День молодого избирателя
план-конспект
Предварительный просмотр:
Сценарий урока-игры «День молодого избирателя»
Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти.
Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны.
Совсем скоро вы станете обладать правом выбирать и быть избранным. Сегодня мы с вами проверим ваши знания по этому вопросу.
Класс делится на четыре группы:
1 группа – избиратели
2 группа – члены избирательной комиссии
3 группа – кандидаты
4 группа – агитаторы
(чтобы разделить на 4 группы, нужно рассчитать всех на 1, 2, 3, 4, начиная с первой парты и соответственно разделить на группы. Обычно, на первых рядах сидят активные, а на последних пассивные ученики, поэтому важно всех распределить равномерно)
Часть 1. Работа с информационными материалами (20 минут: 5 мин. на подготовку и по 2 минуты на выступления)
В этой части занятия школьники знакомятся с механизмом участия в выборах, со стадиями избирательного процесса. Учащиеся, работая в группах, анализируют информацию с точки зрения определенной ролевой позиции избирателя, кандидата в депутаты, члена избирательной комиссии, агитатора за кандидата в депутаты. Именно эти ролевые позиции являются ключевыми при проведении избирательной кампании. Во второй части занимаются выполнением логических заданий, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают информацию.
Задания для всех групп готовится заранее и выдается в конвертах для каждой группы соответственно.
Задание для группы № 1.
Вы избиратель. Вам предстоит голосование. Как правильно реализовать свое избирательное право? Для этого познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:
1. Где избиратель может узнать о кандидатах?
2. Где происходит голосование? Какова продолжительность голосования?
3. Что такое избирательный бюллетень и где его можно получить?
4. Можно ли проголосовать вне избирательного участка?
5. Где и когда можно узнать результаты выборов?
По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.
Информационные материалы для учащихся.
(во время выступления каждой группы, представитель Избирательной комиссии дополняет ответы на вопросы и подробно объясняет)
В помещении для голосования на каждом избирательном участке оборудован информационный стенд, на котором размещены списки кандидатов, включающие биографические данные зарегистрированных кандидатов, сведения о доходах и об имуществе кандидатов, сведения об избирательных объединениях, выдвинувших списки кандидатов, информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, сведения о судимостях кандидата.
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт на избирательном участке. Избирательный бюллетень — избирательный документ для тайного голосования. Избирательный бюллетень содержит различные варианты вынесенного на голосование решения. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.
Избиратель, который не может самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, вправе проголосовать вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением.
Задание для группы №2.
Вы член избирательной комиссии. Вам необходимо зарегистрировать избирателей и провести голосование. Чтобы не нарушить избирательное право граждан, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие виды избирательных комиссий существуют?
2. Какой орган власти назначает выборы?
3. Кто может быть включен в списки избирателей?
4. Какие требования предъявляются к образованию избирательного участка?
5. Как происходит подсчет голосов? Кто может присутствовать при подсчете
голосов?
По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.
Информационные материалы для учащихся.
(во время выступления каждой группы, представитель Избирательной комиссии дополняет ответы на вопросы и подробно объясняет)
Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, депутатов Государственной Думы — Президент РФ. Важен и срок назначения выборов. Он не может быть меньше трех месяцев до голосования, поскольку необходимо провести подготовительные мероприятия и дать возможность гражданам познакомиться с кандидатами. Для голосования выбирается выходной день (воскресенье).
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ, Центризбирком), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии. Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо от этих органов, при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.
Регистрации в качестве избирателей подлежат все граждане, достигшие 18 лет. Она раз в полгода производится по месту жительства (постоянного или временного) органом местного самоуправления. Регистрации в качестве избирателей подлежат все граждане, достигшие 18 лет.
На основании данных о каждом проживающем избирательной комиссией составляются списки избирателей. Гражданин может быть включен в список только на одном избирательном участке, в противном случае избирателей у нас будет больше, чем граждан. Любой гражданин может прийти в участковую избирательную комиссию и выяснить, не забыли ли его включить в список.
При обнаружении неточностей, ошибок, пробелов избиратель вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию.
После того как выяснено, сколько имеется избирателей, образовываются избирательные участки. Дело в том, что на каждом из них не должно быть более 3000 человек, иначе в день выборов в помещении избирательного участка будет столпотворение. Участки объединяются в избирательные округа, для формирования которых выдвигаются свои требования по численности избирателей, но главное, чтобы они были по численности равными.
Голосование на выборах проводится в выходной день. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения, через средства массовой информации. Каждый избиратель голосует лично. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованной кабине. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем «сложения» содержащихся в них данных, окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Открытость и гласность процедуры подведения итогов заключается, в том числе, в присутствии на всех процедурах подсчета голосов и подведения итогов голосования, наряду с членами комиссии, общественных наблюдателей.
Задание для группы № 3.
В будущем вы решили связать свою жизнь с политикой и стать кандидатом в депутаты. Познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:
1. Кто может быть кандидатом в депутаты в представительные органы власти?
2. Существуют ли ограничения для выдвижения кандидатов?
3. Кто может выдвинуть в кандидаты депутата?
