУ.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ
1.Углубленное изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР
2.Овладение навыками самостоятельной работы
3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация.
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Лебедева Ксения по итогам предыдущего года обучения имеет отличные оценки. Девочка достаточно общительная. Отношения с учителями и с учащимися доброжелательные. На замечания и критику реагирует адекватно.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков достаточно высокий: умеет выделять главное, планировать свою работу, самостоятельно работает с книгой. Все письменные работы отличаются особой аккуратностью. Внимание устойчивое, объём внимания высокий. Степень развития наблюдательности средняя. Уровень развития логичности мышления, а также мыслительных операций отвлечения и обобщения высокий.
В достижении целей целеустремлен, решительный, но выдержан, старается все сделать самостоятельно, в работе организован и проявляет настойчивость.
Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.
Развертывание содержания по математике и русскому языку осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающимся:
- индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
- дополнительные занятия с Денисом; подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
- участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Поисковый метод;
- Проектный метод;
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
Принципы педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы организации: Общение с учителем; самообразование (работа с дополнительной литературой); посещение кружков «Занимательная математика», «Чистописание».
Формы контроля и отчета.
Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников
График и время посещения занятий
Понедельник, четверг 14 00 ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи.
Результаты: Систематизация основных типов вопросов по лингвистическим дисциплинам; способность решать задачи повышенного уровня сложности; погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления, аналитические навыки; успешная подготовка к олимпиадам.
Приложение
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающейся 3 класса
Мальцевой Нины
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуального маршрута для работы с отдельными учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Фамилия, имя ребенка – Мальцева Нина.
Возраст – 10 лет
Вид одарённости – предметная
Склонности - математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – учитель начальных классов Кузьменко Александра Николаевна
1.Актуальность ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предметам, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации в 3 классе и успешного обучения в 4 классе
2.Данный образовательный маршрут составлен для ученицы 3 класса ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» Мальцевой Нины.
Цель: создание условий для расширения возможности реализации его интеллектуальных, творческих способностей, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
- Формирование мотивации для успешного обучения в 4классе
- Расширение сферы знаний в области математики, русского языка.
- Подготовка к успешному прохождению аттестации
- Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал
- Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:
- Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.
- Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
2.Профессионализмом педагога;
3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
4.Возможностями материально- технической базы ОУ.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ
1.Углубленное изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР
2.Овладение навыками самостоятельной работы
3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация.
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Мальцева Нина по итогам предыдущего года обучения имеет отличные оценки. Девочка достаточно общительная. Отношения с учителями и с учащимися доброжелательные. На замечания и критику реагирует адекватно.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков достаточно высокий: умеет выделять главное, планировать свою работу, самостоятельно работает с книгой. Все письменные работы отличаются особой аккуратностью. Внимание устойчивое, объём внимания высокий. Степень развития наблюдательности средняя. Уровень развития логичности мышления, а также мыслительных операций отвлечения и обобщения высокий.
В достижении целей целеустремлен, решительный, но выдержан, старается все сделать самостоятельно, в работе организован и проявляет настойчивость.
Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.
Развертывание содержания по математике и русскому языку осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающимся:
- индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
- дополнительные занятия с Денисом; подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
- участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Поисковый метод;
- Проектный метод;
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
Принципы педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы организации: Общение с учителем; самообразование (работа с дополнительной литературой); посещение кружков «Занимательная математика», «Чистописание».
Формы контроля и отчета.
Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников
График и время посещения занятий
Понедельник, четверг 14 00 ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи.
Результаты: Систематизация основных типов вопросов по лингвистическим дисциплинам; способность решать задачи повышенного уровня сложности; погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления, аналитические навыки; успешная подготовка к олимпиадам.
Приложение
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающейся 4 класса
Мальцевой Нины
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуального маршрута для работы с отдельными учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Фамилия, имя ребенка – Мальцева Нина.
Возраст – 10 лет
Вид одарённости – предметная
Склонности - математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – учитель начальных классов Кузьменко Александра Николаевна
1.Актуальность ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предмету, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации в 4 классе и успешного обучения в 5 классе
2.Данный образовательный маршрут составлен для ученицы 4класса ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» Мальцевой Нины.
Цель: создание условий для расширения возможности реализации его интеллектуальных, творческих способностей, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
- Формирование мотивации для успешного обучения в 4классе
- Расширение сферы знаний в области математики, русского языка.
- Подготовка к успешному прохождению аттестации
- Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал
- Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:
- Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.
- Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
2.Профессионализмом педагога;
3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
4.Возможностями материально- технической базы ОУ.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ
1.Углубленное изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР
2.Овладение навыками самостоятельной работы
3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация.
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Мальцева Нина по итогам предыдущего года обучения имеет отличные оценки. Девочка достаточно общительная. Отношения с учителями и с учащимися доброжелательные. На замечания и критику реагирует адекватно.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков достаточно высокий: умеет выделять главное, планировать свою работу, самостоятельно работает с книгой. Все письменные работы отличаются особой аккуратностью. Внимание устойчивое, объём внимания высокий. Степень развития наблюдательности средняя. Уровень развития логичности мышления, а также мыслительных операций отвлечения и обобщения высокий.
В достижении целей целеустремлен, решительный, но выдержан, старается все сделать самостоятельно, в работе организован и проявляет настойчивость.
Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.
Развертывание содержания по математике и русскому языку осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающимся:
- индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
- дополнительные занятия с Денисом; подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
- участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Поисковый метод;
- Проектный метод;
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
Принципы педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы организации: Общение с учителем; самообразование (работа с дополнительной литературой); посещение кружков «Занимательная математика», «Чистописание».
Формы контроля и отчета.
Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников
График и время посещения занятий
Понедельник, четверг 14 00 ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи.
Результаты: Систематизация основных типов вопросов по лингвистическим дисциплинам; способность решать задачи повышенного уровня сложности; погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления, аналитические навыки; успешная подготовка к олимпиадам.
Приложение
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающейся 4 класса
Лебедевой Ксении
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуального маршрута для работы с отдельными учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Фамилия, имя ребенка – Лебедева Ксения.
Возраст – 11 лет
Вид одарённости – предметная
Склонности - математика, русский язык, окружающий мир
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – учитель начальных классов Кузьменко Александра Николаевна
1. Актуальность ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предметам, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации в 4 классе и успешного обучения в 5 классе
2. Данный образовательный маршрут составлен для ученицы 4класса ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» Лебедевой Ксении
Цель: создание условий для расширения возможности реализации его интеллектуальных, творческих способностей, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
- Формирование мотивации для успешного обучения в 4классе
- Расширение сферы знаний в области математики, русского языка.
- Подготовка к успешному прохождению аттестации
- Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал
- Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:
- Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.
- Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
2.Профессионализмом педагога;
3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
4.Возможностями материально- технической базы ОУ.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ
1.Углубленное изучение выбранных дисциплин в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР
2.Овладение навыками самостоятельной работы
3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация.
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Лебедева Ксения по итогам предыдущего года обучения имеет отличные оценки. Девочка достаточно общительная. Отношения с учителями и с учащимися доброжелательные. На замечания и критику реагирует адекватно.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков достаточно высокий: умеет выделять главное, планировать свою работу, самостоятельно работает с книгой. Все письменные работы отличаются особой аккуратностью. Внимание устойчивое, объём внимания высокий. Степень развития наблюдательности средняя. Уровень развития логичности мышления, а также мыслительных операций отвлечения и обобщения высокий.
В достижении целей целеустремлен, решительный, но выдержан, старается все сделать самостоятельно, в работе организован и проявляет настойчивость.
Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.
Развертывание содержания по математике и русскому языку осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающимся:
- индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
- дополнительные занятия с Денисом; подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
- участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Поисковый метод;
- Проектный метод;
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
Принципы педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы организации: Общение с учителем; самообразование (работа с дополнительной литературой); посещение кружков «Занимательная математика», «Чистописание»
Формы контроля и отчета.
Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников
График и время посещения занятий
Понедельник, четверг 14 00 ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи.
Результаты: Систематизация основных типов вопросов по лингвистическим дисциплинам; способность решать задачи повышенного уровня сложности; погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления, аналитические навыки; успешная подготовка к олимпиадам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста
Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...
Мастер – класс по изготовлению подарка для мамы в рамках совместной образовательной деятельности детей и родителей "Рамочка для мамочки"
Работа по изготовлению рамочки для фотографии проводится в рамках совместной образовательной деятельности родителей и обучающихся накануне 8 марта и будет использована в качестве подарка на праздник и...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В статье представлены практические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР)....
Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта
Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...
Конспект организованной образовательной деятельности детей средней группы и воспитателя М.В. Ковалевой «Что такое хорошо и что такое плохо».
Программное содержание. Продолжать воспитывать доброе отношение к окружающим.Углублять представления детей о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других, видеть по...
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра.
Презентация на МО....
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....