4. Какие шаги нужно предпринять, чтобы стать кандидатом в депутаты?
5. Какие сведения кандидат в депутаты должен о себе предоставить?
По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.
Информационные материалы для учащихся.
(во время выступления каждой группы, представитель Избирательной комиссии дополняет ответы на вопросы и подробно объясняет)
Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, независимо от того, где он проживает и достигший на день голосования 21 года. Правом быть избранным депутатом Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай обладают граждане, имеющие право голоса на республиканских выборах, не ограниченные в своей дееспособности, достигшие ко дню данных выборов 21 года. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы на различные должности реализуется не одинаково. В целом таким правом пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Партия должна насчитывать не менее 500 членов и иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. В противном случае политическая партия не подлежит государственной регистрации, а значит, не вправе выдвигать своих кандидатов. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.
Кандидат должен подать заявление о своем желании баллотироваться на выборах, где помимо данных о себе он обязан указать сведения о размере и источниках доходов, об имуществе и вкладах в банках. Избиратели должны знать то, с чем кандидат пришел во власть и с чем он из нее выйдет, чтобы затем решить, не использовал ли он ее в своих целях. Эти данные проверяются и доводятся до сведения избирателей. В случае самовыдвижения кандидат обязан собрать подписи в свою поддержку.
Если все требования выполнены, то ЦИК РФ (смотря какие уровни выборов) производит регистрацию кандидата и выдает ему удостоверение.
Но кандидату могут и отказать в регистрации, если:
• представлен неполный набор документов;
• грубо нарушен порядок сбора подписей;
• представлены недостоверные данные о личности кандидата;
• нарушены правила финансирования предвыборной кампании кандидата;
• обнаружены злоупотребления свободой средств массовой информации (например, пропаганда войны, национальной розни и др.);
• имеются другие нарушения.
Задание для группы № 4.
Представьте себе, что на предстоящих выборах вам предстоит агитировать за кандидата в депутаты. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не нарушить закон, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое агитация?
2. Кто имеет или не имеет право проводить агитацию?
3. Имеете ли вы право проводить агитацию?
4. Когда можно начинать и нужно заканчивать агитацию и почему?
5. Какие средства можно использовать для агитации?
По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.
Информационные материалы для учащихся.
(во время выступления каждой группы, представитель Избирательной комиссии дополняет ответы на вопросы и подробно объясняет)
Предвыборная агитация — это деятельность, цель которой побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Можно агитировать и против голосования вообще. Кто может агитировать? В принципе, такое право дается любым гражданам, достигшим 18 лет, и организациям. Но, понятно, активно этим занимаются сами кандидаты и политические партии. Однако есть ограничения, касающиеся субъектов агитационной деятельности. Так, агитационные действия запрещены:
• военнослужащим (у них много своих обязанностей по защите государства, и если они будут отвлекаться на агитацию, то некому будет защищать его границы);
• государственным органам и государственным служащим (они должны служить всему обществу и быть политически нейтральными, поскольку они существуют на налоги, которые уплачивают все граждане, независимо от политической ориентации);
• членам избирательных комиссий (агитация за кого-либо, естественно, может породить сомнения в их объективности, а в результате легитимность выборов будет сведена на нет);
• иностранным гражданам (чаще всего они не располагают необходимой информацией и могут ввести граждан в заблуждение);
• представителям СМИ (они должны выполнять основную свою функцию — информирование граждан, а не вести агитацию);
Для агитации подходят далеко не все средства. Понятно, что наиболее эффективно можно подать кандидата в нужном свете с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания). Но СМИ могут использовать для агитации только сами кандидаты и политические партии. Можно также проводить собрания и другие агитационные мероприятия (например, концерты, митинги, шествия, публичные дискуссии, лекции, беседы). Можно распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Все это можно делать только при выполнении двух условий: 1) с согласия самого кандидата и 2) за счет избирательного фонда кандидата, предельные размеры которого ограничиваются законом. Сделано это для того, чтобы хоть как-то обеспечить равенство кандидатов в избирательной гонке.
Законом устанавливается срок агитации: она начинается со дня выдвижения кандидатов, списка кандидатов, а агитация в средствах массовой информации начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается за сутки до выборов. В избирательном процессе от агитации зависит многое.
Вот почему порой здесь допускаются злоупотребления. Наиболее часто встречается подкуп избирателей (вручение подарков, денежных средств, льготная распродажа товаров, предоставление каких-либо услуг бесплатно или на льготных условиях, а равно обещание сделать это).
Часть 2. После представления работы групп, учащиеся выполняют задания на закрепление и обобщение материала и фронтально обсуждают результаты.
Задания заранее готовятся для групп отдельно и выдается в конвертах
Обобщающие задания для учащихся:
1. Расставьте в логической последовательности стадии избирательного процесса:
1) Голосование, подведение итогов, их опубликование.
2) Выдвижение кандидатов и их регистрация.
3) Назначение выборов.
4) Составление списков избирателей. Образование избирательных участков и округов.
5) Предвыборная агитация.
Ответ 3–4-2–5-1 Назначение выборов. Составление списков избирателей. Образование избирательных участков и округов. Выдвижение кандидатов и их регистрация. Предвыборная агитация. Голосование, подведение итогов, их опубликование.
2. Уберите лишнее в ряду и объясните свой выбор:
1) 18 лет, 21 год, 55 лет, 35 лет
2) Президент РФ, Государственная Дума РФ, Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай, Правительство РФ.
3) Ящик для бюллетеней, кабина для заполнения бюллетеней, избирательный бюллетень, предвыборная листовка
Ответы:
1) В первом ряду лишним является возраст 55 лет. 18 лет — гражданин начинает пользоваться активным избирательным правом; 21 год — гражданин может быть избран депутатом в законодательный и представительный орган РФ — Государственную Думу, Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай; 35 лет — гражданин может быть избран Президентом Российской Федерации. 55 лет — возраст, не являющийся определяющим для избирательного права.
2) Во втором ряду лишнее слово — Правительство. Президент РФ, Государственная Дума РФ, Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай — органы власти, избираемые гражданами Российской Федерации. Правительство — назначаемый орган власти.
3) В третьем ряду лишнее слово — предвыборная листовка. Ящик для бюллетеней, кабина для заполнения бюллетеней, избирательный бюллетень — термины, относящиеся к стадии голосования, листовка же используется на стадии предвыборной агитации избирательного процесса.
Часть 3. Анализ ситуаций (10 минут)
Принципы избирательного права:
1. Принцип всеобщего избирательного права. Он заключается в предоставлении права голосовать независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
2. Принцип равного избирательного права. Это означает, что каждый избиратель, независимо от своего возраста, личностных качеств, имущественного, должностного и иного положения, наделяется всего лишь одним голосом.
3. Принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы. Так выбираются президент, депутаты. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальными лицами или органами.
4. Тайное голосование. Этот принцип означает, что при голосовании исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина. Достигается это как усилиями самого гражданина (он должен голосовать лично и не передоверять это другим лицам), так и организаторами выборов (бюллетени для голосования они должны отдавать только в руки самих избирателей при предъявлении паспорта, для их заполнения предоставляются специально оборудованные кабинки, после заполнения бюллетени опускаются в опломбированные ящики).
5. Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. За неучастие в выборах на него не налагается также никакой юридической ответственности.
Учащиеся, работая в группах, соотносят принципы избирательного права и реальные ситуации. Определяют нарушение принципов избирательного права.
Задание для учащихся:
1. Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.
2. Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.
3. Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте.
Ситуация 1
11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу.
В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).
Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
Ситуация 2
Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.
Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.
Ситуация 3
Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.
Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.
Ситуация 4
Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать.
Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.
Часть 4. Рефлексия (5 минут)
В формате дискуссии учащиеся обсуждают ключевые вопросы по теме урока.
Вопросы для обсуждения:
• Почему, на ваш взгляд, выборы считают величайшим изобретением человечества?
• В чем состоит их назначение?
Основной вывод:
Выборы — это реальная возможность реализации гражданской позиции.
Выборы — это механизм реализации принципов демократии в обществе.
Выборы имеют важное значение для обеспечения стабильности существующей политической системы Российской Федерации, воспроизводства и функционирования институтов власти и, с учетом этого, влияют на обеспечение национальной безопасности.
Подводя итоги работы, учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что узнал на уроке?
2. Над какими вопросами задумался?
3. Что стало важным в результате урока?
Мы благодарим наших гостей и участников викторины. Думаем, что наша встреча не прошла бесследно. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать свои права. Сегодняшняя викторина показал, что вы знаете основы избирательного права.
На минуту станьте серьезней,
И поймите – голос ваш важен.
И понять это должен каждый
И дерзайте пока не поздно!
Будущее выбираем МЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День молодого душой человека
Цель: 1) продолжать воспитывать доброжелательность, уважение и любовь к старшему поколению;2) научить детей правильно выражать свои эмоции;3) развивать память, воображение;4) развивать актёрские спосо...
Классный час "Будущие избиратели"
Классный час познакомит детей с процессом проведения выборов в нашей стране. Дети пополнят свой словарный запас новыми словами. Такая форма работы позволит развивать чувство ответственности, гражданск...
Месячник молодого избирателя
Сегодня – ученик, завтра – избиратель....
разработка внеклассного мероприятия "День молодого избирателя"
данноемероприятие разработано с целью формирования у учащихся активной жизненной позиции, повышения правовой культуры в области избирательного права, создания условий для социализации школьников....
Праздник второй молодости (День пожилых людей))
Праздник второй молодостиУченикЧто сегодня вдруг случилось?Что сегодня вдруг стряслось?Посмотрите, сколько в залеДам и кавалеров красивых собралось! ВедущийДобрый день, дорогие гости, добрый день...
Классный час "Молодой избиратель"
Тема: Молодой избирательЦель: создание условий для формирования у младших школьников о том, кто такой молодой избиратель, формирования понятия «право выбора»...
Деловая игра для младших школьников ко Дню молодого избирателя «Что такое выборы?»
Методическая разработка поможет учителю в игровой форме повысить уровень правовой грамотности младших школьников....